В Тель-Арад мы приехали в начале одиннадцатого утра. Было холодно, дул пронизывающий ветер.
Но разве можно остановить 50 с лишним человек туристов, которые поднялись ни свет, ни заря в свой,
у многих единственный, выходной и в 6 утра уже дружно сидели в автобусе для того, чтобы ехать
в очередное путешествие или прогулку(как вам будет угодно) по родной стране.
И вот перед нами крепость, которой около трех тысяч лет...
Для тех, кому интересно что из себя представляет
Национальный парк Тель-Арад я привожу здесь
текст статьи об этом интереснейшем месте.
В западной части Негева, недалеко от города Арад, находится одноимённый национальный парк - Тель-Арад. Словом
"тель", в Израиле принято называть городище, у которого как у хорошего торта, чем больше исторических слоёв, тем
оно интересней.
В отличие от таких городищ как Тель-Мегидо и Тель-Бейт-Шеан, где более двадцати подобных слоёв, Тель-Арад имеет
два слоя, но зато каких! Один из слоёв связан с историей данной местности до прихода в неё иудеев, а второй слой показывает
непосредственно приход и присутствие в ней иудеев.
На территории парка можно увидеть найденный при раскопках город Арад хананейского периода, его укрепления, дома,
дворец, храмы и городской колодец. Именно город, а не его часть, так как при раскопках обнаружено кольцо стен города и
останки строений в нём.
На этом месте больше никто не строил, что позволило учёным, проводившим раскопки, всецело ознакомится с культурой строения
городов хананейского периода. Число находок при раскопках хананейского города было невелико, что указывает на то, что город
не был захвачен, а его просто оставили, собрав все вещи.
Археологические раскопки говорят о том, что хананейский город существовал с 3000 лет д.н.э и примерно до 2650 года д.н.э.
Приход же иудеев в эти края из Египта, принято датировать 1250 годом д.н.э, получается, город стоял в запустении 1400 лет!
Как же тогда относится к сказанному в писании насчёт Арада? "И услышал кенаани, царь Арада, обитавший на юге, что идет Исразль
дорогою соглядатаев, и воевал он с Исраэлем, и взял из них в плен. И дал Исраэль обет Господу, и сказал: Если Ты отдашь этот народ
в руки мои, то обреченными сделаю их города. И услышал Господь глас Исраэля, и отдал (ему в руки) кенаани. И обреченными сделал
он их и их города. И нарек имя месту тому Хорма (Обречение)"
Учёные в этом случае делятся на две основные группы: те, которые верят писанию и пытаются подогнать под описанное находки, и
те, кто не принимают ветхий завет за надёжный исторический источник.
Жители хананейского Арада занимались земледелием, выращивали скот и, судя по находкам, вели торговлю с Египтом. Город также
находился на важном торговом пути, соединявшим Египет и Месопотамию. О высоком уровне жизни в хананейском Араде свидетельствуют
общественные здания, храмы, а также найденные при раскопках статуэтки и различная посуда.
В здании, которое по определению археологов является храмом, была найдена вертикально стоявшая каменная плита.
Подобные плиты были найдены и ранее в частных домах, но, во-первых, они лежали, а во-вторых, их предназначение учёные толковали
как помост для деревянного столба, подпирающего крышу. В данном же случае ученые предположили, что каменная плита служила
обелиском, олицетворявшим божество.
Подобный случай был описан в писании: "И поднялся Иаков рано утром, и взял он камень, который положил себе изголовьем, и поставил
его постаментом, и возлил елей на его главу. И нарек имя месту тому Бет-Эль;" "Бет-Эль" в переводе с иврита, означает "дом Господень".
Существовало три формы восприятия божества:
Первая изображает божество в виде фигурки.
Вторая принятая больше среди кочевников и жителей пустынь, которая говорит, что божество не имеет формы.
Третья присущая людям, которые следуют закону запрещающему создавать статуэтки или изображения божеств и поклоняться им.
Именно эта третья группа с одной стороны не создающая скульптур, но нуждающаяся в физическом ощущении присутствия божества,
ставила подобные обелиски.
Период заселения, и пребывания иудеев в данной местности, кроме мощной крепости (50х55 м) представлен ничем иным, как иудейским
храмом. Храм, как он описан в писании, разделён на зоны с жертвенником и со святая святых.
Храм сохранился в прекрасном состоянии, так как не был разрушен, а был засыпан землёй во время религиозных реформ проводимых
Хизкиягу. Возможно, у обитателей крепости просто не поднялась рука для того, чтобы разрушить храм, тем самым они дали нам возможность
лицезреть это уникальное строение.
При раскопках храма, был найден жертвенник построенный, как полагается из неотесанных камней облицованных земляным раствором.
На самом жертвеннике большая кремневая плита, на которую возлагали жертву, а так же сточная канавка для отвода крови. К жертвеннику
ведут несколько ступеней, на которые восходил коэн.
У входа в святая святых, стоят два небольших столбика, на которых по предположениям учёных происходило воскурение фимиама и
ладана. Внутри на небольшом помосте стоят два небольших обелиска, которые по одной из версий отображают скрижали завета, а по
другой являются женским и мужским божеством.
При раскопках верхней части города там, где находится иудейская крепость, был найден архив коменданта крепости с большим количеством
глиняных черепков (остракон - греч.) на которых запечатлена переписка коменданта. Надписи на черепках на иврите и арамейском языках.
В надписи на одном из черепков упоминается "бейт Ехова", предположительно по отношению к храму в Иерусалиме. На втором упоминается
Эдомейское царство, и правитель Иудеи. Возможно речь идёт о эдомейской угрозе данной крепости.
Автор статьи Денис Пудиков в заключение добавляет, что из крепости открывается великолепный вид на долину Арада, и на современный
город Арад.
Я к нему полностью присоединяюсь. Видимость, правда в это утро была была не очень хорошая. Но все же...
Как я уже и говорила, сначала мы поднялись к крепости.
И вошли в нее. Народ "кукожился" от пронизывающего ветра.
И постепенно "просочился" вовнутрь крепости.
Уютно устроившись в Храме. Да-да-да. Самом настоящем Храме. Вот, что о нем пишет
sachok_2 она же Зоя Брук
в своей статье
Пустыня Негев. Тель-Арад - настоятельно рекомендую ее прочитать.
Прекрасно и очень эмоционально написана статья, впрочем, как все, что Зоя , упс,
sachok_2 пишет.
"А теперь - внимание! Кто-то из наших современников видел въяве Первый Храм в Иерусалиме? Нет, конечно. Он разрушен в 6-м в. до н.э.
А вот храм в Араде - СОВРЕМЕННИК ПЕРВОГО ХРАМА!!! Живой! Настоящий!"
Охватить весь Храм у меня не получилось. Поэтому покажу его по частям.
Два небольших обелиска, которые по одной из версий отображают скрижали завета, а по другой являются женским и
мужским божеством.
Чуть не забыла. Горизонтальный жгут из цементного раствора, который мы видим повсеместно, отделяет древнюю кладку
от современной.
Алтарь, на котором коаним проводили процедуры жертвоприношения.
Жертвенный камень.
В крепости и сегодня еще ведутся раскопки. И вообще, это место, которое очень и очень интересно посмотреть.
Но мы выходим из крепости. Сверху прекрасно виден древний город. Опять
sachok_2 она же Зоя Брук.
"Тель-Арад. Город, оставленный пять тысяч лет назад. Я не оговорилась - не построенный пять тысяч лет назад,
а - оставленный."
Взгляд на крепость снизу.
По дороге к древнему городу.
Кстати сказать, в какой-то момент, я почувствовала, что совсем задубела. Но добрые люди не дали мне помереть
от холода. Приличный глоток какой-то огненной жидкости из волшебной фляжки, вернул меня к жизни.
По-моему это был кальвадос. Но я не уверена. То, что жидкость была очень крепкой, за это я отвечаю.
Но вернемся к экскурсии. Наш экскурсовод Нааман рассказывает о древнем Араде.
Это и есть та самая каменная плита, которая служила обелиском, олицетворявшим божество.
Божество-божеством, а фотограф пристроился.
Потеплело, народ повеселел. Да и внизу не так уже дуло.
А мы продолжаем осматривать город.
"Арадский дом." - Опять же, у Зои о нем и вообще о городе можно прочитать
подробнее.
А вот и колодец.
Не только нас, израильтян, интересует история нашей страны. Эта туристская группа с большим интересом слушала
своего экскурсовода. Вездесущие японцы? Да?
Городская стена.
Последний взгляд на древний Арад, вернее, на его городскую стену со сторожевыми башнями.
И на огромное, разлапистое дерево, которое встречает и провожает всех, кто приезжает в национальный парк Тель-Арад.
И мы отправляемся дальше, в сторону Мертвого моря. Мы едем на нахаль Зоар. Но об этом в следующий раз.