Нет ничего более грустного в нашей транспортной системе, чем наши вокзалы. Годы летят, космические корабли бороздят просторы вселенной, интернет родился и захватил весь мир, электромобили уже не фантастика... но наши отечественные ЖД вокзалы совершенно не эволюционируют. Казалось бы в столице такие важные инфраструктурные объекты, как железнодорожные вокзалы, должны модернизироваться и подстраиваться под современный ритм огромного мегаполиса, предоставлять пассажирам максимальное удобство, но нет. Вокзал - это место, где остановилось время. Тут можно найти все, кроме современных технологий. Инфраструктура последний раз менялась, как кажется, еще при СССР. Никакой удобной навигации, никакой заботы о пассажирах, никакой чистоты и ощущения что ты приехал на столичный вокзал. Все это устраивает пассажиров, потому как многим просто пофиг, так как для них вокзал - это место, которое они стремятся побыстрее покинуть, садясь на поезд или наоборот, выйдя из поезда. Они не могут себе представить, что вокзал может быть общественным пространством, вряд ли у большинства пассажиров вокзальные едальни ассоциируются с качественными кафе и ресторанами, вряд ли местные торговцы ассоциируются с нормальной торговлей, как в больших ТЦ. Вокзалам нужно менять имидж, их нужно коренным образом переоборудовать под современные нормы и реалии. Это особенно остро чувствуется сейчас, когда запустили "наземное метро" МЦД. Некоторые москвичи, которые пользовались электричками изредка, попробовали МЦД пока оно было бесплатным и даже сейчас пробуют те, у кого безлимитные "тройки". Многие отмечают отсталую инфраструктуру и просто неприятную атмосферу на крупных станциях или на вокзалах. Что не так, что надо поменять? Давайте поглядим на платформу МЦД на Белорусском вокзале - это очень показательный пример.
Немного истории. Буквально 4 архивных фото. 1986 год, платформа, у здания вокзала, тут нет накрывашки, смотрите как аккуратно и просторно.
А вот платформа с другой стороны.
А здесь видна лестница с платформы на уровень путепровода.
1992 год. За 30 лет не очень то много изменилось.
1. Станция "Белорусская" войдет в историю МЦД как станция с которой по-сути начались эти диаметры, так как отсюда Путин, Собянин и еще пол вагона чиновников и журналистов, совершили первую поездку, открыв МЦД. Все проблемы и недоумения, связанные с открытием когда-нибудь забудутся, но сам факт открытия МЦД на станции "Белорусская" останется в истории.
Итак, на платформу можно попасть несколькими путями, начнем с подземного. Тут у нас переход под путями.
2. В принципе здесь можно и просто перейти под железкой. Турникеты стоят только перед непосредственно проходим к лестничному спуску на платформу. Это такое довольно узкое место. Естественно тут есть кофейня (откуда вообще их столько расплодилось) и еще не передаваемый запах затхлости и туалета, который на может перебить даже запах кофе. А еще мне почему-то стало жалко охранника у турникетов. Стоять в холодном переходе, вкушая все эти запахи и общаясь с не всегда приветливой публикой. Тут даже самый веселый и жизнерадостный человек сломается и станет угрюмым "вахтером". Прямо действительно можно выйти к платформе пути 1, с нее поезда отправляются в сторону Одинцово, а вот если вам нужно в противоположную сторону, то лучше этим подземным переходом не пользоваться... Так как 7 и 8 платформа, на которую тут указатель - это ни разу не МЦД.
3. Проход тоже не сказал бы что очень широкий.
4. Естественно никаких радостей вроде эскалаторов и лифтов тут нет. Есть только такой пандус, который существенно отжирает место у и без того не очень широкой лестницы на подъем. Это единственное удобство для тех, кто приехал с чемоданами.
5. Павильон на платформе.
6. Путин отсюда начинал свое путешествие по МЦД. К приезду президента, мэра и прочих товарищей... Белорусский вокзал даже не привели в минимальный порядок. Вот, пожалуйста типичная палатка на платформе. Правда она закрыта, но не снесена же.
7. Так вот на 7 или 8 пути приходят поезда из Лобни. То есть если вы невнимательно посмотрите на морду поезда, то вполне может оказаться, что поезд идет до Белорусского вокзала. Мне не повезло два раза. Я захотел уехать в Одинцово, и один поезд меня привез только на Савёловский вокзал, а следующий как раз до Белорусского. Если на Савёловском сориентироваться оказалось относительно просто, тот тут пришлось преодолеть некоторый квест. Перво-наперво я пошел изучить навигационную стелу. Угу! Я понял где находятся пути 7, 8, 1 и даже 2.... но я не понял, куда мне надо идти, чтобы попасть в Одинцово.
8. Платформа находится на радиусе, красиво.
9. Павильон с турникетами со стороны пути номер 2. Это павильон на выход.
10. Он же с соседней платформы.
11. Грамотная идея развести потоки по разным павильонам.
12. А вот павильон на вход, соответственно, если вам надо ехать в сторону Лобни, то лучше заходить именно тут, то есть войти со стороны здания вокзала.
13. Вид сверху.
14. Что-то еще строят.
15. Прошло какое-то время, и здесь стали появляться очертания павильонов.
16. ...и накрывашки.
17. Так вот, если поезд шел до Белорусского вокзала, то скорее всего вы окажетесь здесь, на этой платформе. Тут даже есть вывеска с маркировкой МЦД D1.
18. Чтобы продолжить путь в сторону Одинцово, надо перейти на другую платформу, на путь номер 1. Это можно сделать через подземный переход, но в этом случае придется пройти через турникеты на выход и потом на вход - это не вариант.
19. Другой вариант - это лесенка.
20. Особенно радуются этим подъемам и спускам пенсионеры, стоит ли говорить что лифтов тут нет. Хотя меня это немного удивляет. Пристроить шахту из металла и засунуть в нее лифт - это не такое уж сложное решение.
21. Эта навигация абсолютно бесполезна.
22. В переводе на человеческий язык ее следует читать так: "Путь 1 - в Одинцово", "Путь 2 - в Лобню", вот и все, что требуется пассажиру, который хочет воспользоваться МЦД.
23. Прошло время и на вокзале поменяли нумерацию путей, как говорят для удобства. Думаете они дописали с какого пути в какую сторону ходят поезда? А вот и нет, теперь навигация выглядит вот так.
24. С моста открываются хорошие виды. Внизу павильон на выход пути номер 2.
25. А вот вечером вид с моста на поезд аэроэкспресса.
26. Справа путь 15, люди ждут поезд.
27. Еще один бесполезный элемент навигации. Интересно, что тут есть маршрутная схема, и на других станциях я видел, как та часть пути, которая уже пройдена, выделена серым. Если бы тут так сделали, то можно было бы догадаться в какую сторону идет поезд, но нет, даже схема не дает ответа в какую сторону отсюда поедет поезд.
28. А вот входной павильон со стороны 15 пути.
29. Еще несколько фото с путепровода.
30. Новый модный двухэтажный аэроэкспресс и видавший виды ЭД4М.
31. С этого пути, который находится у здания вокзала, поезда уходят на север. Отсюда я много раз уезжал на Аэроэкспрессе.
32. Навигация.
33. Теперь здесь останавливаются разные электрички.
34. Забавно, видел, как люди с чемоданами, которые едут на Аэроэкспрессе в аэропорт, выходят из здания вокзала, и пытаются сесть в обычную электричку. Это иностранцы, они же не в курсе, что у нас теперь тут не только Аэроэкспресс, но и моднейший МЦД. Также видел людей, которые думали, что могут доехать на поезде Аэроэкспресса до Лобни. В общем, поезда Аэроэкспресса, ходящие по усеченному маршруту МЦД и то, что на платформу, где раньше останавливался только поезд в аэропорт, а теперь ходят обычные электрички... вносит некоторый хаос, особенно для тех, кто сталкивается с этой ситуацией впервые.
35. О! Это табличка времен коротких "Иволг". Теперь их соединили по две и стало "более лучше".
36. Прогуляемся до конца платформы.
37. Название города, для прибывающих на вокзал пассажиров.
38. Красота.
39. Интересно наблюдать за людьми в поезде. Вечером они даже не замечают, что их фотографируют. Хотя сегодня 80% пассажиров и днем бы не заметили, так как они большую часть времени втыкают в свои телефончики.
40.
41. Вид от почти конца платформы. Она красиво изогнута.
42.
43. Что мне нравится на Белорусском вокзале - это вид на крутой Тверской путепровод. Одна из немногих московских транспортных архитектурных достопримечательностей в стиле модерн. Удивительно, что вся эта красота сохранилась и еще более удивительно, что тут до сих пор не привели все это в надлежащий вид. Особенно ту часть, куда раньше примыкал лестничный сход. Поглядите, тут и облицовка повреждена и ограждение не оригинальное. Лестничного схода нет уже 30 (!!!) лет, а до сих пор все таком состоянии.
44. Еще один красивый вид и поехали дальше. Какой вывод можно сделать из увиденного? Фотографии 30-летней давности показывают нам практически те же виды, ту же инфраструктуру, что мы имеем сейчас. Вокзал пребывает в какой то временной петле, он совершенно не подстраивается под современные реалии. Даже в нормативах на ЖД вокзалы уже давно прописаны меры по обеспечению доступности для всех категорий пассажиров, тут же ничего этого нет, только бесконечные лестницы. Здесь срочно нужна реконструкция. Причем реконструкция в рамках МЦД и должна была начаться с основных центровых вокзалов, почему этого не произошло - это тайна.
P.S. Все архивные фото и рендеры взяты из открытых источников
Еще про станцию "Белорусская" (D1):
Старая платформа Реконструкция. Часть 1 САВЁЛОВСКАЯ (САВЁЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ) <<< БЕЛОРУССКАЯ (БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ) >>>
БЕГОВАЯ Наземный переход на станцию
Белорусская (Кольцевая линия)
Наземный переход на станцию
Белорусская (Замоскворецкая линия)
НАЗЕМНОЕ МЕТРО