(по следам
похода с Крылатым Верблюдом)
Глава 6
книги Иегошуа рассказывает нам о том, как изнурив гарнизон головокружением и ушной болью израильские агрессоры взяли штурмом
Иерихон; "город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро, и золото, и утварь медную и железную отдали в сокровищницу дома Г-сподня". В начинающемся железном веке особую актуальность приобрёл принцип ковать железо, пока горячо; и уже в следующей главе сын Нуна отправил людей на разведку в город
Ай (с определённым артиклем), "что близ Бэйт-Авэна, с восточной стороны Бэйт-Эйла". Нефиг делать, доложили разведчики, шапками закидаем... Вышло, разумеется, наоборот. Иегошуа провёл расследование и выяснил, что в поражении виновен Ахан, сын Карми, сына Завди, сына Зэраха из колена Йеуды, присвоивший кое-что из иерихонской добычи - "прекрасный плащ шинарский, и двести шекэлей серебра, и один слиток золота весом в пятьдесят шекэлей". Нарушителя сурово отчитали, возвели над телом груду камней и занялись Айем повторно.
И встал Йеошуа рано поутру, и осмотрел народ, и выступил он со старейшинами Исраэйля впереди народа к Айю; И весь народ боеспособный, который с ним, выступил; и подошел, и пришел к городу, и поставил стан с северной стороны Айя, а долина была между ним и Айем. И взял он около пяти тысяч человек, и посадил их в засаду между Бэйт-Эйлом и Айем, с западной стороны Айя. И они расположили народ, весь стан, который был, к северу от города, а засадный отряд - к западу от города; а Йеошуа ходил в ту ночь посреди долины. И было: когда увидел это царь Айя, то поспешили, и встали рано, и выступили люди города против Исраэйля на сражение, он и весь народ его, на назначенное время (в место) пред равниной... И сказал Г-сподь Йеошуе: простри копье, которое в руке твоей, к Айю, ибо Я предам его в руки твои. И простер Йеошуа копье, которое в руке его, к городу. И сидевшие в засаде тотчас поднялись с места своего и устремились, как только простерлась рука его, и вошли в город, и взяли его, и вскоре зажгли город огнем. И повернулись назад люди Айя, и увидели: вот дым от города поднялся к небу. И не было у них силы бежать ни туда, ни сюда; а народ бежавший к пустыне, обратился на преследователей. Йеошуа и весь Исраэйль, увидев, что засада взяла город и что поднялся дым от города, возвратились и стали поражать жителей Айя. А те из города вышли навстречу им, так что оказались они среди исраэйльтян с одной стороны и с другой. И поражали их до того, что не оставили им ни уцелевшего, ни убежавшего. А царя Айя взяли они живым и привели его к Йеошуе. И когда исраэйльтяне окончательно перебили всех жителей Айя в поле, в пустыне, в которой они преследовали их, так что все они до последнего пали от острия меча, обратились все исраэйльтяне к Айю и поразили его острием меча. И было павших в тот день мужей и жен двенадцать тысяч, все жители Айя. А Йеошуа не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не истребил всех жителей Айя. Только скот и добычу города этого захватили себе исраэйльтяне, по слову Г-спода, давшего повеление Йеошуе. И сжег Йеошуа Ай, и обратил его в вечную груду развалин {тель}, в пустыню - до сего дня. А царя Айя повесил он на дереве, до вечера, а как зашло солнце, приказал Йеошуа, и сняли труп его с дерева, и бросили его у входа во врата города, и возвели над ним большую груду камней, (что стоит) до сего дня. Тогда устроил Йеошуа жертвенник Г-споду, Б-гу Исраэйля, на
горе Эйвал...
Город с таким или почти таким названием, расположенный где-то в этих местах, упоминается также в
Бытии 12:8 ("И передвинулся он {Авраам} оттуда к горе, к востоку от Бэйт-Эйла; и раскинул шатер свой: Бэйт-Эйл с запада, а Ай с востока; и построил он там жертвенник Г-споду, и призвал имя Г-спода"); Исайе 10:28; Нехемии 7:32 и 11:31; и Эзре 2:28. По
Ономастикону Евсевия, "Гаи (Γαί), что близ Вифауна (Βηθαύν), и Вэфиля, который завоевал Иисус, умертвив его царя; ныне пустыня".
(Битва израильтян с жителями города Ай в представлении авторов "
Библии Мациевского/Моргана", 13 век;
wiki)
Fast forward. В 1838-м Эдвард Робинсон отправился в османскую Палестину, дабы продвинуть процесс идентификации библейских топонимов. Процесс пошёл успешно, и впоследствии Робинсон заслуженно прослыл "отцом библейской географии". Бейт-Эль он опознал в арабской деревне Бейтин возле Рамаллы; стало быть, Ай должен быть немного восточнее, вероятно в окрестностях деревни
Дир Дибван (у Робинсона Дир Дуван). Две вылазки в последнюю оставили исследователя неудовлетворённым. Как наилучшего кандидата он отметил безымянные руины к югу от деревни (впоследствии его коллеги сочли, что это место называется Хирбет Хайян); как менее перспективного - холм по имени просто "
эт-Тель" к северу. Некий священник из Тайбе и ещё какие-то его земляки указывали как на Ай на разрушенную церковь к югу от Бейтина (видимо, Хирбет эль-Макатир); но этот вариант Робинсон отмёл, поскольку за исключением церкви не обнаружил там ничего интересного. Позднее Чарльз Вильсон из PEF уверенно указал на эт-Тель, отмечая в частности, что по тексту Иегошуа обратил объект в "тель". После ещё некоторого количества тыканий пальцем в карту, свой вердикт вынес титан библейской археологии Уильям Олбрайт (1924); он изучил местность к востоку от Бейтина и пришёл к выводу, что эт-Тель - единственный ханаанейский сайт в этом районе; посему идентификация закрепилась и господствует в академической среде до наших дней.
Первые пробные раскопки "просто теля" провёл Джон Гарстанг в 1928-м; их результаты не были опубликованы, за исключением короткого резюме. В 1933-м к работе приступила экспедиция, профинансированная Ротшильдом. Раскопками руководила двадцатисемилетняя
Иегудит Марке-Краузе, уроженка галилейского поселения Илания; Марке-Краузе изучала археологию во Франции и успела поработеть с Гарстангом в Иерихоне. Экспедиция провела на холме три сезона; затем Марке-Краузе умерла от туберкулёза в возрасте тридцати лет, насколько я понимаю - оставив проект незавершённым. Тем не менее, по итогам её работы случился один из крупнейших обломов библейской археологии - на эт-Тель просто не было города периода поздней бронзы (примерно 1600-1250 до н.э.), который мог бы покорить Иегошуа ! На вершине холма Марке-Краузе обнаружила неукреплённую израильскую деревню начала железного века; а под ней и вокруг значительный город, но периода ранней бронзы, на добрую тысячу лет предшествовавший захвату Ханаана сами-знаете-кем. Промежуточных слоёв не наблюдалось. В результате одни учёные - как Мартин Нот и сама Марке-Краузе - пришли к выводу, что 8-я глава Иегошуа есть вымысел. Мол, древние евреи наткнулись на ещё более древние руины и вписали оные в нарратив. Кстати, "ай" вроде бы и
означает "руины", что уже наводит на размышления... Другие специалисты предлагали разные варианты синтеза ТАНАХа с результатами раскопок: Луи-Юг Венсан - что на холме мог быть небольшой форпост жителей Бейт-Эля, исчезнувший без следа; Олбрайт - что авторы библейского текста "перенесли" в Ай события, на самом деле имевшие место в Бейт-Эле (о падении последнего ТАНАХ не рассказывает, но далее упоминает его среди взятых).
Через тридцать лет после Марке-Краузе (1964-72) на повторные раскопки отправился Джозеф Кэллавэй - американский археолог и по совместительству преподаватель баптистской семинарии. Кэллавэй надеялся найти что-нибудь, что поможет примирить Писание с археологией; в частности, некоторое время он рассматривал идею, что ранняя стадия "железной" деревни на самом деле ханаанейская; и стало быть история о захвате преувеличивает масштабы боевых действий, но в основе своей может быть верна. Параллельно с работой на эт-Тель он также изучил несколько альтернативных локаций в окрестностях Дир Дибван, включая Хирбет Хайян. Однако окончательный его вывод гласил, что облом по-прежнему имеет место быть - поздняя бронза не обнаруживалась решительно нигде. По уточнённым данным, поселение на эт-Тель появилось около 3100-го года до нашей эры; к 3000-му оно превратилось в в укреплённый город площадью 27.5 акров. Примерно в 2860-м город сожгли; повторили в 2720-м; после очередного разрушения в 2400-м объект был заброшен. По мнению Кэллавэя, последним супостатом были скорее всего египтяне. В начале железного века, ориентировочно в 1220-м, место заняла небольшая деревня на 150-300 человек, просуществовавшая до 1050-го. В итоге Кэллавэй вроде вообще отошёл от "традиционалистского" представления о захвате Ханаана и стал одним из приверженцев модели постепенного более-менее мирного "просачивания" протоизраильтян из окружающих земель. Только позже, немного освоившись, новички приступили к курощению соседей. Кэллавэй предполагал, что пришли наши предки из хананейских земель в прибрежной полосе.
(Иегошуа жжот Ай, Гюстав Доре, 19 век;
wiki)
Читатель, возможно, ещё не забыл про место под названием
Хирбет эль-Макатир к югу от Бейтина, которое в своё время не понравились Робинсону. Брайант Вуд из организации под названием
Associates for Biblical Research (ABR), явно хардкорно-традиционалистской ("Dedicated to Demonstrating the Historical Reliability of the Bible" прямо на главной странице и всё такое) копал там в 1995-2000 и 2009-13 и нашёл крепость периода поздней бронзы I, площадью ориентировочно 2.5 акра. В конце 15 века до нашей эры крепость погибла в огне. Учитывая, что "традиционалисты" датируют появление израильтян в Ханаане именно концом минус 15-го века (четвёртый год правления Соломона минус 480 лет согласно
Мелахим I 6:1, плюс сорок лет в пустыне указывают приблизительно на 1406 до н.э.) вместо принятого у "безбожников" конца минус 13-го - это как раз тогда, когда нужно. Более поздние слои дали крепость эллинистического / раннего римского периода и византийский монастырь. В 2013-7
раскопки продолжались под руководством Скотта Стриплинга из той же организации. Вуд и Стриплинг уверены, что Хирбет эль-Макатир и есть библейский Ай; они привлекают упомянутую Робинсоном местную традицию, а также приводят топографические и другие аргументы. Проблема заключается в том, что Ай должен находиться не к югу, а к востоку от Бейт Эля. Вуд и Стрипинг решают её путём переноса Бейт Эля из Бейтина дальше на юго-запад, в Эль-Биру; Бейтин же они идентифицируют как соседний с Айем Бейт Авен. Что ж, как и в случае с
другим эт-Телем, будем слушать сводки информбюро по мере их поступления...
Итак, выходим из пивной деревни Тайбе (см.
1,
2):
Вроде деревня Рамун:
Спускаемся в вади; насколько я понимаю, это та самая сезонная речка, что ниже по течению известна как
Вади Макух:
Источник:
Дальше:
Наверх:
Забрались:
Подходим к Дир Дибван:
Последний подъём...
Дошли !
План:
(Callaway)
Израильская дервня железного века; большое прямоугольное здание в нижней (западной) части - раннебронзовый храм.
Так этот храм выглядит в реале:
Западнее храма, видимо, проходила некая стена:
По другую сторону стены:
Южная часть, пустые информационные щиты и виды деревни:
И опять в путь...
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
How Israel Became a People By Ralph K. HawkinsThe New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 1)
Excavations at Kh. el-Maqatir 1995-2000, 2009-2013: A Border Fortress in the Highlands of Canaan and a Proposed New Location for the Ai of Joshua 7-8 By Bryant G. WoodLocating 'Ai- Excavations at Kh. el-Maqatir 1995-2000 and 2009-2014 By Bryant G. WoodBiblical researches in Palestine, and in the adjacent regions A journal of travels in the year 1838 By Edward Robinson, Eli Smith
p 442,
p 448,
p 570,
p 574The survey of western Palestine: memoirs of the topography, orography, hydrography, and archaeology (Volume III) By C.R. Conder et al