Метрострой. Вчера! Сегодня.. Завтра?

Jan 05, 2016 23:38

Планы городских властей по постройке новых станций метро поистине грандиозны. В 2011 году власти анонсировали амбициозную программу по постройке 78 станций к 2020 году. Цифры впечатляли. Это был период, когда все уже оправились от кризиса 2008 года, поэтому хотелось в эти цифры поверить. Самые интересные моменты - это продление Люблинско-Дмитровской линии на север, постройка Третьего пересадочного контура и продление Калининско-Солнцевской линии в Солнцево, там люди давно ждут метро.
Сейчас, как в советские времена, принято все мерить пятилетками. Первая пятилетка прошла вяло, пошла вторая, интересно, какая динамика строительства.
Я решил сделать этот пост ежегодно коректируемым, чтобы с одной стороны не писать каждый раз одно и то же, а с другой, чтобы всегда статистика была под рукой.
У меня получилась такой вот график:


Видно, что изначально, в момент принятия программы, а об этом можно почитать на официальном сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, пики открытия новых станция запланированы были на 2015, 2016 года. Но оказалось, что темпов таких добиться не так-то просто. Только в первые годы удавалось хоть как-то соответствовать планам. 2015 год не стал прорывным в появлении новых станций, более того, можно сказать, что он был провальным. Даже не в том, что касается цифр открытия станций: две станции, причем одна - долгострой с прошлого года, а вторая сырая и недоделанная. А дело в том, что в работе находилось огромное количество новых станций и это количество никак не может перерасти в готовый продукт. Не произошло чуда и в 2016 году. Он не стал прорывным. Год шестнадцатый должен был, по словам чиновников дать нам столько же новых станций, сколько за 5 лет до того. Вообще открытие 14 станций - это заявка на рекорд для Московского метро, чего тоже не произошло. 13 станций сразу открывали только в 1935. Но открыли только 5. Кроме того скорректировали планы и на следующий год, причем впервые в меньшую сторону - это показательно.

В 2017 году открыли 4 станции метро. Хотя видно по графику, что по всем планам должны были открыть больше. Что интересно, каждый год, КАЖДЫЙ год обещают открыть больше 10 станций и всякий раз этого не происходит. Планы на 2018 год снова грандиозные. Теперь в планах 16 открытых станций в год. Посмотрим...

Итак пришел 2018 год и статистка резко пошла вверх, за год открылось аж 17 станций (одну, правда, закрыли). Такого не было никогда, даже в момент открытия первой очереди, было открыто "всего" 13 станций. Конечно 2018 год тут же нарекли годом метро, так как многие понимают, что поддерживать такой темп открытия новых станций и дальше будет очень непросто. Однако, как мы знаем, в работе сейчас станции БКЛ, но перспектива открытия новых станций тут - это не следующий год. Также идет работа на Некрасовской линии, а также на участке продления Сокольнической линии. Идет работа по проектированию продления ЛДЛ дальше на север. Побьют ли метростроители рекорд этого года - большой вопрос. Чем еще, кроме количества, запомнился этот год? В метростроительстве четко наметилось явное различие в качестве проектирования и строительства станций. Раньше метров  Москве строили две большие организации, специально созданные еще в советские годы, так сказать на заре появления у нас нового вида транспорта. Это Мосметрострой, который занимался возведением станций метро и проектный институт Метрогипротранс. Эти организации мало того, что заточены на метростроительство, так и еще обладают колоссальным опытом, так как работают не один и не две десятка лет. В последнее время, с образованием генподрядной организации Мосинжпроект, которая является заказчиком и генподрядчиком, да еще и принадлежит городу, что само по себе абсурд, так как заказчик и генподрядчик - должны быть разными людьми, чтобы можно было контролировать расходование средств и контролировать качество работ, так вот Мосинжпроект старается всеми силами отстранить эти две уважаемые организации от строительства и проектирования метро. Но кто-то же должен этим заниматься, поэтому стали появляться, скажем в проектировании, странные организации. В первую очередь, это организации, которые принадлежат или полностью контролируются Мосинжем - это Инжпроект, Моспромпроект и УРСТ. Станции, которые спроектированы этими организациями зачастую выглядят из рук вон плохо. Кроме того, в угоду заказчику они меняют свои проекты до неузнаваемости. Поэтому показав красивую картинку в начале, мы получаем в конце совершенно не то. Также печалит общая низкая культура проектирования, особенно в отделке, в том, что повернуто лицом к пассажиру. Все эти торчащие провода, короба на мраморных колонах, дешевые материалы в отделке, которые встретишь разве что в провинциальных торговых центрах. Все это удручает. Огорчает еще и то, что со временем эти люди не учатся на своих ошибках, все, абсолютно все косяки переходят в следующий проект. Нежелание учиться на своих ошибках - это большой грех для архитекторов, как мне кажется. Ярчайший пример этого года - станция "Беломорская". Также нельзя не отметить станцию "Селигерская" с её павильонами-склепами, особенно нелепо смотрящимися на фона городской застройки.

Кроме собственных "карманных" проектных организаций в Москву пригласили еще и проектировщиков из других городов. Там метро развивается не такими темпами, а люди сидят без дела. Первой ласточкой был "Казгражданпроект", который в 2012 году откорректировал проект станции "Лесопарковая". Теперь же были привлечены специалисты из Ленметрогипротранса, из города Питера. Именно они ответственны за заМКАДную часть Калининско-Солнцевской линии. Этот участок запомнился абсолютно колхозным дизайном, огромным количеством лестниц для пассажиров, дверцами в технические помещения, открывающимися в перила, и общим низким качеством отделки. Интересно, что впервые был объявлен конкурс среди молодых (и не очень) архитекторов и на этом участке мы получили две станции, спроектированные по мотивам эскизов архитекторов, которые выбрали на конкурсе в том числе и жители города, которые смогли проголосовать на портале "Активный гражданин". Но так как проектированием занимался все тот же Ленметрогипротранс, результат удручает. Хотя из этого участка я бы выделил станцию "Солнцево" с оригинальными наземными павильонами и светящимися колоннами на платформе.

Остальные же станции, открытые в этом году, выполнены по проектам института Метрогипротранс. Это участок "желтой" линии от "Раменок" до "Озёрной", которые завершил цельный в архитектурном плане отрезок от ст.м. "Минская" до "Озёрная", оформленный в одном архитектурном ключе. На этом участке находится и самая красивая станция, открытая в этом году - "Мичурнинский проспект". Также только товарищам из МГТ доверяют проектировать глубокие станции и поэтому новый участок севера ЛДЛ - снова их проект. Тут выделяется ст.м. "Окружная" с ее крутыми светильниками на платформе. Скоро тут построят второй вестибюль, которые завяжет транспортный узел из метро, МЦК и электрички. Вестибюль будет в стиле павильонов МЦК, которые изначально планировались по проекту Башкаева, но реализованы были в очень упрощенном виде. Теперь у нас есть шанс получить эталонный павильон, чтобы понять насколько подделки, что стоят вдоль МЦК, далеки от изначальной задумки архитекторов. Еще нельзя не упомянуть открытие станций новой линии - Большой кольцевой. Станции получились яркие и запоминающиеся, хотя снова видно, что они объединены общей архитектурной концепцией. Принты на витражах и панелях в отделке, отличная идея, а на станции "ЦСКА" вообще впервые за долгое время в нашем метро появились скульптуры. Может быть не очень удачные, но все же. Еще в этом году завершилась установка витражей на станции "Фонвизинская", и станция приобрела совершенно уникальный вид. Она и без витражей производила впечатление, но с ними, она заиграла по новому.

Так что же открыто за 9 лет программы? Вот эти станции:

2011:

2 декабря:    ст.м. Зябликово (Люблинско-Дмитровская линия)
                      ст.м. Шипиловская (Люблинско-Дмитровская линия)
                      ст.м. Борисово (Люблинско-Дмитровская линия)

2012:

30 августа:   ст.м. Новокосино (Калининско-Солнцевская линия)
24 декабря:  ст.м. Алма-Атинская (Замоскворецкая линия)
28 декабря:  ст.м. Пятницкое шоссе (Арбатско-Покровская линия)

2013:

9 ноября:     ст.м. Лермонтовский проспект (Таганско-Краснопресненская линия)
                     ст.м. Жулебино (Таганско-Краснопресненская линия)

2014:

31 января:    ст.м. Деловой центр (Калининско-Солнцевская линия)
27 февраля: ст.м. Битцевский парк (Бутовская линия)
                      ст.м. Лесопарковая (Бутовская линия)
27 августа:    ст.м. Спартак (Таганско-Краснопресненская линия)
8 декабря:    ст.м. Тропарёво (Сокольническая линия)

2015:

21 сентября: ст.м. Котельники (Таганско-Краснопресненская линия)
28 декабря:   ст.м. Технопарк (Замоскворецкая линия)

2016:

18 января:     ст.м. Румянцево (Сокольническая линия)
15 февраля:  ст.м. Саларьево (Сокольническая линия)
29 августа:     ст.м. Петровско-Разумовская (второй зал)
16 сентября:  ст.м. Бутырская (северный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
                       ст.м. Фонвизинская (южный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
                       ст.м. Петровско-Разумовская (южный вестибюль)
 30 декабря:  ст.м. Бутырская (южный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
                       ст.м. Фонвизинская (северный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
                       ст.м. Петровско-Разумовская (северный вестибюль)

2017:

16 марта:     ст.м. Минская (Калининско-Солнцевская линия)
                     ст.м. Ломоносовский проспект (Калининско-Солнцевская линия)
                     ст.м. Раменки (Калининско-Солнцевская линия)
30 декабря: ст.м. Петровско-Разумовская (совмещенный вестибюль после реконструкции)
                     ст.м. Международная (второй вестибюль)
31 декабря: ст.м. Ховрино

2018:

26 февраля: ст.м. Деловой центр (Калининско-Солнцевская Большая кольцевая линии) при этом ст.м. Деловой центр, открытая в 2014 году, закрыта
                      ст.м. Шелепиха (Калининско-Солнцевская Большая кольцевая линии)
                      ст.м. Хорошёвская (Калининско-Солнцевская Большая кольцевая линии)
                      ст.м. ЦСКА (Калининско-Солнцевская Большая кольцевая линии)
                      ст.м. Петровский парк (Калининско-Солнцевская Большая кольцевая линии)
22 марта:      ст.м. Окружная (Люблинско-Дмитровская линия)
                      ст.м. Верхние Лихоборы (Люблинско-Дмитровская линия)
                      ст.м. Селигерская (Люблинско-Дмитровская линия)
29 августа:    ст.м. Верхние Лихоборы (северный вестибюль) (Люблинско-Дмитровская линия)
30 августа:    ст.м. Мичуринский проспект (Калининско-Солнцевская линия)
                      ст.м. Озёрная (Калининско-Солнцевская линия)
                      ст.м. Говорово (Калининско-Солнцевская линия)
                      ст.м. Солнцево (Калининско-Солнцевская линия)
                      ст.м. Боровское шоссе (Калининско-Солнцевская линия)
                      ст.м. Новопеределкино (Калининско-Солнцевская линия)
                      ст.м. Рассказовка (Калининско-Солнцевская линия)
20 декабря:  ст.м. Беломорская (Замоскворецкая линия)
30 декабря:  ст.м. Савёловская (Большая кольцевая линия)

2019:

28 января: ст.м. Савёловская (Большая кольцевая линия) Восточный вестибюль.
3 июня:   ст.м. Косино (Некрасовская линия)
                ст.м. Улица Дмитриевского (Некрасовская линия)
                ст.м. Лухмановская (Некрасовская линия)
                ст.м. Некрасовка (Некрасовская линия)
20 июня: ст.м. Филатов луг (Сокольническая линия)
                ст.м. Прокшино (Сокольническая линия)
                ст.м. Ольховая (Сокольническая линия)
                ст.м. Коммунарка (Сокольническая линия)

2020:

27 марта: ст.м. Юго-Восточная (Некрасовская линия)
                 ст.м. Окская (Некрасовская линия)
                 ст.м. Стахановская (Некрасовская линия)
                 ст.м. Нижегородская (Некрасовская и Большая кольцевая линии)
                 ст.м. Авиамоторная (Большая Кольцевая линия)
                 ст.м. Лефортово (Большая Кольцевая линия)

метрострой, метро

Previous post Next post
Up