Давно я не баловал вас и себя записями в этом журнале. Но вот именно сейчас, когда на термометре за окном 28 ниже нуля, думаю, самое время вспомнить теплую чешскую осень. Компенсируя длительное молчание, постараюсь разразиться длинным и интересным постом о месте, про которое большинство из вас, вероятно, прежде никогда не слышало, но уже сегодня, надеюсь, вы внесете его в свои персональные списки must visit. Оно того стоит. Правда-правда!
Как вы помните (или вдруг вы помните), в своем повествовании я остановился на прогулках по городу Брно - столице исторической области Чехии под названием Моравия. По счастливому стечению обстоятельств (на самом деле нет) в Моравии оказался не только я, но и одна из главных достопримечательностей Чехии - система карстовых пещер, именующаяся Моравским Красом.
Мы привыкли к тому, что Чехия - это средневековые замки, готические соборы, барочные дома, лучшее в мире пиво, потрясающее современное искусство, но в тех местах, оказывается, постарались не только люди, но и природа, причем, что естественно, задолго до первых.
Накануне поездки в Моравский Крас я дотошно выяснял все особенности перемещения на чешском транспорте, для меня было много новостей в этом плане. Например, что билет на поезд до города Бланско действителен и в автобусе до Скального Млина, а ехать с помощью этого билета я могу на любом поезде между указанными в нем населенными пунктами в любое время в течении суток с момента валидации, а валидировать я должен его непосредственно перед посадкой в поезд в специальном желтом терминале на перроне станции. Все это на прекрасном английском рассказал мне чех в окошке информации на вокзале Брно. И тут я подумал, а как иностранцы чувствуют себя у нас где-нибудь в провинции, столкнувшись с особенностями того же транспорта, например.
- На следующее утро я сел в поезд до Бланско. Фотография из окна, дающая в очередной раз представление о том, насколько близки языки славянской группы.
- А тут я уже в Бланско. Ехать кстати всего-то километров 25-30. Поезд в пути делал много коротких остановок. Для меня главным делом в тот момент было не пропустить нужную мне остановку. Для этого я считал тоннели, через которые проезжал поезд, сверяясь с картой на телефоне.
- От автостанции Бланско, что удачно расположена прямо на привокзальной площади, до Скального Млина, возле которого и находится заповедник Моравский Крас, ходит рейсовый автобус. Ехать там километров семь. Большой автобус был практически пуст, кроме меня в нем ехало всего двое местных старичков, что в тот момент меня немного озадачило. Ведь я-то полагал, что еду в популярное туристическое место. На всякий случай я попросил у водителя сфотографировать его путевой лист, чтобы знать, когда мне лучше быть на остановке для отъезда обратно в Бланско. Возможно, с тех пор ничего не изменилось и вам пригодится.
- Автобус привез меня к месту на самом краю заповедника. Здесь располагался информационный офис с кассами, кафе и сувенирная лавка. Кстати, постарайтесь запастись водой и перекусом заранее и даже если не сделали этого в Брно или Бланско, то купите втридорога хотя бы здесь, поскольку территория у заповедника огромная и пункты питания вы редко где встретите.
- О том, что заповедник большой и ходить придется много, намекают туристические паровозики, которые в тот день кстати не работали, видимо, не сезон.
- На стойке информации я был огорошен тем, что все пять открытых для посещения пещер я сегодня не увижу. Опять же из-за размеров заповедника. Сотрудник уточнил у меня, приехал я на машине или на велосипеде, услышав в ответ горькую правду о том, что я как бы только на своих двоих, объяснил, что в пешей доступности есть лишь две пещеры (Катаржинская и Пунква), до остальных же добираться многие километры. Единственным утешением стало то, что именно Пунква является самой главной точкой притяжения в Красе.
- Но и до нее предстояло пройти километра полтора - два. Пешие туристы в целях экономии сил протоптали хорду к дуге официальной асфальтовой дорожки.
- То и дело меня обгоняли велосипедисты. Здесь это лучший способ передвигаться по заповеднику и успеть увидеть все, но кто ж знал. Да и если бы знал, то чё.
- Красота вокруг: скалы, лес, речка.
- Километры мотаются с удовольствием.
- Тем более, я знал уже, что моя экскурсия начинается лишь через пару часов, торопиться не стоит. Поэтому я просто шел и любовался.
- В Моравском Красе 1100 больших и маленьких пещер.
- Но, как уже было сказано, доступны для посещения лишь пять.
- Но только Пункву посещают все.
- Ведь где еще мощно проплыть по реке внутри пещеры. На фотографии конечная точка путешествия по Пункве.
- Не знаю кто это, но если мысленно приставить бороду, то…
- Отвесная скала напротив входа в Пункву. Я в ожидании экскурсии, мне нужно убить немного времени. Делаю это с удовольствием.
- Ну вот мы и внутри. Сталагмиты.
- И сталактиты.
- Здесь и далее прошу прощения за качество фотографий, моя цифромыльница не была предназначена для подобных условий съемки с рук.
- И это кстати лишний повод увидеть все своими глазами.
- Я в пещерах раньше не бывал, для меня все было ново и интересно.
- Пещеры представлялись мне ранее узкими труднопролазными норами, а тут такие огромные залы.
- Хотя от основной туристической тропы отходят рукава именно таких размеров и свойств, которые я себе и представлял.
- Огромный сталагмит, хотя дальше будут и поболее.
- Чудо природы. К сожалению, они никогда не встретятся.
- Тонкая работа.
- «Турецкий минарет».
- Посмотрел за окно на наши -28 и хочу сказать, в пещерах тоже не сильно тепло (практически круглогодично здесь около 8 градусов). Не забудьте теплые вещи, даже если вы едете туда жарким летом.
- Все мало-мальски выдающиеся образования здесь имеют свои имена. Это, возможно, «Палантин».
- Я старался держаться на расстоянии от группы, большая часть которой, как обычно, крутилась возле экскурсовода, поэтому много информации пропустил, променяв ее на собственные впечатления.
- По этой причине у меня есть мало что сказать, зато много что показать.
- Большинство всех показанный мной до это момента и немного ниже фотографий располагаются в Переднем зале или Зале Мацарика (в честь уважаемого здесь первого чешского президента).
- Перепад высот по время экскурсии по пещере составляет 187 м.
- Стоит заметить, что грот Масарика был обнаружен случайно во время прокладки искусственных проходов.
- Бахрома.
- Неожиданно из темницы мы попадаем в царство дневного света и обнаруживаем себя на дне 138-метровой пропасти.
- Это знаменитая Мацоха (в переводе с чешского «мачеха»). Легенда гласит, что злая мачеха привела на край пропасти пасынка, чья смерть должна была, как ей казалось, улучшить здоровье ее собственного сына.
- Когда-то это место тоже было залом пещеры, но его свод обвалился.
- Далее туристов ждут лодки, которые отвезут их в другой зал, а после и к выходу. Катание на лодке по пещере - особое впечатление. Местами приходится нагибаться, чтобы не ушибиться о низкий свод, лодка постоянно ударяется бортами об узкие стены прохода. Снимать с лодки запрещается в целях вашей же безопасности, но я, конечно, снимал, хотя ничего из того, что получилось, показать вам не решусь - темнота и движение сделали свое дело.
- Это вроде «Ангел».
- Снимать в следующем зале одно удовольствие. Дело в том, что в лодку умещается всего с дюжину человек и приходят они поочередно, так что в этом зале не бывает толп, можно сполна насладиться тишиной и красотой этого места.
- Сталактиты. За время подготовки поста я уже в четвертый раз заглядываю в википедию, чтобы вспомнить что есть сталактит, а что сталагмит. Ставь лайк, если тоже всегда их путаешь.)
- Сталагмит.
- Красотища же?
- Цена билета в пещеру вроде была 90 крон. Стоит учесть, что в Чехии заканчивают работать рано и вечерами напролет пьют пиво, поэтому пещера закрывается в 4 после полудня, а в зимний период (с октября) и вовсе не работает.
- Если пройти от Пунквы по дорожке чуть дальше, то можно наткнуться на фуникулер, который доставляет всех желающих на вершину пропасти Мацоха, если так можно выразиться.
- Я справедливо решил, что лучшего вида провала, чем был у меня, получится вряд ли и сэкономил деньги и время для других развлечений. Как видно, ритерн тикет обошелся бы мне в 90 крон. Прямо скажем, дороговато.
- Позже в Алматы я накатался на таком же фуникулере вдоволь, так что теперь нисколько не переживаю по поводу упущенной возможности.
- Пора возвращаться к исходной точке пути.
- Но это еще не конец.
- Пещера Катерины, в которую я и направляюсь, находится практически у самого входа, поэтому ее я оставил на потом.
- Местное творчество. Мама, папа, я.
- Познавательная страничка.
- А вот и вход в пещеру. Снимать здесь разрешается только за отдельную плату, но я решил, что глупо платить за фотографии, которые, вероятно, в большинстве своем не получатся. Лишь пара человек из группы, а нас набралось человек пятнадцать, заплатили за съемку.
- Чехам плевать, что сюда едут туристы со всего света - экскурсовод говорит исключительно на чешском. Зато именно тогда я осознал, что понимаю примерно 30% от сказанного на этом языке. Муляж скелета медведя.
- Лес.
- Вообще эта пещера сравнительно небольшая, поэтому чтобы разнообразить и удлинить экскурсию, сюда добавили интерактив - где-то светом поиграют, где-то продемонстрируют акустику зала включением классической музыки.
- Водопад.
- Турист справа изображает фейспалм.
- Мы вновь вышли на свет божий и теперь уже окончательно. Впереди скачка до автобуса и с автобуса на поезд, к прибытию которого я едва не опоздал. С другой стороны, опоздай я и у вас была бы возможность прогуляться со мной по Бланско, но в другой раз, видимо)
Предыдущие посты по теме:
Евротур-2015. День первый. Омск-Новосибирск-Прага Евротур-2015. День первый. Прага Евротур-2015. День второй. Прага Евротур-2015. День второй. Прага (продолжение) Евротур-2015. День третий. И снова Прага Евротур-2015. День четвертый. Плзень Евротур-2015. День пятый. Регенсбург
Евротур-2015. День шестой. Ландсхут Евротур-2015. День седьмой. Мюнхен Евротур-2015. День седьмой. Мюнхен (продолжение) Евротур-2015. День восьмой. Назад в Мюнхен Евротур-2015. День восьмой. Английский сад Мюнхена Евротур-2015. День восьмой. Прощание с Мюнхеном Евротур-2015. День десятый. Зальцбург, привет Евротур-2015. День десятый. Опять Зальцбург Евротур-2015. День десятый. Еще немного Зальцбурга Евротур-2015. День десятый. Зальцбург forever Евротур-2015. День десятый. Зальцбург - всё Евротур-2015. День десятый. Пересадка в Линце Евротур-2015. День одиннадцатый. Начало прогулки по Чешскому Крумлову Евротур-2015. День одиннадцатый. По крумловским улицам Евротур-2015. День одиннадцатый. Крумловский замок Евротур-2015. День одиннадцатый. Парк замка Чешского Крумлова Евротур-2015. День одиннадцатый. Чешский Крумлов. Остатки сладки Евротур-2015. День двенадцатый. Ческе Будеёвице. Часть 1 Евротур-2015. День двенадцатый. Ческе Будеёвице. Часть 2 Евротур-2015. День двенадцатый. Брно. Вечерняя прогулка Евротур-2015. День четырнадцатый. Брно Евротур-2015. День четырнадцатый. Брно (продолжение) Евротур-2015. День четырнадцатый. Замок Шпильберк