Психотерапия и другие доктрины, как это работает

Jul 25, 2023 17:18

Я уже довольно давно собираюсь написать пост о психотерапии, о том как и за счёт чего она работает ( Read more... )

Психология, Общетеоретические рассуждения

Leave a comment

Comments 272

areksi July 25 2023, 15:22:56 UTC
а есть ли области культуры или медицины, в которых Вы не разбираетесь? Ну или хотя бы не пишете о них...

Reply

boldogg July 25 2023, 15:37:10 UTC
Не пишу - полно таких. Вот, скажем, о животноводстве!

Reply


grey_horse July 25 2023, 15:32:00 UTC

В принципе соглашусь, но по деталям есть возражения. Самая очевидная нестыковка - в психотерапии существует клиентский запрос, а в религиях (насколько мне известно, могу ошибаться) чего-то подобного нет.

Reply

boldogg July 25 2023, 15:37:47 UTC
Не уверен, что вполне вас понял - что именно вы имеете в виду под клиентским запросом?

Reply

grey_horse July 25 2023, 15:50:11 UTC
Если вам нужно более длинное и более формальное описание от профессионала... вот, например: https://www.b17.ru/article/requirement/ Если хотите короткое объяснение, в двух словах: сначала клиент рассказывает специалисту, что его не устраивает, что он хотел бы в себе поменять. Когда я представляю аналогичную сцену со служителем некоей веры, то у меня выстраиваются в голове три сценария:
1. Запрос противоречит морали этой конфессии. Очевидно, он будет отклонен.
2. Запрос перпендикулярен морали, относится к сфере не запретного и не поощряемого, типа "помогите сменить работу". Скорее всего, тоже будет отклонен, только в более мягкой форме.
3. Запрос согласуется с моралью. Вот тут, возможно, по нему проведут некую работу, но с уточнением типа "это не твоя хотелка, этого желает сам Бог".

Reply

boldogg July 25 2023, 15:54:55 UTC
По-моему тут может быть куда больше сценариев и куда меньше определённости - особенно в плане соответствия морали конфессии.
Человек боится пауков, например и чувствует, что для него это уже просто проблема.
Обращается с этим к священнику. Это получается скорее случай 2 по вашей классификации. Пл-моему этот запрос совершенно не обязательно будет отклонён. Тут будет несколько иной механизм приятия - это не будет незнакомый человек и серия сеансов с повременной оплатой, а знакомый батюшка, с которым можно раз-другой-третий побеседовать вот хоть бы и просто за чаем, в гости к нему прийти, помолиться вместе - и тому подобное.
Форма будет иная, но суть по-моему сохраняется.

Reply


tari_bird July 25 2023, 15:37:53 UTC
Мне представляется, что для того чтобы "помогло", человек должен признавать/чувствовать что над ним кто-то есть: более могущественный, мудрый, понимающий.
Священникам и верующим поэтому гораздо проще - у них есть свой высший судия.

Атеистам совсем плохо, для них только таблетки.

Reply

boldogg July 25 2023, 15:40:09 UTC
По-моему тут может занимать это место "объективная реальность достоверно описанная наукой".
Против объективной реальности не попрёшь же.

Reply

tari_bird July 25 2023, 15:48:16 UTC
Ээээ.... К сожалению на фоне безумного количества скандалов в научном сообществе, ответ на вопрос "Что есть истина" стал еще дальше от нас чем сто лет назад

Reply

boldogg July 25 2023, 15:56:34 UTC
Да!
Но ведь отдельный человек может верить в ту или иную версию, ту или иную доктрину уже внутри научного подхода.
В конце концов, вот уж чего в истории религий тоже было с избытком, так это скандалов, конфликтов, разделений вплоть до войн - и ничего, всё равно можно принадлежать той или иной определённой конфессии.

Reply


mechrazum July 25 2023, 15:48:36 UTC
Прочёл и вспомнил старый анекдот.
Приходит к раввину еврей, просит у него совета.
У меня прихворнула мама, просит супчика с гусятиной, а у меня есть два гуся белый и серый, вот не могу решить какого зарезать для супа.
Раввин говорит зарежь белого, еврей ему но тогда серому будет одиноко, раввин, тогда режь серого, еврей, белый будет грустить.
Раввин ему и говорит, вряд ли я смогу тебе в твоём вопросе помочь, но могу рекомендовать моего хорошего знакомого, отца Инокентия, настоятеля храма на другом конце этой улицы, он человек мудрый, он поможет. Скажи что ты пришёл от меня.
Вот приходит еврей к храму, просит встречи с отцом Инокентием, отец является, узнаёт что это клиент ребе, спрашивает, что за трудности которые нужно разрешить.
Еврей рассказывает о маме, супе, гусях и задаёт свой вопрос.
Отец Инокентий говорит режь белого, еврей, но тогда серому будет очень плохо одиноко и грустно.
Отец Инокентий отмахивает рукой сверху вниз и говорит *да и хуй с ним!*

Reply


nicksakva July 25 2023, 15:52:49 UTC
На мой взгляд основное при помощи - не доктрина, а банальный опыт. К шаману, священнику, психотерапевту идет множество людей с психолгическими проблемами. Причем чаще всего совсем не с уникальными. И по мере успешного решения хотя бы части этих проблем человек набирает опыт, как именно работать по крайней мере с типовыми проблемами.
Психотерапевты имеют преимущество в том, что помимо собственного опыта их довольно долго натаскивают на успешные приемы решения типовых проблем другими людьми.

Reply

boldogg July 25 2023, 15:59:56 UTC
Да, согласен.
Просто опыт есть у всех - у тебя, скажем, тебе 60+ - а статус не у всех.
А статус даёт большой плюс сам по себе - да и обратиться проще намного.

Reply

grey_horse July 25 2023, 16:12:38 UTC

В психологии считается, по крайней мере теоретически, что доктрина и есть некий сверх-обобщенный опыт. Собственно, иное обоснование и невозможно, поскольку невозможна опора на Откровение.

Reply

nicksakva July 25 2023, 17:14:16 UTC
Насколько знаю, психологи-практики, в отличие от тех же священников, не слишком заморачиваются истинностью доктрины, а охотно применяют "по ситуации" и "по клиенту" самые разные доктрины и даже их комбинации. Поскольку считают, что та или иная доктрина есть некоторый сверх-обобщенный опыт для решения того или иного набора типовых проблем. А вот применение той или иной доктрины к конкретному клиенту зависит от личного, а не от обощенного опыта.

Reply


Leave a comment

Up