Дополнения Леонида
Коновалова к рассказу о съемках передачи про фальсификацию высадки на Луну. Когда мы с Юрием Елховым вошли со стороны кулис в павильон, и остановились в
темноте у стены, съемки уже шли. Я пришел с картонным макетом лунного модуля и с
куколками астронавтов. Нам предложили подождать, когда нас вызовут. На сцене в
это время были два или три человека не то чтобы в скафандрах, а в одежде типа
химической спецзащиты. Они катили перед собой сооружение, похожее на какой-то
промышленный пылесос в виде большого вертикального цилиндра. Оказалось, что там
находятся несколько граммов лунного вещества, и такой упаковкой предприняты все
меры безопасности. Было сказано по микрофону о том, что этот грунт стоит
безумных денег. Затем на экране, расположенном за полупрозрачной темной тюлевой
шторой, показали интервью предположительно Стенли Кубрика, данное им за три дня
до смерти о том, что именно он снимал в павильоне “лунную” высадку. Интервью шло
с синхронным переводом. Ю.Елхов спросил меня, слышал ли я это интервью, на что я
ответил, что видел англоязычный вариант и текстовый подстрочник. А как раз в
гримерке Юрий Александрович показал мне две фотографии размером с лист А4 - лицо
Кубрика и лицо пожилого человека с этого видео. Внешне эти два лица были похожи,
оба с бородой и в одинаковых очках, но у человека на видео 1999 года были
папиломы на лице, одна высоко на лбу и вторая - около брови. А у Стенли Кубрика
на фотографии 1998 года, на лице никаких прыщей видно не было. Это были два
разных человека. Я сказал, что в этой истории меня больше всего смутило
сообщение о договоре на 88 страниц. Что там можно писать на этих страницах? И
вот после этого видео на сцену пригласили нас.
Ведущая Ольга Белова задала вопрос, была ли в действительности высадка на
Луну?
Юрий Елхов показал свою книгу “Технология лжи”, где на обложке был изображен
астронавт, спускающийся из лунного модуля прямо на лужайку перед Белым домом, и
рассказал, что никаких кинокадров и фотографий американцы с Луны привезти не
могли, потому что на фотоаппаратах не было никакой защиты ни от радиации, ни от
перепада температур - пленка должна оказаться просто засвеченной. А затем
показал картинку в книге, как сегодня на МКС производят съемку: фоткамера
тщательно защищена специальным корпусом. Кроме этого на “лунных” фотографиях
встречается иногда по три разнонаправленных тени, что говорит о том, что во
время съемок работало несколько осветительных приборов.
В это время на экране крутился сюжет из нарезки “лунных” киносюжетов - вот
астронавты выходят на космодром, вот взлетает ракета, отделяется переходное
кольцо, вот астронавты весело прыгают по поверхности Луны: то падают ничком на
грунт, то вскакивают как в обратной съемке. А то просто семенят мелкими
шажочками вокруг флага. Юрий Елхов стал говорить, что актеры подвешены на тросах
и попросил обратить внимание на приподнятый клапан на ранце жизнеобеспечения за
спиной. Я добавил, что астронавт на Луне должен подпрыгивать метра на полтора
вверх, но таких кадров нет.
Я стал искать картинку среди распечатанных фотографий, как астронавт прыгает
в имитаторе лунной гравитации на Земле на специальном тренажере, и в этот момент
уронил пластмассовую бленду от фотоаппарата.
- Что это у вас упало? - спросила Ольга Белова.
- Это бленда, солнцезащитное устройство, чтобы боковые солнечные лучи не
засвечивали кадр. Эта бленда есть у любого фотолюбителя, не говоря уже о
профессионалах. А вот у астронавтов на фотоаппаратах такой бленды не было и
поэтому чуть ли не каждый третий кадр оказался в браке от засветки. Складывается
такое ощущение, что инженеры, которые готовили астронавтов к полету, не знали,
что днем на Луне будет светить солнце.
Поскольку на экране крутился по кругу один и тот же сюжет, как астронавты
выходили, ракета взлетала, и они прыгали по Луне, я попросил обратить внимание,
что три астронавта выходят с белыми шлангами на скафандрах.
- А если посмотреть кинофильм, как через 5 минут они подъехали к стартовой
площадке, то окажется, что у двоих астронавтов шланги стали черными. Кроме того,
на груди астронавтов, на скафандре находятся две эмблемы: синего цвета - “НАСА”
и коричневого цвета - “Орел”, позывные “Аполлона-11”.
Так вот, выходят астронавты с двумя эмблемами, садятся в автобус, едут 5
минут до стартовой площадки, и вдруг выходят уже с одной эмблемой. Поднимаются
на лифте на верх ракеты - и опять две эмблемы. А на скафандре, который остался
после полета в музее - опять одна эмблема.
Потом я стал рассказывать, что астронавты были очень высокого роста. Вот наши
космонавты, наоборот, были невысокими. Так, рост Юрия Гагарина был 165 см.
- А у Нила Армстронга 1 метр 80, - добавила Ольга Белова.
- Если сюда добавить высоту шлема, то получится около 190 см, - продолжил я. - С
таким ростом астронавты никак не могли пролезть в люк, потому что после дверцы
находилась вертикальная стенка и они в нее упирались головой, в то время как 10
или 20 см ранца на спине еще оставались снаружи. А им нужно выгнуться в
положение кобры - под 90 градусов вверх. За шесть экспедиций “Аполлонов” вы не
найдете ни одной фотографии, как астронавты вылезают через люк, не найдете ни
одного видео - они сразу оказываются уже на лесенке.
Я взял картонный макет лунного модуля фигурку астронавта, сделанные в одном и
том же масштабе (1:40) и стал показывать, что астронавт никак не может пролезть
туда полностью.
И продолжил:
- А вот когда Алексей Леонов выходил в открытый космос, то его снимали две
телекамеры - только сам момент прохода через шлюз, и еще одна 16-мм кинокамера
снимала выход в космос. У американцев, согласно их легенде, 12 человек вылезали
через люк лунного модуля, и… - ни одной фотографии этого исторического момента.
Затем я упомянул, что только прямых эфиров с Луны я просмотрел не менее 20
часов. Что показывали миллионам зрителей по телевизору в это время? Показывали
мультфильмы, макеты, симуляторы и актеров в павильоне. Макеты делал Ральф
МакКуори, который позднее стал художником-постановщиком “Звездных войн”. В самый
момент касания лунной поверхности спускаемым аппаратом, по телевидению
показывали мультфильмы, а пламя из сопла было нарисованным. Выход через люк
показывали на симуляторе, отснятом на Земле заранее (внизу была надпись
SIMULATION). Потом показывали как бы репортаж, снятый уже самими астронавтами,
так называемая “лунная прогулка”. И я показал три стоп-кадра из этого репортажа:
размытое яркое пятно и чернота вокруг. Качество просто безобразное, ничего
понять невозможно.
- А вот те 6 или 7 секунд, что бесконечно крутят во всех фильмах про Луну -
как астронавт спрыгивает с лесенки, - вначале тоже были такого плохого качества,
что разобрать ничего невозможно было. Но к 40-летию полета этот фрагмент
“улучшили” - за четверть миллиона долларов в Голливуде прорисовали на
неразборчивом силуэте скафандр и другие детали.
В первом ряду зрителей я увидел двух девушек в ярко-красных спортивных
костюмах-комбинезонах. Это были сотрудницы Института медико-биологических
проблем РАН, которые принимали участие в эксперименте: они находились в полной
изоляции в течение 8 дней в обстановке, которая имитировала условия, близкие к
реальному полёту на Луну.
Путём "лунного" эксперимента учёные хотят изучить влияние перегрузок во время
вращения на центрифуге на женский организм, а также механизмы адаптации женского
организма к условиям полной изоляции.
Правда, когда ушла Светлана Савицкая, то и они тоже, где-то в середине
мероприятия, покинули зал. Так мы и не узнали, что они хотели рассказать.
Светлана Савицкая стала упрекать кинооператоров, что они не специалисты, и
поэтому не знают, как на Луне должны двигаться астронавты.
Но вскоре к нам присоединился Александр Иванович Попов.
- Я доктор физико-математических наук, - начал А. Попов. - Я понимаю, как
должен двигаться человек в условиях слабой гравитации. Вместе со скафандром
астронавт на Луне весит около 23 кг, а силы мышечные остались прежние. Он должен
прыгать вверх на полтора-два метра. Он должен подбрасывать предметы на высоту
60-ти метров. Но ничего этого мы не увидели.
Самый высокий прыжок - около 40 см. Особо нужно сказать о цвете грунта. Наш
советский «Зонд-7» снимает Луну вблизи, с расстояния примерно 1 тыс. км и
впервые в мире доставляет цветную фотопленку назад на Землю. Луна - коричневая.
И Александр Иванович показал фотографию, где нижнюю часть кадра занимает
лунная поверхность, а на горизонте видна Земля - кадр, опубликованный в 1969
году в журнале «Наука и жизнь». У американцев же грунт - пепельно-серый.
Тут и я, достав одну из «лунных» фотографий (общий план - лунный модуль на
Луне), сказал:
- Американцы прислушиваются к тому, что говорят скептики, и начинают исправлять
фотографии. Если вы найдете эту фотографию сейчас в интернете, то увидите, что
правую нижнюю часть уже сделали коричневой, хотя на моем варианте, который я
скачал три года назад, грунт Луны совершенно серый.
Об участниках шоу:
Юрий Александрович Елхов родился 7 декабря 1940 года в Москве. Советский, белорусский, российский кинооператор и кинорежиссёр, белорусский сценарист, актёр и продюсер. В 1970 закончил ВГИК, снял 28 картин, среди них такие, как «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Братья Рико», «Культпоход в театр», «Наш бронепоезд», «Супермен», «Сын за отца» и другие. Все эти фильмы - знаковые и вошли в сокровищницу советского и мирового кино. Член Союза кинематографистов России, Союза кинематографистов Беларуси и гильдии кинооператоров России. Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь и лауреат Государственной премии Республики Беларусь. Живёт и работает в Минске.
Леонид Коновалов окончил операторский факультет ВГИК, обучался в аспирантуре НИКФИ. В качестве оператора-постановщика снял несколько полнометражных фильмов, работал на нескольких сериалах («Козлёнок в молоке», «Кобра. Обратный отсчёт», «Застава»). Фильм «Беловы» был удостоен Государственной премии за 1994 год, фильм «Юноша из морских глубин» попал в номинацию «Лучшая операторская работа» на фестивале «Зелёное яблоко» в 1995 году. В 1988-93 гг. на кинофабрике «Свема» разработал технологию изготовления и написал рецептуру плёнок с нестандартной цветопередачей - «Ретро» и ДС-50. Эти киноплёнки использовались на разных киностудиях («Ленфильм», ст. им. Горького, Туркменфильм, Эстонский радиотелецентр, ст. им. Довженко, ВГИК) при производстве 14 картин.
В журнале «Техника кино и телевидения» опубликовал 7 статей на научно-технические темы. Написал книгу «Как разобраться в киноплёнках», издана в 1997 году.
Основное место работы - кафедра Аудиовизуальных технологий и технических средств ВГИК, ведёт дисциплины «Кинофотопроцессы и материалы» и «Цветоведение», на режиссёрском факультете - «Теория и практика монтажа». Является доцентом.