Ст.м. Белорусская (Замоскворецкая линия)

Dec 07, 2021 15:50




Станция Белорусская Замоскворецкой линии - станция второй очереди Московского метро. Такие "древние" станции всегда интересно изучать. Это как погружение археологов в глубины культурных слоев, каждый слой рассказывает им про определенный период, каждая найденная деталь указывает на особенность эпохи, которой она принадлежит. Здесь же интересно прежде всего в каком виде до нас дошла станция, какие изменения происходили с ней за время её долгой и интересной жизни. "Белорусская" - это еще и пример грамотно сделанного ТПУ, удивительно, но в те далекие времена, проектировщики, похоже знали про то, как проектировать ТПУ больше, чем нынешние. Выход из метро встроили в здание вокзала и хотя пересадки "сухие ноги" не вышло, но все равно до самого вокзала пассажиру идти недалеко. Кроме того, само здание вокзала от этой переделки не пострадало, так как работы были проведены аккуратно и с уважением к зданию одного из красивейших московских вокзалов. Под наземный вестибюль было переделано одно из сооружений здания вокзала. Сделано это было, повторюсь, с большим уважением к архитектуре прошлого.
Как обычно, начнем с эскизов. Вот так архитекторы видели себе входную группу. В окончательном варианте окна стали ниже, над ними появилась непрозрачная часть. Двери на эскизе также имеют другую разбивку, чем та, что увидели первые пассажиры в 1938 году. Видимо даже хотели убрать купол на строении справа, но в итоге он остался.


А вот интерьер вестибюля. На занедем плане портал, ведущий к лестнице на путепровод. Здесь же видно, что планировались несколько другие люстры, без дополнительных светильников. Дополнительные светильники по периметру появились скорее всего, чтобы добавить больше света в помещение, так как основные люстры могли не справится с освещением такого большого объема. Справа эскалатор а вот напротив него в стене нет двери, которая есть в реальности, и ведет скорее всего на перрон.


Центральный зал. Интересно, что на этой картинке пол имеет довольно простой рисунок без вычурной мозаики. Также не видно торшеров в нишах и люстры имеют другую форму.


Давайте еще немного погрузимся в историю и посмотрим на архивные фотографии.
Это довоенное фото - первые годы после открытия станции. Очень интересно разглядывать подобные фотокарточки и сравнивать с нынешним обликом. Первое, что бросается в глаза - это ступеньки перед входом, а также светильники-торшеры. Сейчас ни того ни другого нет. Торшеры были с модными приплюснутыми плафонами Над фасадом большая буква "М". На первых станциях делали эти буквы большого размера, они выполняли роль своеобразной рекламы нового вида транспорта. Кстати такой же прием сегодня используется в продвижении электробусов, на каждом из них красуется надпись "Это электробус". Понятное дело, что времена поменялись и реклама стала не такая изящная. Но все равно современные дизайнеры черпают свое вдохновение у дизайнеров прошлого. Ничего нового...



Вот уникальное фото - это лестница, ведущая из вестибюля вверх к путепроводу. Смотрите какие тут были светильники.


Да, а вот как выглядел вокзал до того, как в него интегрировали станцию метро. Сейчас в правой части расположен вестибюль, а левее вход в него. Эта левая часть из двух объемов была переделана под вестибюль. Справа произошло немного изменений, основной облик остался прежним, только расширили оконные проемы. А вот левее переделок было больше. Архитекторы решили выделить цветом входную группу метро. Поменялась облицовка на темный камень, появились двери и такие же прямоугольные окна над ними, что и в правой части. Но в целом работа выполнена отлично. Представьте себе сегодняшний день, сегодняшнего нашего Сергея Семёновича и ту же задачу по превращению вокзала в ТПУ. Нам бы рассказали, что задача очень сложная и невыполнимая, поэтому правую часть, где будет расположен вестибюль мы снесем и на её месте выстроим новый красивый вестибюль, естественно многоэтажный, чтобы туда поместились так любимые нынешним мэром магазины.


В 60-е годы уровень тротуара подняли и ступеньки исчезли. Исчезли и вычурные плафоны на светильниках. Интересно, что крайний светильник утоплен в стену башни, для него там сделали специальную нишу, раньше, судя по предыдущему фото, там были окна, но их заложили. Еще глядя на это фото мы видим замечательные подвесы для светильников на фасаде. Сейчас их, к сожалению, нет. Как нет и консолей, поддерживающих карниз в правой части, где расположен вестибюль.


А теперь заглянем внутрь. Потрясающе, что есть такие роскошные фото и мы можем увидеть, как все выглядело изначально. Стену между двух частей здания разобрали и установили тут ряд двойных колонн, оба зала объединились в один большой и просторный. Что тут было раньше, до метро, мне найти не удалось. Также обращают на себя внимание роскошные светильники, как люстры на потолке, так и торшеры у эскалаторного наклона. К сожалению красивые плафоны не дожили до наших дней. Но может быть их еще восстановят, так как наверняка сохранились эскизы или вот хотя бы можно восстановить чертежи по фото.


Здесь хорошо виден плафон, красота же! Также на заднем плане видны окошки касс.


Собственно кассы. Обратите внимание на роскошный пол, выложенный мозаикой. Он до наших дней, к сожалению не сохранился.


60-е годы, в вестибюле стояли автоматы по продаже газет. Сейчас в метро какие только автоматы не пытаются засунуть креативные менеджеры, скоро для пассажиров вообще не останется места. =)


Спускаемся ниже, тут роскошный аванзал перед проходом к платформе.


Платформенная часть тоже смотрится очень богато. Пол был выложен шикарным ковром из мрамора.


К большому сожалению мрамор оказался непригоден для облицовки пола в метро. Большой пассажиропоток, превратил некогда роскошный ковер вот в такой рваный и заштопанный асфальтом. Прекрасное фото 50-х годов, которое иллюстрирует то, почему мрамор повсеместно был убран с пола в Московском метро. Обратите внимание на торец центрального зала. Там были какая-то табличка (наверное), но не было головы Ленина, что стояла там до этого года.


А это боковой зал, здесь хорошо видна путевая стена, отделанная плиткой. Причем гладкая плитка тут чередуется с плиткой в форме пирамидки. Сейчас плитки на путевой нет, но при реконструкции сохранили рисунок на путевой, эти вертикальные черные линии. Плитка, как вспоминают, была голубоватого оттенка, наверное такая же, как на путевой стене ст.м. "Динамо", там её еще можно увидеть, она сохранилась. А еще здесь асфальтовое покрытие, также характерное для боковых залов станций тех лет.


1
А теперь вернемся в настоящее и посмотрим на станцию в её нынешнем виде. Начнем с поверхности. Как я уже писал, наземный вестибюль был встроен в правое крыло здания Белорусского вокзала. Скорлупку оставили почти без изменений, а вот начинка у здания поменялась. Вестибюль спроектирован очень грамотно, входы и выходы разнесены по разным фасадам, кроме того здесь сделан дополнительный вход для тех, кто идет с другой стороны путепровода.


2
Вот отсюда и начнем. К зданию с путепровода перекинут мостик, который упирается во входной портал. Он выполнен из темного камня, как и все новые части фасада, что появились тут с приходом метро.


3
Вниз ведет довольно длинная лестница, конечно ни о какой доступной среде тогда речи быть не могло. А вот сейчас лифт на уровень земли с путепровода не помешал бы. Стены отделаны серым камнем, на торцевой стене над проходом в вестибюль, явно выделяются четыре камня, может быть там раньше была установлена какая-то табличка или барельеф с сами знаете кем. Освещение сейчас выполнено в виде светильников, которые закрепили на стене.


4
Потолок кессонированный, он "держится" на симпатичных консолях. В нишах консолей центральной части изначально висели светильники, кое-где даже видны элементы подвесов, но сейчас светильников нет.


5
Зато здесь сохранились роскошные латунные перила. Латунь и медь все-таки совершенно по-другому смотрится, нежели нынешняя нержавейка, которая используется повсеместно.


6


7
Внизу расположены двери на выход. У них тоже порталы из камня, но здесь они выполнены более богато.


8
Интересно, что решетки на окнах - это не веяние нынешнего времени, они тут уже довольно давно, с самого начала. Над одним порталом нет надписи "НЕТ ВХОДА", может быть эти двери работали изначально на вход?


9
Давайте зайдем с другой стороны и полюбуемся на вестибюль.


10
На крыше круглая эмблема метро в виде буквы "М", но выглядит она как довольно простовато. Интересно, что тут было изначально, при открытии станции метро.


11
Прекрасно, что оставили всю эту роскошную вокзальную архитектуру, не стали всё сносить и строить заново. Хотя времена были такие, что снести памятник архитектуры для постройки чего-то нового, не составляло никакого труда.


12
Фасад входной группы сохранил в себе черты старой постройки, здесь все так же три окна, между четырех пилястр, но цвет уже существенно отличается, весь портал выложен темным камнем. Раньше здесь было два ряда окон, теперь же три двери и уже над ними окна. Декоративная часть над окнами перекликается с аналогичной на фасаде справа.


13
Вестибюль выстроенный внутри помещения вокзала логически разделен на две части. В одной части находится эскалаторный наклон, а в другой - кассовый зал, это изначально были два разных помещения, разделенные стеной, но стену разобрали, установив вместо неё два ряда колонн. С освещением здесь не очень, зато днем сюда попадает естественный свет из довольно крупных высоких окон. Зал выполнен в классическом стиле с колоннами с роскошными капителями и кессонированным потолком.


14
Напротив эскалатора еще одна дверь, над которой висит информационная табличка с датой постройки станции. Интересно, что здесь уже упомянут Ленин, а не Каганович, а значит табличку меняли. Дверь на вход, скорее всего вела с платформы вокзала, видимо раньше можно было напрямую оттуда попасть в метро.


15
Теперь рядом с этой дверью стоит Ленин. Летом этого года в торец станции установили огромную композицию "Советская Белоруссия", бюст Ленина оказался не нужен, и его подняли из-под земли на поверхность.


16
Теперь он смотрит свои характерным прищуром на приезжих.


17


18
Вестибюль выгладит очень помпезно, хотя это довоенная станция, когда имперский шик еще не завладел умами советских архитекторов, тут еще нет богатых мозаик, скульптур и прочих декоративных элементов. Однако, выглядит все уже как тот самый пресловутый дворец для простых людей, из-за того, что архитекторы явно вдохновлялись дворцами древнего Рима и Греции. Вообще у нас же тоже были дворцы, однако проводить аналогии с царскими дворцами и домами богатых дворян из царской России было не очень-то безопасно, можно неожиданно оказаться врагом народа. А древние римляне и греки, они где-то там в сумраке времен, работать с таким материалом проще и безопаснее, к тому же можно делать прямые заимствования, без опасения, что это кто-то заметит, так как советские люди на развалины Помпей или в Афины вряд ли когда смогли б поехать.


19
Когда я был маленьким, меня всегда поражало, как же круто сделаны эти проемы для эскалаторов, такой правильный эллипс, это наверное сложно. Но когда подрос и у нас была начерталка, тогда, конечно все стало понятно. Такой прекрасный эллипс получается сам собой, если рассечь цилиндр (коим является эскалаторный наклон) под углом.


20
Красиво. В квадратной нише на потолке должен был быть светильник, если верить архивным фото.


21
Эскалаторы старые, понятно, что стоят они тут не с самого 1938 года, их уже меняли. Но все равно, видимо время и этих машин закончится, и сюда со временем вкорячат бездушные эскалаторы из нержавейки.


22
А теперь собственно платформенная часть. Здесь интересно, и классика со сводами и кессонами и немного ар-декошных элементов, вроде этих ниш, отделанных тонкими вертикальными камнями с "золотыми" вычурными решетками.


23
Станционный зал напоминает станцию " Красные ворота" первой очереди, но здесь ,как мне кажется интерьер поинтереснее. Архитекторами этой станции стали Надежда Александровна Быкова и Николай Николаевич Андриканис. У обоих архитекторов за плечами уже было по одной станции метро первой очереди, Быкова работала над "Сокольниками", А Андриканис над "Красными воротами". Собственно влияние Красных ворот угадывается тут довольно очевидно. Можно сказать, что это более продуманная, более проработанная версия платформенной части станции первой очереди. Интересно, что пол сейчас в виде шахматных клеток, как на все тех же "... воротах", а изначально это было роскошное мозаичное полотно, с белорусскими орнаментами (можно поглядеть в начале на исторических фото).


24
Если на "Красных воротах" пилоны были стилизованы под триумфальную арку, с темной нишей посередине, то тут ниши облицевали ониксом и поставили в каждую по торшеру. Плафоны изначально были в виде тюльпана, но в последствии их заменили на герметичные, скорее всего из соображений удобства эксплуатации. Люстрам тоже заменили плафоны, а вот сами каркасы остались изначальными.


25
В 1952 году, после открытия станции Кольцевой линии, в центре зала появился переход. Это три лестницы, размещенные между пилонами. Ступени лестниц не выходят за плоскость черного цоколя пилонов, из за чего вся эта новая конструкция вполне себе органично вписалась в старый интерьер.


26
Есть версия, что станция должна была быть декорирована богаче. В кессонах потолка или вот в этих восьмиугольниках, в которых подвешены люстры, должны были появиться декоративные панно. На станции "Белорусская" Кольцевой линии как раз-таки есть мозаичные панно именно восьмиугольной формы, может быть их планировали разместить здесь. Но чисто белый потолок совершенно не выглядит недоделанным, он сам по себе очень декоративен.


27
Глядите как круто облицована ниша. Камень разделен латунными полосами, из того же материала сделан и сам торшер. Камень подобран таким образом, что кверху он становится более "прозрачный" без включений, именно здесь находится плафон и плоскости камня работают как отражатели в фонаре, давая больше света. Очень крутое решение.


28
Решетка очень симпатичная. К большому сожалению не все они находятся в идеальном состоянии.


29
В наше время пространство на переходном мостике застеклили, для безопасности пассажиров, но сделали это не очень аккуратно. Более подробно про пересадку на "кольцо" можно почитать вот ТУТ


30
Боковой зал также освещается рядом люстр. Но со временем, для улучшения освещенности, добавили еще ряд светильников под потолком.


31
С этой стороны ниши прямоугольные и в них установили лавки. Вверху изящная вентрешетка, повторяющая рисунок решетки центрального зала, из решетки "торчит" симпатичное бра. Интересно, что ниша отделана здесь черным камнем, а не ониксом.


32
В торцах пилоны идут без проемов, эти места (где в центральной части проходы между пилонами) отделаны серым камнем. Где-то установлены таблички с названием станции.


33
В начале 2000-х на "Белорусской" заменили изначальную облицовку путевых стен из плитки на мрамор. Изначально на многих станциях на путевой была плитка. Эта история с плиткой старше нашего метро, плитка в облицовке использовалась на многих станциях европейских метрополитенов, появившихся раньше московского. Это практичный недорогой материал, который прост в обслуживании. Путевая стена и надпись названия станции имели изначально утилитарную функцию. Там бегает поезд, зачем декорировать то, до чего человек не может дойти и потрогать. Со временем, богатство декора на станциях достигло своего апогея, и чтобы станции выглядели максимально роскошно, архитекторы задействовали в своей работе все доступные плоскости, в том числе и путевые стены. Это хорошо видно на послевоенных станциях. Потом произошел отрицательный рост уход от "украшательства" в пользу упрощения архитектуры и плитка снова вернулась на путевые стены. Большинство так любимых хейтерами "сороконожек" облицованы именно глазурованной плиткой. Теперь же на некоторых станциях плитку меняют, где-то на металлическую рейку (такой вариант наиболее уродский), где-то на камень (тут уж зависит от мастерства проектировщиков, как повезет). Нужно ли было уродовать изначальный облик такой исторической станции, как "Белорусская", конечно же нет. Да, современные проектировщики постарались сделать путевую максимально хорошо, даже повторили рисунок с отбивкой черным, там где на потолке идут ребра кессонов, но все равно это новодел и он бросается в глаза. Отличный пример бережного отношения к историческому облику, мы видим на станции "Киевская", где плитку на путевой стене восстановили.


34


35
Между пилонами в проходах висят светильники, но, естественно не родные. Вообще интересно, а какие были здесь светильники изначально. Фотографий соответствующих мне найти не удалось. Но если провода идут не по поверхности потолка, то скорее всего они тут уже были изначально, а следовательно были и светильники.


36
А теперь давайте прогуляемся в торец центрального зала. Здесь до недавнего времени стоял бюст Ленина из черного камня. Спокойный такой и лаконичный.


37
Автор этого бюста Евгений Викторович Вучетич. Его авторство определить очень легко за счет характерных особенностей его произведений. Он создал целую серию бюстов различных советских деятелей как политики, так и искусства, как бы пробивающихся из камня, такие люди-глыбы. У Вучетича портреты получаются очень экспрессивными с четко очерченными чертами лица. Даже издалека видны мощные морщины на лбу Ленина, как будто он серьезно так задумался о судьбе Советского государства. Вучетич - автор монумента "Родина - Мать" на Мамаевом кургане, там лицо женщины также выполнено крайне экспрессивным. Очень интересный, мощный автор. Здорово, что такого замечательного (в художественном смысле) Ленина оставили, перенеся на верх. Тем более он оказался очень верного по нынешним временам черного цвета.


Еще один замечательный представитель классического советского искусства того времени отметился на "Белорусской", это Матвей Генрихович Манизер. Правда он создавал свои эпичные композиции спустя время для станции Кольцевой линии. Его "Белорусские партизаны" установлены в переходе между станциями, а еще одна скульптурная композиция "Советская Белоруссия" стояла в торце центрального зала "Белорусской" кольцевой. Однако когда здесь построили еще один выход в сторону Лесной улицы, скульптурную композицию убрали. Вот как она выглядела...


38
Но оказалось, что скульптура не была утрачена, по крайней мере так заявляют официальные метрошные власти. Легенда звучит так, скульптуру разобрали и перевезли куда-то в электродепо "Новогиреево", где она благополучно пылилась дожидаясь своего часа. Про неё все забыли и только в 2018 году её нашли (неожиданно) и решили восстановить. И вот теперь восстановили и поставили в торец "Белорусской" радиальной, так как на кольцевой места для неё уже нет. История, конечно красивая и трогательная... но очень уже не правдоподобная. Вы посмотрите на размер скульптурной композиции, потерять такую пусть даже и на очень большом складе непросто, более того, с 1997 года, когда её убрали, прошло не так много времени и скорее всего довольно много людей, участвовавших в демонтаже и предполагаемом "складировании" еще живы и может быть даже работают в метро. Вряд ли они все дружно впали в маразм и забыли про скульптуру. Странно, что не показали ни в 2018 ни теперь фото найденной скульптуры, такое событие наверняка бы документировали. В общем непонятно. Понятно другое, это не та скульптурная композиция, авторства Манизера, что стояла на соседней станции.


39
Герб БССР полностью новый новодельный. Возможно из-за того, что он выполнен из металла он был утрачен и сдан на ближайший пункт как цвет мет. Скорее всего сами скульптуры сильно пострадали, так как они тоже выглядят не как на фото оригинала. Тетка посредине вообще стала похожа на какого-то трансвестита, а складки у неё на одежде... даже не похожи на складки. Ощущение, что её вырвало. Головы у остальных трех персонажей похоже тоже новодельные, уж очень они сильно контрастируют с телами.


40
Если подойти ближе, то сразу становится видно качество "реставрации". Поглядите на ребенка, у него на щеке шрам. Ну и вообще качество работы просто ужасное.


41
Вишенка на этом торте - это золотое покрытие скульптурной композиции. У автора это было покрытие под бронзу, такое же как у партизан, что сидят на пересадке. Зачем было золотить советских белорусов не понятно. Какая-то цыганщина. Кто вообще это придумал?


42
Народу нравится, те, кто давно не был на "Белорусской" с удивление обнаруживают это произведение и фоткают на телефон.


43
В общем немного жаль, что наряду с оригинальными элементами интерьера на "Белорусской"  стали появляться новодельные. Как показала та же "Киевская", пол и путевую стену можно восстановить в близком к оригиналу виде, скульптуру тоже можно доверить профессиональным реставраторам. Хочется, чтобы не было халтуры, это все ж таки памятник архитектура, а с ним надо максимально бережно.


44
И на этом мы наверное закончим. Давно уже у меня лежали фото с этой станцией, но все никак не получалось сделать постик, однако установка скульптуры "Золотые беларусы" подтолкнула меня все-таки собрать все фото и написать этот пост.


P.S.
Все архивные фото найдены в открытых источниках и на замечательном сайте ПастВью.

ДИНАМО << БЕЛОРУССКАЯ >> МАЯКОВСКАЯ
Пересадка на станцию Белорусская (Кольцевая линия)
Пересадка на станцию МЦД Белорусская

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

метро1938, белорусская, замоскворецкая, метро

Previous post Next post
Up