Покатушки

Sep 14, 2023 00:46



Выходные случаются часто. Вот, кажется, только что был понедельник - ан нет, уже суббота. И тут уж только от фантазии зависит, чем заполнить её: кто-то просто на диванчике целый день валяется, кто-то детей выгуливает или с друзьями встречается. А ещё можно гулять по городу, например. Или в мини-путешествие отправиться. Или вообще - совместить всё вот это вот: выходных-то два! Что, собственно, и было сделано в этот раз: в субботу - встреча с другом и наслаждение искусством, а в воскресенье - покатушки!





Мы с отроком Валентином давно ждали этой поездки. Записывались на неё летом, но тогда не набралась группа, отменили. В этот раз повезло больше. Немного беспокоило обозначенное на сайте место выезда: закрытая станция метро «Ладожская». Но руководители фирмы не оставили этот досадный нюанс без внимания: встреча перенеслась в пространстве на более доступную локацию. И оттуда - поехали!...



Про «буханка-тур» я уже как-то писала. Вот тут, например. Но если кто-то пропустил, а по ссылке идти лень, поясняю: в замечательной фирме Серебряное Кольцо есть прекраснейший гид Роман: краевед, историк, реконструктор. В сфере его интересов - Вторая Мировая и Зимняя (она же Русско-Финская). И однажды эти увлечения Роман решил объединить с работой. Проработал маршрут, нашли водителя (Александр, повелитель «буханки», которым я восхищаюсь не первый месяц) - и повезли желающих увидеть самостоятельно всякие штуки, о которых читал когда-то, но видел только на фото (типа ЖБОТов, например), а так же просто любителей лёгкого экстрима. Конечно же, в первую очередь это экскурсия: Роман рассказывает много всякого интересного и познавательного. Причём рассказывает так, что интересно и тем, кто «в теме», и полным «чайникам». Но это и больше, чем экскурсия: в «буханку», не считая водителя и гида, умещается всего семеро. И чаще всего это люди не случайные: они либо готовы к приключениям (и даже ждут их!), либо... ещё сами этого не осознали. Ну, прям как я в апреле, когда ехала в самый первый раз. А совместный походно-полевой обед (Александр не только водитель, он ещё и готовит потрясающе вкусную «солдатскую кашу»: греча с тушёнкой) ещё больше сближает... Жаль, что «буханка-туры» однодневные. Я бы с удовольствием поехала с этой командой на день-два... а может, и три.



В этот раз поездка была по местам, которые сыграли огромную роль во время Великой Отечественной. Синявинские высоты, Мга, Малукса, Пятый рабочий посёлок... Самые страшные бои, самые сложные моменты войны... Ну хорошо, может, и не самые-самые, но одни из точно. Мы начали наше путешествие во времени с точки, где замкнулось блокадное кольцо. А закончили - в точке прорыва. Личное восприятие: во второй точке страшнее... В первой что: там лес, который скрывает всё больше и больше военное наследие: остатки оборонительных сооружений, фрагменты заграждения из колючей проволоки, проржавевшие гильзы... А в Пятом Рабочем - разрушенные цеха и могилы... Очень впечатляет.







Углубляться в историю не буду: историк из меня тот ещё. Да и в фортификации тоже не сильна. Но: с самого детства подобные сооружения притягивали меня не меньше, чем разнообразные руины. До некоторых (как, скажем, плотина и финские ДОТы в Лейпясуо) я добиралась сама, с другими же (и их очень много) теперь знакомит Роман.



До немецкой оборонительной стены я точно никогда не добиралась. Не особо далеко от Малуксы ещё в самом начале осады Ленинграда немцами была выстроена почти что крепость. По крайней мере стена, что преграждала одну из основных дорог, по которым могли вести наступление советские войска (дорога Малукса - Костуя) впечатляет даже будучи разрушенной почти совсем.



Строили её так: сначала делался сруб из брёвен, а потом получившееся сооружение заливали бетоном. Сейчас, конечно, все брёвна сгнили, оставив на память о себе ровные полоски, часть фрагментов рассыпалась в прах, но всё же есть на что посмотреть.







Одним своим краем стена упиралась в речку Мга, другим - в болото, тем самым превращая этот участок в практически неприступный. Общая протяжённость стены насчитывала что-то около километра. Весьма и весьма не мало.





Красивый изгиб реки Мга немного дальше от стены. Но возле неё мне подобраться к берегу не удалось: достаточно густой лес и болотистые берега тому виной.

Добраться до стены не особо-то легко: машина пройдёт далеко не каждая, а пешком - почти восемнадцать километров. Но места очень красивые, они стоят некоторых усилий. К тому же, грибов здесь не мало. Нашу экскурсию они превратили из тура военно-исторического в симбиоз истории и грибной охоты. Что называется, приятный бонус к поездке. Вот только гуляя вокруг надо внимательно смотреть под ноги: можно встретить змею. Или колючую проволоку. И если змея, скорее всего, от вас постарается скрыться, то столбик с проволокой останется на месте и попробует впиться в вашу ногу всеми проржавевшими, но всё же острыми, колючками.









Вдоволь налюбовавшись стеной, сделав несколько грибных остановок и отобедав вкуснейшей кашей отправились дальше: через Малуксинские карьеры в деревню Сологубовка. Ехали мы туда не просто так: в Сологубовке находится самое крупное захоронение солдат Вермахта, а поездка наша носила кодовое название "Немецкое наступление на Ленинград: от блицкрига до кладбища".







Карьеры дивной красоты. При этом они достаточно молоды: разработка их велась в середине ХХ века. Здесь для ленинградских строек добывали песок. Причём, в вагоны его грузили тут же, не затрачивая времени и ресурсов на предварительную перевозку: прямо между карьерами проходила железная дорога. Воспоминания о ней можно встретить и сейчас: кое-где лежат шпалы. Рельсы, конечно же, давным-давно вывезли.





Летом места эти густо населены: люди приезжают купаться, рыбов ловить и просто отдыхать. С палатками и без. На машине и пешком. Мы были в сентябрьское, осеннее, хоть и очень тёплое, воскресенье. Люди были, но немного. Купающихся не было совсем. Зато было огромное количество свидетельств людского присутствия: баночки, бутылочки, обёртки от снеди и огромное количество, прости хоссподи, туалетной бумаги и женских предметов интимной гигиены. Видишь симпатичное место, ракурс оттуда должен быть супер, идёшь - а там такое... Эх, неужели же нельзя закопать-то, а? Тем более, не камни - песочек... Но мусор, понятное дело, я не фотографировала. Пейзажи интереснее. Да и мы на их фоне неплохо смотримся.





А в Сологубовке перед немецкими захоронениями гостей встречает церковь Успения Богородицы. как и у многих церквей на территории бывшего СССР, судьба её трудна. К концу XX века она была на волосок от гибели: руинированное здание было проще снести, чем отстроить заново. А руинирована она была основательно: фотографий того периода у меня нет (фотоаппарат появился много позже), но в мои пятнадцать я там бывала. Зрелище было печальное... и очень привлекательное! Да и я была весьма симпатична. Впрочем, на этом фото всё равно не видно.



Да, это на стене того самого храма.

Когда-то давно товарищ Сталин распорядился уничтожить немецкие кладбища в нашей стране. Прошли годы, и в девяностых ситуация изменилась: для погибших здесь оккупантов решили выделить места захоронений. И одно из таких мест как раз предполагалось в Сологубовке. Местные жители, конечно же, встретили идею безрадостно. И постарались дать ей решительный отпор. Но: немцы предложили компромисс. И все согласились. А предложили немцы ровно одно: восстановление церкви. Православной. Не их конфессии. И гнев сменился на милость...



Говорят и пишут, что там, в помещении церкви, есть музей. Не знаю. Не была. Мы приехали, когда храм был закрыт. Полюбовались им (снаружи) и двумя свершившимися скульптурами в Парке Мира... Ну, и на само кладбище заглянули, конечно же...







В Парке Мира из задуманного осуществилось две скульптуры: Урсулы Фон Ляйстер «Трагедия войны» и безымянная (автором "Памятника погибшему солдату" является действительный член Российской Академии художеств, народный художник РСФСР, участник Великой Отечественной войны, скульптор Григорий Данилович Ястребенецкий (сейчас ему 98 лет).





Говорят, что на этом поездка - всё. Но: у нас было больше. У нас было место прорыва блокады. Я там, в начале, говорила: жуткое место. Там тоже пытаются создать мемориал, но пока действительность диктует правила. И они таковы: ни один автобус здесь не припаркуется! Одно из ключевых мест в истории прорыва Блокады, которое мало кто видит... Но мы, пассажиры «буханки», туда пройти смогли.



И вот оттуда уже - домой. Пятый Рабочий не включён в экскурсию. За него спасибо гиду и водителю. Рекомендую ли? Конечно!!!! И жду следующего «буханка»-тура.

Да, чуть не забыла: все фото здесь: https://vk.com/album8459608_296367409

Роман Петров, экскурсии, покатушки, Серебряное кольцо, гуляем, буханка-тур, прогулки

Previous post Next post
Up