Тель Арад.

Feb 07, 2023 09:20



Библейскую историю захвата Ханаана древнеизраильскими агрессорами принято начинать с перехода через Иордан и разрушения стен мегараспиаренного Иерихона. Но перед тем, как сыны израилевы триумфально вошли в землю обетованную с востока, они побывали на её южной окраине, в окрестностях города Арад:

И услышал Кынааней, царь Арада, живший на юге, что Исраэйль идет дорогою от Атарима, и вступил он в сражение с Исраэйлем, и захватил у него пленных. И дал Исраэйль обет Г-споду, и сказал: если предашь народ этот в руки мои, то разгромлю города их. И услышал Г-сподь голос Исраэйля, и предал Кынаанеев, и разгромили они их с городами, и нарекли имя месту тому Хорма (Разгром).
(Бамидбар 21:1)

Дальше в Бамидбар 30:40 повторяется, что "услышал Кынааней, царь Арада, который жил в Нэгэве (на юге), в земле Кынаанской, о приходе сынов Исраэйля", и в следующей же фразе сыны израилевы направляются в заиорданье. Следует ли понимать так, что несмотря на описанный ранее разгром ханаанеев, пройти с юга всё же не удалось, или что всё шло по плану - выбор читателя... В Иегошуа 12:14 цари Хормы и Арада значатся в списке "поражённых" противников; далее в 15:3 южная граница надела Иегуды проходит через Адар (вероятная очепятка). И наконец, Арад и Хорма появляются в соседних предложениях в Шофтим 1:16-17; причём Хорма опять фигурирует в качестве нового названия в честь (нового) разгрома.

И сыны Кэйни, тестя Моше, поднялись из Города Пальм с сынами Йеудиными в пустыню Йеудейскую, которая на юге от Арада, и пошли, и поселились среди народа. И пошел Йеуда с Шимоном, братом своим, и поразили Кенаанеев, жителей Цефата, и разгромили его, и назвали этот город Хорма.

Внебиблейские источники мало нам дают. В минус 10-м веке фараон Шешонк упомянул сабж в списке захваченных городов. Много веков спустя Ономастикон Евсевия помещает Арад в 20 милях к югу от Хеврона.

В 1838-м Эдвард Робинсон взглянул издали на холм по имени Тель Арад (высота 570 м над уровнем моря и порядка 40 метров над окружающей местностью); и на основании названия и местонахождения, более-менее соответствовавшего данным Евсевия, разместил там вышеупомянутый библейский Арад. В 1950-х на холме побывали с археологической разведкой Нельсон Глюк из американской археологической школы и Давид Алон из управления древностей. В 1962-м километрах в семи к востоку был основан современный город, названный в честь античного. В том же году (и с подачи руководившего планированием современного Арада Арье Элиава) Рут Амиран и Йоханан Аарони занялись раскопками теля. После первого сезона оказалось, что работы хватит для двух экспедиций; и в дальнейшем Аарони сосредоточился на вершине холма, а Амиран занялась нижней его частью. По итогам раскопок имеем поселение позднего халколита; город периода ранней бронзы; израильское поселение и затем крепость железного века. Эта крепость почти наверняка называлась Арад; помимо уже упомянутого бедуинского названия холма, согласно Герцогу слово "Арад" фигурирует в паре местных надписей. Однако ожидаемого, исходя из ТАНАХа, города поздней бронзы на месте не оказалось. Подобного рода конфузы случались у библейских археологов и раньше (например, страсти вокруг города Ай) и предполагают два решения - либо город, с которым сражались древние евреи, находился в другом месте; либо его не было вообще (а мы имеем дело с этиологической легендой, пришедшей в голову тем самым древним евреям, наткнувшимся на ещё более древние раннебронзовые руины). Было бы неплохо также разобраться, что за Хорма такая...

Энциклопедия археологических раскопок упоминает следующие гипотезы:
- Биньямин Мазар: Арад - название географической области; столица царя Арада находилась в городе Хорма; последний следует идентифицировать с Тель Малхата, километрах в 12 к юго-западу от Тель Арад. Однако оказалось, что на Тель Малхата тоже нет поздней бронзы.
- Йоханан Аарони: рассказ в книге Бамидбар основан на среднебронзовых традициях о двух городах, Арад и Хорма, которые следует идентифицировать с Тель Малхата и Тель Масос (ещё километров на 5 западнее) соответственно.
- Надав Нааман: книга Бамидбар описывает судьбу исключительно Хормы, которую правильнее искать намного западнее, на Тель Халиф (25 км к западу от Тель Арад); много позже редакторы ТАНАХа по какой-то причине приплели сюда кенитскo-иудейский Арад. Предлагал ли Нааман разместить последний на Тель Арад или в каком-либо другом месте, мне понять не удалось.
- Фолькмар Фриц, участник раскопок на Тель Арад, высказался за этиологическую легенду.

Первым делом автор направился в древнеизраильскую часть Тель Арад, расположенную на самой высокой точке холма, в северо-восточной части бывшего раннебронзового города. Археологи (Амиран и Аарони в 1962, Аарони в 1963-7) накопали в этом месте 13 культурных слоёв. Самый ранний - остатки ранней бронзы, практически уничтоженные в более поздние периоды. Дальше после полуторатысячелетнего перерыва идёт слой номер XII - неукреплённое поселение площадью менее 5 дунамов, которое Аарони датировал рубежом 12-11 веков до нашей эры; Зеэв Герцог, принимавший участие в тех раскопках и в 2002-м опубликовавший отчёт об оных, предложил "омолодить" поселение на целых 200 лет.

Позже на том же месте построили крепость с казематной стеной размером примерно 55 на 50 метров, с воротами в северо-восточном углу, башнями по углам, ещё двумя башнями на западной стороне и, наверно, на остальных тоже. Толщина внешней стены 1.6 м, внутренней 1.4 м, и промежуток между ними 2 м. Аарони относит крепость примерно к правлению Соломона (10-й век), а её уничтожение приписывает Шешонку (925). Герцог, естественно, сдвигает и датировку крепости, на рубеж 9-8 веков. Дальнейшие 5 слоёв (X - VI) представляют собой вариации на ту же тему, датированные 9-м или 8-м (смотря кому верить), 8-м (дважды), 7-м и рубежом 7-6 веков до н.э. соответственно. Точку, как видно, поставили вавилоняне в 586-м. Стена у всех этих крепостей была сплошная, ворота с востока защищены двумя башнями, а больше башен не видать. Возможную высоту стены Герцог оценивает в 8-10 метров, но тут трудно сказать что-то определённое. Дополнительную защиту создавал гласис; он опирался на низкую стену на расстоянии 10-12 метров от крепостной.

После некоторого перерыва локация была заселена в персидский период (5-4 века, вероятно крепость); дальше последовала эллинистическая башня (3-2 века, 12 на 12 м); потом римский форт (строение с внутренним двором, примерно 50 на 25 м) конца 1-го века уже нашей эры; на протяжении византийского периода форт был заброшен, но в 7-8 веках его отремонтировали, расширили и приспособили предположительно под каравансарай. Последний культурный слой представляет собой бедуинское кладбище 10-16 веков.

Среди прочих находок археологи насобирали порядка 200 остраконов; из них 107 на иврите, некоторые представляют собой письма, касающиеся снабжения гарнизона и адресованные некоему Эльяшиву, сыну Эшиягу, вероятно коменданту или интенданту. Интересно, что Герцог настаивает на принадлежности остраконов с именем Эльяшива двум различным слоям (VII и VI), которые, видимо, следовали один за другим с небольшим перевывом. Другая половина остраконов относится к более поздним периодам: 85 персидского периода на арамейском, 2 греческих и 5 арабских.



(Энциклопедия археологических раскопок)

Крепость с юго-востока; сплошные стены поздней крепости реконструированы до высоты метра 3; где-то должна быть линия, отмечающая их высоту на момент раскопок, но что-то я не могу её разглядеть... Хорошо видно, что стена состоит из секций, сдвинутых на небольшое расстояние одна относительно другой; зачем такая фича - неясно, для фланкирующего огня сдвиг выглядит слишком малым.





Запад:





Север:



И восток:



Ворота:



Южная башня ворот:







Северная башня ворот:





Северо-восточный угол крепости занимали склады:







В северо-западном углу крепости находился храм. Подобно иерусалимскому храму, в здешнем просматривается разделение на три последовательных пространства; первым служит двор (12 на 7.5 м) с жертвенником у северной стены, дальше к западу находится "поперечное" прямоугольное помещение (10.5 на 2.9 м), и к противоположной стене помещения пристроена ещё одна небольшая комната (1.8 на 1.1 м), которую интерпретируют как святая святых. Ещё одно строение, с двумя входами со двора, находилось к северу от жертвенника. В храме нашли два остракона с известными из ТАНАХа именами священников - Пашхур и Меремот. По мнению Аарони, храм был построен на месте культового центра предшествовавшего неукреплённого поселения; появился в первой же крепости; в конце 8-го века (реформы Хизкиягу ?) перестал использоваться двор; остальное функционировало предположительно до реформ Иошиягу в 7-м веке; т.е. в общей сложности храм работал лет 300. Герцог не видит свидетельств существования раннего культового центра, относит храм исключительно к двум инкарнациям крепости (слои X и IX, 8 век), и оценивает время его сушествования менее чем в 50 лет, до реформ Хизкиягу. Так или иначе, храм был "закрыт" относительно аккуратно, а не разгромлен/сожжён.





Жертвенник во дворе; в маленькой комнатке слева нашли два культовых сосуда; видимо, там хранился храмовый инвентарь.



Прямоугольная комната:



В святая святых Аарони обнаружил два жертвенника и стелу-мацеву; в процессе закрытия храма их, похоже, уложили на пол и засыпали землёй; кроме того, в стены были вмонтированы ещё два каменных блока, похожие на стелы. Эти находки (а также подобранные во дворе храма женские фигурки) навели некоторых исследователей на мысль, что (на раннем этапе ?) в храме поклонялись двум божествам, и второй могла быть Ашера. Интересно, что относительно старых фотографиях святая святых можно увидеть две стелы (см. напр. здесь), а теперь осталась одна... Кроме того, недавно археологи решили изучить органический материал, сохранившийся на поверхности жертвенников, и обнаружили на меньшем жертвеннике каннабис; до сих пор данных об использовании каннабиса в наших краях в этот период не было.



Запасы воды для гарнизона хранились в выдолбленном в камне резервуаре. Дополнительные раскопки резервуара проводил в 2007-9 Иегуда Гуврин, и в 2013-м Светлана Талис. По итогам раскопок Гуврина Цвика Цук сообщает, что ёмкость резервуара составляла примерно 400 кубометров. Резервуар наполнялся посредством канала, начинавшегося за западной стеной крепости (см. ниже).













По периметру крепости:





Интерьер объекта из северо-западного угла:



Руины у подножия западной стены; если я правильно понимаю - остатки вышеупомянутого неукреплённого поселения, и возможно подпорная стена гласиса ?



Там же - канал, проходивший под гласисом и служивший для наполнения резервуара; длина канала составляла 24 метра и ширина 30 см. Воду, вероятно, таскали наверх из колодца, выкопанного на территории раннебронзового города, метрах в 120 от крепости. Над каналом, по Герцогу, находился потайной ход из крепости в виде тоннеля высотой 1 метр и шириной 50-70 см, видимо с выходом где-то посреди гласиса.



Дальше:





Южная часть крепости; здесь просто жилые помещения:





Построенная на руинах прежних укреплений эллинистическая башня:







Продолжение следует...

Фотографии: в wikimedia commons.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (volume 1)
The Fortress Mound at Tel Arad an Interim Report By Ze'ev Herzog
Arad in the Topographical List of Shishak By Nadav Naaman
The Implications of the Arad Temple for the Question of Dating P By Jorge Luiz Da Silva (PDF)
Questions about Monotheism in Ancient Israel: Between Archaeology and Texts By Elizabeth Bloch-Smith (PDF)
צביקה צוק - מים בקצה המנהרה
Biblical researches in Palestine, and in the adjacent regions: a journal of travels in the year 1838 (volume 2) by Edward Robinson
Hadashot-esi.org.il 1,2
BibleWalks.com
Отчёт ЖЖ-юзера irenase
Отчёт ЖЖ-юзера javax-slr

крепости, фотоотчёты, храмы

Previous post Next post
Up