По старым финским ДОТам

Oct 28, 2023 00:43


Мы поедем, мы помчимся на «буханке» утром рано,

И отчаянно ворвёмся прямо в тёмный мокрый лес.

И узнаем, что скрывает мхом покрытая поляна,

И расскажет много Рома про бои, что были здесь...





Мои поездки на «буханке» начались в апреле с Линии Маннергейма ( сектор Лейпясуо). Потом были ещё пара раз: в Туховежи, где был взят в плен генерал Власов (почему-то про ту поездку не написала ни слова, постараюсь исправиться) и в Малуксу. Все предыдущие были чудо как хороши, а потому сомнений не было: раз сошлись три вектора (свободное воскресенье, необходимая сумма и покатушки с рассказами о военной истории) - надо ехать. Что ж, внутренне мурча, могу сказать только одно: опять молодцы! В смысле, опять не прогадали. Было здорово. Было интересно. И - было вкусно (ах, эта «солдатская каша»! отдельная заманушка на «буханка»-туры!).



Для тех, кто пропустил предыдущие рассказки, а по ссылкам не ходит: есть такой гид в турфирме Серебряное Кольцо - Роман Петров. Роман не только гид - он военный реконструктор. И в «Серебряном Кольце» ему дали возможность сделать серию экскурсий по тем местам, куда нормальный автобус не то, что не проедет - даже не попытается: заброшенные военные сооружения начала и середины ХХ века: русские, советские, немецкие, финские. Если не ограничиваться одной экскурсией из большого цикла, есть возможность сравнить фортификационные сооружения разных государств. И это очень интересно!



Здесь на Романе финская форма 60-70 годов ХХ века. Со слов Романа, этот экземпляр пошит в 1972 году

В процессе поиска транспорта для такого формата экскурсий менеджеры фирмы нашли Александра - человека, может, и не столь увлечённого военной историей, но зато идеально чувствующего машину и дорогу. И готового вписываться в любые проекты, лишь бы был хоть какой-то экстрим: кроме «буханка»-туров его машинка возит экспедиции и участвует в съёмках исторических (и не очень) кино. А ещё Александр офигенно вкусно готовит!



На этот раз Роман показывал нам самое начало Линии Энкеля-Маннергейма: сектор Инкиля. Чтобы не играть в испорченный телефон, исторической части касаться не буду: память на имена, даты и технические подробности у меня девичья. Медленно, но верно переходящая в старческий склероз. а потому - исключительно впечатления и эмоции. А их было не мало!



В этой поездке в «буханке» не случилось эмоционального контакта между участниками. Настолько не случилось, что я даже не стала просить о групповом фото. И не удивительно: нас всего-то семеро, не считая гида и водителя. Из семерых: семейная пенсионная пара, которая до обеда старательно держалась обособленно, что вовсе не располагает к установке контакта. Ещё одна пара (отец и сын) хоть и пытались быть милыми, но... у сына откровенная задержка развития (там уже усы над верхней губой колосятся, а интеллект на уровне нашего Валентина), а папенька - столь классический нарцисс-«грандиозник», что хоть сейчас в учебник по психологии. Ну, и мы втроём: я, дщерь и «ейный сын».Три отдельные компании. Что ж, и так бывает.



Выезд из города немного задержался: в машинке умер микрофон. Пока поставили нужное приложение, пока заехали на заправку... И, возможно, дорогое Мироздание сделало это специально: показать, с каким асом мы катаемся. Потому как примерно в часе езды от города в сторону Выборга мы вполне могли закончить экскурсию на очень нехорошей (и, возможно, травматической) ноте: некий особо одарённый экземпляр решил, что это отличная идея - резко вырулить в нескольких метрах от стремящейся к приключениям «буханки» на середину шоссе и встать на левый поворот... Но нет, не будет трагичных историй про ДТП: Александр успел среагировать. И среагировать правильно: ни столкновения, ни «буханки» в кювете. Фото оттуда не будет: попробуй-ка репортажку вести сквозь это маааленькое и не прозрачное окно! Так что, верим на слово.



Пока группа осматривает ДОТы

Первый (станочно-пулемётный) ДОТ, к которому Роман нас повёл, находится рядом с ЖД-полотном. Но поезда там гости редкие, да и станция не близко. И жилых домов поблизости нет. Короче, цивилизация рядом, но не здесь - а потому ДОТ в хорошем состоянии.





Это - ДОТ, откуда вели обстрел с использованием станкового пулемёта. И если забраться внутрь, то можно увидеть конструкцию, куда орудие ставилось. Фонарик тут не помешает, хотя и не обязателен. А вот отсутствие под ногами банок, бутылок и какуль - как-то даже не привычно и неожиданно.





Сюда крепился пулемёт



Сталактиты и сталагмиты растут не только в пещерах

А неподалёку - ещё один такой же. Но в худшем состоянии: после отступления финских войск он был взорван. А теперь на его крыше растёт роскошная сосна.



К сожалению, крону не видно. Поверьте на слово: она весьма хороша!

Оттуда направились в местечко Рёмпёти: знакомиться с сооружением, которое было временным домом для пехотинцев. Ну, что могу сказать? Меня, как человека с врождённой (но благополучно купированной усилием воли и саблинскими пещерами) клаустрофобией оно впечатлило особо...







На последнем фото - жилой отсек. Здесь спали люди. Восемь человек. При том, что от стены до стены и двух шагов не будет... Жесть...



А этот камень лежит на месте, где была когда-то труба: помещение внизу, конечно же, отапливалось. Камень там лежит, говорят, не очень давно. Видимо, кто-то провалился в дымоход. И поставил преграду, чтобы более никто не испытал такого.

Из Рёмпёти направились в сектор Кайпиала: познакомиться с наблюдательным пунктом (а перед тем - осмотреть знаменитые треугольные погреба). «Буханка» неторопливо преодолевала лужи, Роман рассказывал о Зимней войне, за окном сменяли друг друга камни и деревья, лежал снег, и даже задержка выезда не казалась фатальной: Александр смог вернуть путешествие в расчетные часы. Ничто, как говорится, не предвещало...





И вдруг - внезапно - дорога кончилась. Совсем.



Перед «буханкой» оказался провал в земле, уходящий вниз метров на пять (ну, плюс-минус: глазомер у меня так себе): когда-то тут были настелены брёвна, поверх - песок. Со временем одно из брёвен прогнило - и нет проезда! Проезд закрыт...



Телефонофото не передаёт высоты

Объехать - не вариант: склон, лес и ручей. К сожалению, телефонофото не передаёт объём. Поверьте: там высоко. Что ж, нет так нет. Жаль конечно, очень хотелось те погреба посмотреть, но машина летать не умеет. Развернулись и отправились в сектор Инкиля.







Некоторое время назад здесь энтузиастами был поставлен стенд с кратким изложением штурма укрепрайона Инкиля.  Однако, кому-то он помешал. Что ж, хорошо, что не уничтожили совсем.



Среди разлетевшихся от взрыва частей некогда довольно-таки внушительного сооружения есть некая изогнутая штука. Это - труба для отвода дыма (отапливались ДОТы дровами). Вот так она выглядит сверху:



Вот прям хочется запустить туда, внутрь, камушек. И финны предусмотрели такое желание (только там был бы не камушек), а потому пошли на хитрость. Труба делалась изогнутой и двухсекционной: по одной послушно выходил наружу дым, другая же была призвана сработать камерой для взрыва, если противник всё-таки доберётся до трубы и бросит туда гранату.



Внутрь ДОТа (вернее, того, что осталось от него) попасть можно. Правда, придётся для этого пройти по бескультурным наслоениям: близость дороги (и, как следствие, легкодоступность объекта) не оставляют ему ни единого шанса не превратиться в помойку.



Мы внутрь не полезли. Ограничились осмотром снаружи.





Вот эти торчащие штыри - остатки болтов, на которые крепился лист брони.







А пока мы осматривали руины и мысленно перемещались почти на сто лет назад, наш водитель успел набрать себе целое ведро грибов. В конце октября. Под снегом.



На обед расположились на живописном берегу озера Высокинское. Плюсы не-летних поездок: на берегу - никого. Минусы: а вот искупаться бы в этом озере... но - не сезон.









Ещё один нюанс «буханка»-туров: если во всех классических поездках алкоголь и разрешён, то только в формате «чуть-чуть лизнул» на презентации. Здесь же - полная свобода действий. А потому никто не смотрит косо, когда наливаешь себе коньяк в кофе. Это истинное наслаждение: лес, хорошая компания, интересные разговоры - и кофе с коньяком!



После обеда: запланированная поездка к «ДОТу с барельефом» и не запланированная попытка добраться до наблюдательного пункта. Ой, да: погреб, подобный тем, к которым мы не смогли проехать, на месте привала был. Но вы ж понимаете: пляж, стационарные стоянки, летние еженедельные празднования тяпницы - кто ж после этого мусор за собой вывозит? Особенно когда есть прям рядом со стоянкой такой замечательный мусоросборник...



Барельеф на ДОТе обнаружили случайно. Расчистили. Надпись означает  «4-й саперный батальон построил в 1933 году».





Здесь задержались очень не надолго: хотелось всё же увидеть выпавший из программы по капризу природы объект. А это увеличивало время покатушек. Не думаю, впрочем, что кого-то это сильно расстроило. Ну, нас-то точно нет.



Пока пробирались в сектор Кайпиала, периодически мелькала мысль: «Вот так и начинаются фильмы ужасов: малознакомая компания, глухие места, сумерки...». Но никакого триллера не случилось. Случились небольшая прогулка по сумеречному лесу, огромные лужи и тот самый наблюдательный пункт, ради которого всё и затевалось.





И здесь я снова вспомнила, что вообще-то у меня клаустрофобия. Не представляю, как наблюдатель находился здесь несколько часов: от стены до стены примерно ширина рук. Вокруг - бетон. Снаружи - бой... Я бы точно с разумом распрощалась. Мне там и без боя снаружи было как-то не по себе...



И оттуда отправились домой. Опоздали, конечно: анонсировано было возвращение около семи вечера, а приехали в начале десятого. Но это - такая ерунда на фоне полученных эмоций! Повторить? Конечно! Быть может, не на ближайших покатушках, но точно - скоро. А ещё Роман анонсировал двухдневные поездки. Дорогое Мироздание, пусть они и правда появятся! Я точно поеду: дорога, хорошая компания и свобода! Что может быть лучше?





Все фото здесь: https://vk.com/album8459608_298473883

Роман Петров, экскурсии, Линия Маннергейма, осень, покатушки, руины, Серебряное кольцо, фото, буханка-тур

Previous post Next post
Up