Ст.м. Красные ворота.

Jan 02, 2016 10:49



Станция "Красные ворота" открыта в составе первой очереди строительства Московского метрополитена. В прошлом году она отпраздновала 80-летний юбилей. Однако старушка до сих пор в строю. На станции впервые появились турникеты это была для того времени инновация. Сам же проект станции получил Гран-при на Всемирной выставки в Париже. Посмотрим историю создания, строительства, а также прогуляемся по сегодняшней станции "Красные ворота".

ТТХ станции.


Начнем с проектов станции. Чем интересно изучать станции первой очереди - это обилие фотокарточек со строительства и даже чертежей и набросков проектных решений. Не удивительно, метро - это был новый вид транспорта, потому к нему было приковано столько внимания.
Не секрет, что проекты создания метро существовали и раньше 30-х годов XX века. Вот интересный проект 1929 года, в котором одной из станция была "Красные ворота".  Тут станция неглубокого залегания, с боковыми платформами.


Вот еще интересный эскиз. Довольно помпезно. Очень крутые толстые колонны.


А вот такой вот наземный павильон.


И пространство внутри. Тут даже показаны ограждения, которые распределяют пассажиропотоки.


Но в итоге станция построена по проекту архитектора Ивана Александровича Фомина. А единственный на тот момент наземный вестибюль по проекту Н.А.Ладовского.


Проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Станция выполнена в классическом стиле. Красивые кессонированные своды, массивные пилоны.


В пилонах сделаны ниши, которые несколько визуально облегчают эту массивность. В итоге пилоны напоминают арки. Интересно, что саму триумфальную арку на Красных воротах снесли в 1927-м. Но зато она осталась в названии станции метро.


Немного фоточек со строительства. Вот работы ведутся на Каланчёвской улице. Тут еще нет даже намека на высотку и северный вестибюль.


Какие-то радиаторы. Вполне возможно, что это часть оборудования для заморозки грунта, технология заморозки применялась тут при постройке метро из-за сложной геологии.


Вот уникальное фото. Рабочие монтируют облицовку на платформе.


А это фото наверное с открытия. Тут огромная буква "М" и нет названия станции.


Интересное фото, тут видно, что сбоку павильона был... книжный магазин.


А еще на ст.м. "Красные ворота" впервые появились турникеты. Хотя сначала в метро в качестве эксперимента появились такие вот агрегаты. Поворотного типа, довольно массивные и громоздкие. Но эксперимент по их установке признали не удачным.


А потом на этой станции установили в 1959 году турникеты, со свободным проходом, ну то есть без каких-либо препятствующих проходу (если он оплачен) элементов.


Очень интересное фото. Во-первых тут перед эскалатором лежит ковер. Наверное, чтобы не носили грязь на ботинках в поезда =). Ну и табличка отличная просто "Внимание движущаяся лестница". Эскалатор был тоже тогда еще новинкой, инновацией, как бы сказали сейчас.


А вот фото платформы до открытия северного вестибюля. В торце зала какие то два товарища вышагивают. Сталин и еще кто-то? Обратите внимание на пол. Клетка набрана мелкой плиткой.


Похоже это товарищи Сталин и Каганович, красавчики.


А вот еще фото - это уже северный вестибюль, открытый в 1954 году.


1. Давайте уже посмотрим, что станция представляет из себя сейчас. Начнем с южного вестибюля. Входная арка просто великолепна.


2. Вот так он выглядит в светлое время.


3. Слева южный вестибюль, а на той стороне Садового кольца в высотке, расположен северный вестибюль.


4. Левая сторона вестибюля застеклена, на архивном фото выше тут магазин МОГИЗ.


5. Вид сзади.


6. В момент открытия станция носила название "Красные ворота", в 1962 году ее переименовали в "Лермонтовскую" Рядом с северным выходом действительно есть площадь Лермонтова с памятником поэту. Однако в 1986 году станции вернули ее историческое название. С чем связаны эти переименования, не очень понятно. Тут также видно, что двери, изначально деревянные, заменены. Может быть и сюда докатится реконструкция и их вернут.


7. Спускаемся вниз.


8. Симпатично. Кессонированные потолки, довольно мало декоративных элементов. Спускаемся еще на один пролет, там окошки касс. Интересно, вот тут кессоны и стены покрашены в коричневый, раньше тут был камень или тоже было все просто покрашено.


9. Еще ниже и попадаем в проход к эскалаторному залу.


10. Такой вот поворот. Кстати, интересно, что это там слева на потолке висит. Радиатор такой?


11. В эскалаторном зале старые валидаторы с пирамидками.


12. Эскалатор. В 1994 году старые эскалаторы тут были заменены на новые.


13. На платформе после войны в 50-е были установлены гермозатворы. Тогда ими оснащались все станции первой очереди, а последующие станции проектировались уже с учетом того, что станция в случае войны должна стать убежищем.


14. Здоровый железный "люк" под действием гидравлических подъемников закрывает станцию. Вот он тут "лежит" прямо под ногами.


15. Соответственно первые боковые проходы до гермозатвора были заложены.


16. Теперь посмотрим на северный вестибюль. Он встроен в здание высотки на Красных воротах. Вот входная группа. Тут двери деревянные аутентичные.


17. Внутри шик, классических станция Московского метрополитена, автор этого вестибюля А.Н. Душкин. Не удивительно. Именно он автор проекта самой высотки, а также на момент проектирования вестибюля он уже имел огромный опыт проектирования таких станций, как "Площадь Революции", "Маяковская", "Автозаводская". Люстры тут не уникальные. Такие же на платформах ст.м. "Киевская" Арбатско-Покровской линии и, например на ст.м. " ВДНХ".


18. Выходные двери. Внизу, между дверями симпатичная вентрешетка.


19. На выход никаких валидаторов. 2 января этого года вестибюль будет закрыт в связи с заменой эскалаторов. Также будет проведена реставрация вестибюля. Скорее всего после этого валидаторы появятся и на выход.


20. Шикарный, просто роскошный потолок. Не всякий дворец может похвастаться таким. Над эскалатором балкончик, куда ведет техническая дверь. Круто наверное оттуда было бы поснимать. Кстати, именно оттуда снято архивное фото этого вестибюля.


21.Спускаемся на вниз. На балюстрадах эскалаторов стоят крутейшие светильники. Хочется верить, что их вернут на место и установят на эскалаторы из нержавейки. Было бы обидно их потерять.


22. Тут очень круто сделан потолок наклона. Красота.


23. А вот и светильник, жаль, что фото такое нерезкое.


24. Спускаемся в промежуточный зал. Тут тоже помпезность и шик. Зал круглой формы с куполообразным потолком. По кругу на стенах идут красивые бра.


25. Вот такие вот.


26. Зал довольно большой и даже широкоугольный объектив не способен вместить его полностью.


27. Потолок тут не уступает по сложности декора потолку вестибюля.


28. Спускаемся дальше. Тут еще три эскалатора. Замена эскалаторов и реконструкция займут 18 месяцев. Такой долгий срок связан, как мне кажется именно с тем, что заменить придется не три, а шесть эскалаторов.


29. Посмотрим, что получится. Надеюсь, как я уже говорил" светильники оставят. Еще было бы клево покрасить панели эскалатора в цвет стен, как вот сейчас на фото. Наверное нержавейка будет смотреться чужеродно.


30. Итак мы наконец то спустились на саму платформу. Конструктивно, станция пилонная трехсводчатая, глубокого заложения. Пилоны отделаны красным камнем. Тут не все так хорошо, камень на пилонах кое-где отсутствует, эти места оштукатурены и покрашены в цвет камня.


31. Пилоны действительно выглядят как арки. Шахматный пол теперь выложен крупноформатным камнем.


32. Боковые залы имеют тоже кессонированный свод, но тут ячейки имеют квадратную форму. Удивительно, что около пилонов нет лавочек.


33. А в центральном зале потолок имеет такую вот причудливую форму из квадратов и шестиугольников.


34. Еще раз взглянем на центральный зал. Интересно, что станция могла бы стать не трехсводчатой, а двухсводчатой. Третий, центральный свод открывать не хотели, из-за того, что была опасность разрушения станции горным давлением. Именно из-за этой проблемы станция " Лубянка" в момент открытия стала двухсводчатой. Но тут удалось решить эту проблему и в результате мы получили ту станцию, которую мы видим сегодня.


35. Станция безусловно красивая, с интересной и долгой историей, но она нуждается в бережной реконструкции. Особенно отделка пилонов на платформе. Причем, реконструкцию тут можно провести, как это делается на ст.м. " Киевская" без закрытия станции. Тем более сейчас будет идти реконструкция северного вестибюля, можно как-то совместить это. Но, начальникам метро виднее, а мы садимся в поезд и едем дальше.


P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью. А также вот здесь.

Комсомольская <- Красные ворота -> Чистые пруды
МОСКОВСКОЕ МЕТРО

красные ворота, метро1935, сокольническая, метро

Previous post Next post
Up