Ст.м. Маяковская

Feb 18, 2021 21:45




Станция "Маяковская" считается одной из самых красивых станций Московского метрополитена. Хотя я, если честно, так не считаю. Этот постик довольно давно уже лежит у меня в черновиках и я все никак не могу к нему вернуться и написать про эту станцию, именно по причине отсутствия каких-либо теплых чувств. Как мы знаем на Всемирной выставке в Нью-Йорке макет станции получил гран-при и это активно используется почитателями архитектора Душкина, как всемирное признание станции, её архитектурных достоинств. Однако главный приз скорее всего дали за впечатляющую презентацию. В павильоне СССР была построена в натуральную величину одна секция станционного зала "Маяковской" так как для презентации отвели совершенно крохотную комнатку в советском павильоне, а для того, чтобы казалось, как будто посетители находятся на настоящей станции, установили зеркала в которых многократно отражалась эта единственная секция. Конечно зрелище было очень впечатляющее, особенно для тех гостей, что уже успели покататься на Нью-Йоркском метро. Кстати к моменту проведения выставки станция уже была построена и открыта. Многие еще в те годы критиковали архитектуру "Маяковской" хотя бы за то, что замечательные мозаики, выполненные известным мозаичистом Владимиром Александровичем Фроловым по эскизам не менее известного Александра Александровича Дайнеки были крайне неудачно помещены Душкиным в ниши в потолке, где их практически не видно. Второй момент - это общее оформление зала. Он выполнен в стиле ар-деко, который подразумевает шикарные элементы в интерьере. Верхняя часть довольно интересна, с ребрами между колоннами, ниши в виде супниц похожие на гигантские роскошные люстры, а вот опирается эта вся красота на довольно простенькие колоны, которые облицованы камнем почему-то только до половины из-за чего скорее похожи на окурки. Интересно, что за эту станцию архитектору Душкину не дали Сталинскую премию, он её получил за "Кропоткинскую" и "Автозаводскую". Кроме того на этой станции очень неудобный вестибюль с огромным количеством довольно крутых ступенек для подъема на поверхность. Все это не добавляет станции очков. Но.. давайте лучше все посмотрим своими глазами, может быть и у меня мнение о станции поменяется.

1. Итак у станции два вестибюля, второй открылся буквально на наших глазах, спустя почти 70 лет, после открытия станции. Этот случай в нашем метро уникальный. Яндекс нумерует выход из нового вестибюля номером 1, но мы пойдем наперекор и начнем все же со старого вестибюля, сохраняя историческую хронологию. Так будет правильнее.


2. Выходы 2 и 3 расположены на первом этаже дома угол которого выходит на Триумфальную площадь. Здесь же расположен флагманский магазин с мерчем Московского метрополитена. Довольно неплохо сделали молодцы. Этот выход был открыт в 1959 году в доме 30/2 по Тверской и работал до 2005 года, после чего закрылся на ремонт вместе с вестибюлем, однако открылся он только спустя 6 лет, после завершения ремонта в вестибюле.


3. Портал выхода номер 2. Лайтбокс, конечно очень странный, зачем было вешать такой длинный с таким минимумом информации. Занятно, вроде портал подновили, но какие-то элементы декора уже отвалились и их закрыли крашеным листом жестянки. Наверное сейчас уже все подновили, но вот когда я там был я увидел именно это.


Нашел в сети фото, как куски отделки выпали на асфальт. Довольно крупные куски, если бы такой упал на голову, то человек мог бы серьезно пострадать. Может быть не заармировали эти части и они со временем просто под действием силы тяжести отвалились, фиг знает, официальное метро по поводу всяких инцидентов предпочитает отмалчиваться.


4. Вид изнутри. Интересно, что это за фигня висит над дверями. Не очень похоже на тепловую завесу. Вроде говорят, что это какой-то детектор из театра безопасности. То ли измеряет радиацию, то ли еще что-то. Конечно не обошлось даже здесь без пластиковых коробов по мрамору.


5. Отсюда можно войти в сувенирный магазин, вот он слева.


6. Двери выхода номер 3 хоть и новые, но сделаны из дерева, очень круто, что так делают на старых исторических станциях. Над дверями висит привычная телповая завеса, тут уж именно она. Поглядите-ка справа витрина с мерчем, который можно купить в магазине сувениров.


7. Кроссовки от Тёмы Лебедева. Вроде как сейчас на них даже снизили цену, но все равно желающих не очень много.


8. Спускаемся вниз. Здесь никаких эскалаторов, только лестница и такой вот пандус из двух швеллеров,какой ужас. Ведь за 8 лет ремонта, который тут был, можно было сделать что-то поизящнее.


9. Красивая вентрешетка. Простенько, но со вкусом. Её бы очистить от миллионов слоев краски и подреставрировать завитушки, неужели нельзя было это сделать во время ремонта?


10. После рамок и детекторов попадаем в вестибюль.


11. Еще один выход номер 4 находится в здании концертного зала имени Чайковского. Здесь сделаны новые современные порталы входа на станцию. Честно говоря они смотрятся неплохо, но какой смысл было их переделывать, не очень понятно. Кроме того над окнах над порталами были красивые декоративные решети с эмблемой в виде буквы "М" их тоже зачем-то демонтировали. Вообще к "ремонту" вестибюля много вопросов.


12. Если не знать, что здесь были другие порталы, то в принципе сделали нормально, но мы то ведь знаем. =)


13. Портал из нержавейки несколько вынесен из плоскости здания, над дверями, и это необычно, полоска из камня, на которой закреплены буквы из нержавейки. Этот вестибюль и вход в него были закрыты на реконструкцию в период 2005-2007 годы. Причиной закрытия вестибюля послужила необходимость замены эскалаторов. Кроме того, открылся новый вестибюль и в связи с этим стало возможным всю станцию не закрывать, а закрыть только вестибюль. Заодно подновили и интерьер вестибюля и сделали эти входные порталы.


14. Как я уже говорил, мне не нравится вестибюль станции в том числе и за эти лестницы. Помимо того, что их тут две, ступени кажутся очень неудобными, такое ощущение, что здесь высота ступенек существенно больше, чем на других станциях. И это при том, что на станции довольно приличный пассажиропоток, удобство так себе. Вход встроен в здание и по сути развернуться тут было некуда, даже в результате реконструкции здесь не стало шире, не стало удобнее для маломобильных пассажиров.


15. Кстати из-за дичайшей тесноты, элементы эскалаторов, которые тут меняли, доставляли не с поверхности, как обычно, а снизу, может быть поэтому понадобилось столько времени для замены эскалатора.


16. Спускаемся по крутым ступенькам вниз. Здесь поменяли надписи над ступенями, раньше названия станции не было, не было и этих светильников подсветки. Также во время реконструкции исчезли перила, они были (по-моему) латунными, теперь это нержавейка.


17. Порталы лестниц в подземном вестибюле. Посередине ужасный пластиковый ящик, неужели для исторических станций нельзя разработать дизайн для приборов безопасности, чтобы они выглядели не так убого? Или вообще их нафиг убрать, все равно пользы от них совершенно никакой!


18. Вестибюль небольшой, здесь нет даже турникетов на выход. На самом деле это вполне понятно, так как в то время их и не ставили. И если представить себе вестибюль без них, а также бел клоунов из службы безопасности, то тут довольно много места. Кроме того в стене напротив лестницы, с которой мы только что спустились, пробили еще пару проемов, для выходов 2 и 3 в 1959 году. Порталы уже не такие нарядные, поглядите-ка. Не мудрено, ведь они появились после 1955 года, когда был принят известный закон об устранении архитектурных излишеств, вот потому никаких излишеств и нет. Над проходами повесили лайтбоксы навигации, но почему-то в двух одинаковых ситуациях прилепили лайтбоксы по-разному. Справа стоят автоматы по продаже билетов. Я надеюсь, что с появлением новых "черных ящиков", через которые можно записывать на Тройку билеты и пополнять баланс с помощью безналичной оплаты, эти громоздкие ящики постепенно будут уходить в прошлое, как и кассиры.


19. А вот и кассы. Их в ходе ремонта тоже переделали. Также в вестибюле заменили двери в технические помещения и вентрешетки на... нержавейку. И это на исторической станции, которая является объектом культурного наследия, жесть, конечно. Ведь цельный образ складывается из мелочей, нет мелочей и образ разрушен. Двери и рамы окошек касс из нержавейки, и уже не исторический вестибюль, а как будто стилизация под старину, причем довольно неудачная.


20. Я как обычно попал в неудачное время, когда велись работы на эскалаторе (оу, новый эскалатор и уже поломался?). Вообще исторических фотографий этого вестибюля очень мало, так как он очень маленький и тут всегда довольно много народу. Это как попробовать остановить свою лодку посреди бурлящей горной реки. Освещение вестибюля выполнено в виде светильников с красивыми металлическими декоративными элементами в которые вплетены серпы и молоты. Вообще довольно много примеров, когда в орнаменты, вполне себе классические вплетали звезды, серпы с молотами и разную другую советскую атрибутику, мне даже кажется это сделано специально, чтобы последующие поколения не смогли "декоммунизоровать" этот весь декор без глубокого вмешательства. Тонкий такой ход.


21. То, ради чего закрывали вестибюль... это замены эскалаторов. К большому сожалению балюстрады эскалаторов теперь облицовывают только нержавеющими панелями, хотя на исторических станциях можно было использовать стальные с принтом. Технология эта в принципе довольно освоенная. "Деревянные" принты смотрелись бы тут лучше всего. Некоторые жалуются на обновленные своды, что типа тоже уничтожили исторический облик. Но про эскалаторы скажу такую вещь. Для меня эскалаторный наклон - это по сути транспорт и он должен в первую очередь выполнять транспортную функцию, все должно работать как надо и естественно сверху ничего не должно капать. Именно с этой защитной функцией и должен справляться стеклопластиковый зонт на своде. Простой лаконичный белый - это в принципе нормально и технологично. Хотя и эти панели можно при желании декорировать. Ведь эти элементы "штампуются" в каких-то формах и можно эти формы доработать, чтобы на интерьерной стороне панели был, например, некий выпуклый рисунок. Покрасить его вряд ли разрешат, так как белый свод - это еще отличный индикатор протечки, а вот рисунок в виде такой "выштамповки" мог бы обогатить интерьер эскалаторного наклона.


22. Как и на всех, открытых до войны станциях, здесь, на "Мяковской" уже после войны установили гермозатвор. Естественно он не был изначально предусмотрел поэтому колхозили его уже в готовый интерьер.


23. Получилось вот так. Большая поворотная створка затвора катается по радиусному рельсу и в случае возникновения чрезвычайной ситуации станцию створка закрывается и станция запечатывается. В связи с установкой затвора одну секцию платформенной части пришлось убрать, а вместе с ней убрали и одну из мозаик Дайнеки. Судьба её неизвестна, но скорее всего она утрачена. Может быть её вообще не снимали, а замонолитили в конструкции портала затвора.


24. А теперь посмотрим выход номер 1. Это новая история, новый вестибюль. Спустя 67 лет станция "Маяковская" обзавелась новым вестибюлем. Так как городская застройка тут, в самом центре города довольно плотная, то удалось впихнуть только один выход на поверхность с четной стороны 1-й Тверской-Ямской улицы, конечно жаль, что нет выхода на другую сторону, это не очень удобно.


25. Раньше это был отдельно стоящий павильон и он имел довольно таки странный вид, но сейчас он оказался встроенным в новое здание с аппартаментами. Когда все достроят то вход в метро окажется заподлицо с фасадом здания.


26. Этот козырек, как я понимаю, времянка, чтобы на пассажиров ничего сверху со стройки не прилетело.


27. Внутри все довольно лаконично. Более того, сильно удивляет, что этот выход не оснащен лифтом для маломобильных пассажиров, хотя построен не так уж и давно.


28. Перила. Сама конструкция интересная, но деревяшка чего-то выглядит довольно уставшей, причем это в помещении, что могло стать причиной, не ясно.


29. Надпись с названием станции. Зачем она здесь, интересно? Такой же вопрос возник и в другом вестибюле, где прилепили буквы над лестницей. Здесь же еще и надпись расположена не по середине (кто-то ведь додумался повесить буквы именно так), ад перфекциониста. Занятно, что освещение сделано за карнизом и не освещает эту надпись на черном фоне. Немного странное решение.


30. После узкой лесенки входного павильона и еще одной лестницы попадаем в довольно большой вестибюль.


31. С левой стороны расположены кассы за этим высоким витражом со стеклами на точечных креплениях. Тогда это было модно. =) Из пяти окошек касс работают только 2. На самом деле кассиры уже не нужны в таком количестве. Вообще наше метро самое густонаселенное обслуживающим персоналом. Больше нигде такого количества работников на станциях я не видел ни в одном метрополитене. По обе стороны поставили билетные автоматы. Потолок просто оштукатурен и окрашен. Обратите внимание, как сделали подводку к купольной камере в середине кассового витража, проштробили потолок, проложили провод и закрасили. Это хорошая идея, но вот реализация не очень. Но это все же лучше пластиковых коробов.


32. Потолок вестибюля поддерживают массивные колоны, облицованные черным камнем. Они выглядят богато и вместе с тем современно. На самом деле хоть вестибюль и современный, но архитекторы постарались максимально использовать классические приемы и материалы, в облицовке преобладает камень в облицовке. Здесь нет никаких металлических или стеклянных панелей, как мы видим обычно на новых станциях. Такая дань уважению возрасту этой станции.


33.


34. Вестибюль впечатляет размерами. Он совершенная противоположность историческому вестибюлю, маленькому и неуютному. Тут как раз чувствуется современный подход к проектированию транспортных объектов. Во многих станциях метро в Европе вестибюли делают очень просторными. Пассажирам не должно быть тесно, не должно быть чувства клаустрофобии, это очень важно в тех системах, которые должны "переваривать" большой пассажиропоток, такой, как в Московском метро.


35. Посредине находится эскалаторный наклон, яма которого по периметру огорожена парапетом, облицованным камнем.


36. Главное украшение вестибюля - это огромное панно на потолке, оно занимает всю площадь центральной части между колонн. Наверное это самое крупное мозаичное панно в Московском метрополитене (ну или одно из самых крупных). Старый вестибюль да и всю станцию ругали за то, что в оформлении не было никаких намеков на Маяковского, именем которого она названа, что в принципе логично, так как во время начала проектирования никто из архитекторов не знал, что площадь в итоге получит имя поэта. А тут архитекторы решили исправить этот недочет и по всей мозаике раскинулись цитаты великого пролетарского поэта, причем написанные "рукой" автора. Здесь, кстати, в цитате упоминется вино. Единственная станция, с "пропагандой" спиртного. =) Хотя это безобразие выглядит довольно целомудренно, на фоне суровой "Достоевской", где "насилие" в оформлении просто таки зашкаливает! =)


37. Панно выполнил Иван Леонидович Лубенников, довольно известный художник, которые знаком нам по работам в Московском метро на станциях "Сретенский бульвар" (не очень удачно, как мне кажется), "Славянский бульвар". Но самое интересное на мой взгляд его произведение - это работа над музеем Маяковского в Москве. Музей очень и очень необычно сделан и производит сильное впечатление. И вот спустя время, после музея Маяковского, Лубенников еще раз обратился к творчеству поэта, очень символично. Как и у мозаик по эскизам Дайнеки основной сюжет здесь - это небо. Но уже без всякой идеологической накачки и без самолетов, что интересно. Центральным сюжетом является часть голубого неба с облаками и двумя птицами: белой и черной летящей следом.


38. Вышло очень красиво. Фон набран из небольших желтых плиток. Такой прием с золотым фоном мы уже видели на " Боровицкой" и " Киевской". Наверное и здесь планировалось что-то похожее, но на золотую плитку тут не хватило денег, а может действительно и хотели изначально использовать желтую плитку, в любом случае вышло хорошо!


39. А вот и сам поэт в виде бюста из белого мрамора. Бюст появился на станции в 50-е годы прошлого века, вместе с памятником на Триумфальной площади. И у него тот же автор - скульптор Александр Павлович Кибальников. Бюст стоял в глухом торце на платформе, а после открытия нового вестибюля, он переместился сюда.


40. Крутое панно. Подобный прием с большими панно на потолке архитекторы "Метрогипротранса", а именно они делали новый вестибюль "Маяковской", применяли и позднее, самый яркий пример - это конечно же станция " Хорошёвская"


Установкой мозаики занималась архитектурно-художественная мастерская АРХТЕМА и у них на сайте есть прекрасные фотографии рабочего процесса по сборке и установке этой мозаики, довольно интересно. Большие молодцы, что выложили фото и можно сейчас посмотреть за тем, как проходила раобта.


Такая не простая и очень кропотливая работа.


Мозаику разбивают на части, маркируют и потом везут на объект...


...где уже монтируют на потолок.


41. А мы спускаемся на платформу.


42. Обычный эскалаторный наклон без каких-либо изысков.


43. Интересно, что торец платформы станции находится на противоположной стороне улицы, но наверху места под павильон не нашлось, поэтому здесь довольно сложная система проходов и эскалаторов, постоянно какие-то повороты и лестницы, все это из-за особенностей посадки вестибюля с павильоном и самой уже существующей станции. Вообще работа по посдаке новой станции или нового вестибюля - это очень такая кропотливая ювелирная работа.


44. Внизу эскалаторного наклона зальчик с ходками в сторону станции.


45. Они довольно богато отделаны камнем, причем перемычки между ходками выглядят визуально как будто пилоны на станциях глубокого заложения. По верху идет светильник в виде трубы. Странно, что не стали делать тут закарнизное освещение.


46. Сложная форма для облицовки камнем, но все выполнено довольно аккуратно. Приятно на такое смотреть.


47. Еще один зал. С недавнего времени тут установлен туалет, замаскированный его под камень на стенах.


48. Здесь тоже довольно богатый декор: на стенах камень, на полу из камня выложен орнамент.


49. Удивительно, что камень на стенах до сих пор довольно неплохо отполирован, смотрите какие отраженьки можно наловить.


50. И последний поворот и эскалатор на уровень платформы.


51. Обратите внимание, что мы сначала спускались по эскалатору, а теперь поднимаемся. Это связано с тем, что мы приходим к станции сбоку, то есть над ходками от эскалатора, который нас привез сверху, ходят поезда. При таком перпендикулярном расположении ходков к центральному залу существует всего два варианта, либо пройти над путями, либо, как сделано тут, под ними.


52. Еще одно небольшое помещение перед самой платформенной частью.


53. Занятные роликовые ставни. Я сначала подумал, что это гермозатвор, но нет, на затвор не похоже, значит там какие-то технические помещения. Обратите внимание на камень на полу. Но станции он светлее и как будто более глянцевый что-ли. Рисунки на полу получились разными, хотя в новой части и сделали попытку имитировать квадратики, которые идут по бокам от центральной оси станции. Ну не знаю. Есть ощущение, то как будто не угадали с оформлением. Может быть не стоило делать такие отсылы к оформлению платформы, а стоило сделать полностью свой вариант пола, так как все равно есть четкая граница между старым и новым и в общем-то ничего страшного в этом нет.


54. Сразу же после входа, на платформе стоит стеклянная будка. В ней можно половить отражения.


55. Довольно много написано про станцию, и если есть интерес, то лучше читать специализированную литературу и всяких историков-сталинистов любителей большого имперского стиля. Я здесь не буду особенно углубляться.


56. Можно сказать, что на этой станции одной из первых, если не первой, использовали в отделке нержавеющую сталь. Материал тогда довольно модный и выглядел он блестяще (во всех смыслах), сейчас, он конечно не производит уже такого впечатления, так как на современных станциях нержавейки даже черезчур много. Металлом решили отделать как продольные, так и поперечные арки, с поперечными, как мне кажется погорячились, вышло очень много металла. =)


57. На станции совершенно дикие перепады по цветовой температуре от разных светильников, поэтому выставить тут человеческий баланс белого непросто. Платформенная часть выполнена в стиле ар-деко, тогда еще не вышедшем из моды. Довольно занятно, что этот в общем-то буржуазный стиль применялся в стране советов. Причем вместе с "Маяковской" открылось еще несколько станций в этом стиле - "Сокол" и "Аэропорт", которые, как мне кажется незаслуженно прибывают в тени менее интересной "Маяковской". Итак, центральный зал платформенной части очень неплох и тут есть роскошные ниши, выполняющие роль огромных люстр, также очень круто сделаны ребра над арками с подсветкой, это смотрится актуально даже сейчас. А вот боковые залы вышли совершенно другими. Какие-то квадратные ниши над путями, причем, если вы помните предыдущий постик, эти ниши должны были быть существенно глубже, имитация тюбингов над камнем путевой стены. Слишком много всего. И это в своем время тоже отмечали современники.


58. "Маяковская" интересна тем, что это первая станция глубокого заложения колонного типа. Для того, чтобы понять в чем собственно достоинство такой схемы, достаточно поглядеть на станции первой очереди. Пилоны глубоких станций выглядят очень массивно, сами станции кажутся приземистыми и не очень уютными, архитекторам приходилось всякий раз что-то придумывать с пилонами, чтобы хоть как-то их визуально уменьшить. Здесь же за счет тонких колонн, станция кажется легкой и просторной. Более того, практически сразу за стальной отделкой колонны идет металлокаркас, то есть облицовка не сильно утолщает колонну. Архитекторы старались по максимуму сохранить толщину колонны. Все эти ребра и имитация тюбингов, все это должно опять же работать на визуальное облегчение конструкции станции. Станция выглядит как культурист, на теле которого нет ни грамма жира и каждая мышца не теле четко очерчена.


59. Колонны облицевали зачем-то дорогим полудрагоценным камнем, который в последствии куда-то пропадал, потом его восстанавливали. К работе по реставрации станции у специалистов и просто неравнодушных товарищей очень много вопросов. Вообще реставрация в нашей стране идет очень тяжело, очень трудно. Всякий раз власти хотят сделать быстрее дешевле и "лучше, чем было". Поэтому результаты часто очень огорчают.


60. Нержавейка, как и алюминий, использовавшийся в отделке, многие десятилетия спустя - это способ отдать должное модному "авиационному" материалу - материалу будущего. Но честно говоря золотистые медно-латунные вставки на станции "Аэропорт" более подходят для ар-деко, чем холодный отблеск полированной нержавейки.


61. На полу довольно интересный орнамент. Пол был выложен мрамором, но такой мягкий материал довольно быстро стал истераться и мрамор замерили более стойким гранитом.


62. Но самое забавное в станции то, что замечательные произведения Дайнеки, которые должны были украсить станцию, совершенно потерялись из-за неудачной формы овальных ниш. Кажется, что эти ниши выполняют только функцию освещения, но нет, где-то там наверху спрятались красивые мозаики.


63.


64. По сути, чтобы разглядеть мозаики, надо встать практически под ними. Более того, по сравнению с самими нишами, мозаики выглядят очень маленькими, да еще их и отдалили от зрителя максимально далеко. Чтобы разглядеть детали нужна хорошая оптика, так просто их рассматривать довольно некомфортно. Это как если бы вы пришли в картинную галларею смотреть на картины да Винчи и их разрешено было бы смотреть с расстояния 6-7 метров. С такого расстояния конечно вы никогда не разглядите все мелкие детали, делающие произведение искусства такими притягательными.


65.


66. Надо будет как-нибудь поснимать мозаики отдельно, хотя в сети можно найти фотографии хорошего качества.


67. На картинах изображены сцены из советской жизни, мы смотрим на это все снизу, а наверху, над всеми этими персонажами в голубом небе летят самолеты. Интересный прием.


68. Сейчас на станции 34 панно, одно было утрачено (как это вообще могло произойти?) во время установки гермозатвора.


69. Панно, как рекламный буклет, показывает достижения советского образа жизни, при котором люди работают с улыбкой, отдыхают, занимаются спортом, кроме того показываются технические достижения страны советов, новая техника, новые заводы. Большая часть панно изображает различные самолеты, самые передовые на тот момент.


70. Почти на каждом панно - самолет.


71.


72. На этом, я думаю и закончим.


P.S. Все фото взяты из открытых источников.

Ст.м. Маяковская. История

БЕЛОРУССКАЯ <<< МЯКОВСКАЯ >>> ТВЕРСКАЯ

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

метро1938, маяковская, мосметро, замоскворецкая, метро

Previous post Next post
Up