В Лейпясуо, по Линии Маннергейма

May 03, 2023 01:45


Про Линию Маннергейма и Зимнюю Войну не слышал, наверное, только совсем ничем не интересующийся человек, который в школе историю «проходил мимо». Про Карла Густава Эмиля Маннергейма, не смотря на доступность биографических сведений и мемуаров самого маршала, в основном знают лишь сплетни (причём, сплетники делятся ровно на два лагеря: тех, кто превозносит барона и находится в полной уверенности, что Ленинград не был охвачен кольцом Блокады полностью исключительно благодаря сентиментальности Густава Карловича, и тех, кто им жёстко оппонирует, именуя героя словесных баталий не иначе как «маршал-мясник»... а истина? а истина, как всегда, где-то посередине).





Впрочем, углубляться в историю я не буду: во-первых, я совершенно не компетентна в этой области, во-вторых, это затянет рассказ на много строчек, а в-третьих, лучше слушать профессионалов.

Во времена моей юности, когда я довольно активно гуляла по лесам под рюкзаком, на фрагменты Линии Маннергейма мы натыкались нередко. Но отсутствие знаний превращало осмотр найденных объектов в особо информативное «смотри, какая хрень, а давай туда залезем!». Мало того: точной уверенности в том, чей это был ДОТ «при жизни» не было ни у кого. И да, тогда не было интернетов, чтобы задать вопрос сразу как он возник. А потом, в городе - всё забывалось...



Фундамент дома смотрителя плотины (предположительно)

В Лейпясуо (рус. Хлебное Болото) я бывала пару-тройку раз. Давно. Были смутные воспоминания о болотах, речке Перон-Йоки, взорванном мосте... Иногда возникало желание скататься в те края - погулять, но родное Приозерское направление манило сильнее. Тем более, что дорогу я основательно позабыла, а интернетов с Яндекс-картами что? Правильно: не было.



И быть бы, наверное, Хлебному Болоту исключительно тенью из прошлого, но в фирме «Серебряное Кольцо» есть такой гид Роман Петров, по совместительству - военный реконструктор. А среди его туров есть и поездка в Лейпясуо. Причём не просто поездка, а очень малой группой - всего семь человек. И не на привычном автобусе, а на самой настоящей «буханке»!



Гид турфирмы "Серебряное Кольцо", военный реконструктор и просто очень интересный собеседник Роман Петров

Водитель «буханки», Александр, хоть и попал в проект «буханка-тур» совершенно случайно, проникся идеей. И готов возить туристов по таким местам, где не то, что дорог нет - там и направления слабовато обозначены.



Александр, водитель "буханки"

Бронируя поездку, я ожидала, что будет интересно: с Романом мы не так давно ездили по Порховским усадьбам. И я прочитала, что это «тур с элементами экстрима». Однако, что это будет так круто я и подумать не могла! А это было реально круто.

Поездка началась недалеко от метро «Чёрная речка». Свободная рассадка (в смысле, кто куда успел - тот туда и сел). Повезло: пока я скакала с фотоаппаратом вокруг «буханки», местечко сзади по ходу машины мне таки досталось. А всё потому, думаю, что двое молодых людей немного опоздали. Опоздунам пришлось ехать спиной к водителю. С мого же места было хорошо видно, что там впереди. И до въезда на грунтовку впереди всё было как всегда: асфальтовая ровная лента. Ничего интересного. Интересное было в аудио-формате: рассказ Романа про Маннергейма, про Зимнюю войну, про то, почему Линию Маннергейма изначально называли Линией Энкеля... А потом началась грунтовка. А потом та грунтовка переросла в формат «холмик-лужа-холмик». И это было... это был кайф!



Машина ныряла вниз, пробиралась по каким-то кочкам, карабкалась вверх, уворачивалась от корней... Я всё ждала слов: дальше не поедем, дальше пешком. Но Александр упорно вёз нас к цели. Пару раз машина попыталась увязнуть. Не дал. При этом без всякого напряжения в голосе беседовал с Романом. Я восхищена! Я бы на такую «дорогу» и одну свою тушку везти побоялась, а тут ещё плюс восемь человек... Жаль только, сфотографировать путь не получилось: лобовое от меня было далеко, а боковые и задние окна покрыты ровным слоем грязи. Так что, поверьте на слово: дороги там не было. Зато был офигенный всплеск адреналина. Ну, у меня, конечно, за своих спутников говорить не могу.





Первым объектом была означена «плотина Игла». И оказалась она... да! Тем самым взорванным мостом, который я смутно помнила со времён юности. Итак, это не мост. Это - плотина затопления, основным предназначением которой было поднять уровень воды в русле реки, подтопив таким образом довольно большую территорию перед ДОТами Le6, Le7 и у железнодорожного моста. Взорвана саперами РККА в период зимней кампании 1939-1940 года.









Рядом с плотиной был ещё недавно установлен стенд с краткой информацией об объекте. Но ваньки, родства не помнящие, в последнее время особо активировались в проявлениях вандализма. И потому - картина неприглядна.



От плотины, вновь по холмам и лужам, вернулись в Лейпясуо. Повезло: проскочили переезд перед бесконечными электричками и «Ласточками». Прошлись пешком до первого на маршруте ДОТа - относительно сохранившегося. Могло быть и лучше, но предприимчивый местный житель долгое время использовал его в качестве сарая. А потому амбразура завалена, а с тыла - была обычная дверь. Впрочем, местный житель давно перестал быть местным, дом его стоит, заброшенный. И ДОТ теперь тоже - заброшенный. И, конечно же, внутри него - свалка.









Вернулись к машине: нас ждали два ДОТа-«миллионника» (названы так были в просторечьи за высокую стоимость). Оно, конечно, там тоже дорога была сомнительна, но после поездки к плотине казалась мягонькой, бархатной...



От первого ДОТа осталось немного. При отступлении он был взорван. От второго, впрочем, тоже не особо-то... Руками энтузиастов проводятся раскопки, и частично можно пробраться внутрь... Но чтобы увидеть тут жилые помещения и площадки под орудия - нужна фантазия... Лайфхак: когда рядом хороший рассказчик - фантазия включается быстрее.











Попробуйте здесь увидеть койки... а ведь это именно он - жилой отсек.

Я правильно выбрала время для поездки: уже не холодно, и ещё не распустилась буйно зелень. Всё отлично просматривается. Трубы ДОТовых печей, например. Интересно: дымоход в них спроектирован с изгибом. Дабы враг, кинувший внутрь гранату, не получил желанного.



А вокруг всё же весна! Первоцветы, юные побеги... Им всё равно на артефакты: они живут. И не делят границ.





А на останках ДОТов нарастают сталагмиты. Им тем более всё равно: если не вмешается человек, у них впереди - вечность.





А потом был обед. На берегу озера. И, казалось бы, всё прописано в описании поездки: военно-полевая кухня, каша с тушёнкой. Но они и здесь смогли удивить: к каше с тушёнкой прилагались - на выбор - горячий чай и (!) кофе. Заварной кофе. Не из термоса: сваренный минуту назад.











Чай тоже можно было... но кофе впечатлил больше



Ну и, на закуску, после обеда ещё пара ДОТов. И наследие советской эпохи: то, что осталось от «Зодиаков» - почти языческие изваяния из хрупкого бетона перед воротами одной из баз отдыха. Жаль, что разрушаются: была бы неплохая загадка для археологов.



















Везде, кроме «Зодиаков», много обнажённой арматуры. Словно обнажённый нерв... На «Зодиаках» пока ещё больше оформления. Но это, думаю, не надолго.











Как ни печально, но всё хорошее заканчивается. И наша поездка закончилась тоже. Ну да ничего: в формате «буханка-тур» есть ещё направления. И это здорово. Я люблю автобусные экскурсии, но вот это - даже не любовь. Это - страсть! Бесстрашный водитель, эрудированный гид и сплочённая команда. Эх, хочу ещё!



Наша команда без меня, но с водителем машинки Александром



Всё те же, всё там же, но вместо Александра - я.

Роман Петров, экскурсии, Линия Маннергейма, весна, Серебряное кольцо, фото, поездки, Лейпясуо, Карельский Перешеек

Previous post Next post
Up