http://www.msk.kp.ru/daily/26473.7/3342778/В субботу вечером 19 декабря в авторском ток-шоу Ольги Беловой горячо
обсуждали плюсы и минусы вакцинации от опасных болезней, хотя еще накануне на
сайте НТВ анонсировалась совсем другая тема. В студии собирались предъявить
«убедительные доказательства» того, что американцы не были на Луне, а Юрий
Гагарин полетел в космос далеко не первый.
Вероятно, причиной отмены заявленного эфира стала реакция российских
космонавтов, которые были приглашены на запись программы. Как ранее сообщала
«КП», участники ток-шоу были возмущены тем, что их попытались вовлечь в заведомо
антинаучную дискуссию, затеянную с одной целью: устроить скандал любой ценой,
игнорируя при этом реальные факты. В знак протеста некоторые гости программы,
среди которых были космонавты Светлана Савицкая, Сергей Крикалев и Валерий
Токарев, покинули студию, пообещав впредь вообще не переступать ее порог. На
прощание Светлана Савицкая запретила использовать в программе уже снятые кадры с
ее участием. Настоятельной просьбе действующего депутата Госдумы и ее спутников
вняли, заменив тему эфира.
Что произошло на самом деле.
Леонид Коновалов. 50 ОТТЕНКОВ ЦВЕТА ЛУНЫ В субботу, 19 декабря, в 22.00
Два часа назад я вернулся из Останкино - принял участие в съемках передачи
«50 оттенков Белова». Эта передача с Ольгой Беловой, была посвящена вопросу
«Была ли высадка американцев на Луну?».
Как вы знаете, всю последнюю неделю интернет кипит комментариями о
скандальном интервью Стенли Кубрика о том, что высадка астронавтов на Луну -
фальсификация, и снималась именно им в павильонах штата Невада.
Если внимательно приглядеться к пожилому человеку, который на видео дает
интервью, то какое-то сходство с Кубриком, конечно имеется, но на лбу и около
брови у него имеются папиломы, которых не было на лице Кубрика.
Сейчас не важно, является эта запись достоверной или это просто чей-то
розыгрыш. Важно другое - тема фальсификации лунных полетов вновь в центре
общественного внимания.
От нас держалось в секрете, кто конкретно будет приглашен на передачу, но я
знал, что будут космонавты. Где-то минут за 40 до начала съемок я подъехал к
телецентру, меня встретили у 17-го подъезда и провели в гримерку. Мы поднялись
на второй этаж и прошли мимо павильона, дверь корого еще была закрыта, но на
площадке перед павильоном и вдоль стены по коридоры тянулась очередь человек на
100, напоминая очередь в магазин за джинсами в годы Перестройки. В гримерке уже
был Юрий Елхов, известный кинооператор, который только недавно издал книгу про
фальсификацию лунных снимков. Там он с точки зрения кинооператора разбирал кино-
и фотоматериалы «лунной Аполлониады» на предмет фальсификации. Но вам Юрий Елхов
известен прежде всего тем, что он снимал такие фильмы, как «Приключения
Буратино» и «Про Красную шапочку». Мы ждали Александра Попова, который где-то
серьезно застрял в пробке на проспекте Мира. В 19 часов его еще не было, а нас
уже пригласили в павильон.
В этой передаче «гости» входят на сцену по очереди и так получилось, что мы,
два киноператора, я и Елхов, открывали разговор о возможной фальсификации лунных
фотографий и киносъемок. Нас попросили сесть на диванчик с левой стороны. Первый
вопрос Ольга Белова задала Ю.Елхову, и он начал рассказывать о том, что вызывает
недоверие на фотоснимках, и показал свою книгу как раз на эту тему. Я, со своей
стороны, рассказал, что многие кадры для лунных миссий были сняты методом
фронтпроекции, отработанной С.Кубриком на съемках картины «2001. Космическая
Одиссея». На большой экран, размером до 30 метров в ширину, проецировался со
слайда реальный лунный пейзаж, снятый автоматической станцией «Севейер» за 2
года до полета человека на Луну. А затем в павильоне перед экраном насыпали
серый песок, имитирующий поверхность Луны. И на фоне этого экрана ставили
актера, изображающего «астронавта». На многих фотографиях хорошо вина граница,
отделяющая вертикальный экран от горизонтальной плоскости песочнцы.
Минут 10 мы говорили, и после этого на сцену пригласили дважды Героя
Советского Союза, первую женщину, вышедшую в открытый космос, Светлану Савицкую.
Она присела на диванчик с правой стороны сцены. Ведущая тут же задала Светлане
вопрос: верит ли она, что американцы высаживались на Луну? Светлана сказала, что
у нее в этом нет ни тени сомнения. И посетовала, что ей задали такой несерьезный
вопрос. Она думала, что передача будет о ситуации в космической отрасли. При
этом она добавила, что «наша лунная программа не пошла», а вот американцы
добились блестящих результатов.
Я тут же обратился к нашему прославленному космонавту:
- Уважаемая Светлана! Вот вы сказали, что наша лунная программа «не пошла».
Но ведь это - не правильное слово. Наша лунная программа была специально
уничтожена. Был приказ: распилить все наши лунные ракеты Н-1, уже готовые лететь
на Луну, а всю документацию сжечь. На ракете, чтобы поднять такую большую массу,
были установлены по кругу 24 двигателя НК-33, конструкции Николая Кузнецова, и
еще 6 двигателей в центре. Но Кузнецов сказал, что он не будет уничтожать
двигатели, и спрятал их в ангаре. Через 30 лет, в начале 2000-х годов, об этом
узнали американцы - что ракетные двигатели для советской лунной пограммы до сих
пор не уничтожены. Американцы стали просить, чтобы им продали советские
двигатели НК-33 для их ракет, потому что наши двигатели лучше американских.
- Ну кто же этого не знает? - возмутилась Светлана Савицкая. - Наши двигатели
дешевле американских, поэтому они у нас их покупают. А то, что двигатели от
нашей лунной программы были спрятаны конструктором и не были распилены на
металлолом - это давно известная всем информация. А вы хотите преподнести ее,
как свое открытие.
- Мы об этом ничего не знаем, - стали раздаваться крики из зала.
- Мы первый раз об этом слышим.
Светлана продолжала:
- Я думала, что передача будет серьезной, про космос. А вы обсуждаете
какие-то глупые вопросы.
- Но вы сами верите, что американцы действительно были на Луне? - продолжала
ведущая, обращаясь к Светлане Савицкой, следуя, по-видимому, сценарию передачи.
- Я готова обсуждать вопросы, связанные с космонавтикой, а этих людей, - и
она указала на нас с Елховым, - я вообще не знаю.
- Это Юрий Елхов, - ответил я, - кинооператор, который снимал фильм
«Приключения Буратино».
Зал радостно загудел, вспомнив этот замечательный детский фильм.
- Что они могут понимать в космонавтике? - возмутилась Светлана.
Я постарался аргументировать нашу позицию.
- А мы не собираемся обсуждать какие-то технические характеристики того или
иного ракетного двигателя. Мы обсуждаем киноматериалы. Ведь основным
доказательством пребывания американцев на Луне, являются как раз кинофрагменты и
фотографии. И мы видим, что вместо реальных людей в кадре то и дело появляются
куклы, а вместо лунного модуля - картонный макет.
- Я не буду обсуждать с вами эту тему, - вскипела Светлана. - Или пусть они
уходят, и тогда мы поговорим о ситуации в космической отрасли, или уйду я.
Но у ведущей был другой план передачи. Она стала предлагать Савицкой
остаться. И вызвала по микрофону в зал других гостей - еще двух космонавтов.
Зрители зааплодировали. Но космонавты не выходили из-за кулис. Зрители
продолжали аплодировать, не останавливаясь. Прошло уже 20 секунд, а космонавты
все еще не появлялись. Зрители хлопали в ладоши не переставая уже секунд 30, гул
их аплодисментов не стихал, прошло уже секунд 40, а никто не выходил на сцену.
Постепенно хлопки стали утихать и секунд через 5-6 стихли совсем.
Ситуация приобретала непредсказуемый финал.
- Я, наверное, сейчас уйду и попрошу вас не показывать меня в этой передаче,
- сказала Савицкая.
И тут я вспомнил, что перед выходом на сцену, мы подписывали договор о том,
что мы не возражаем, чтобы нас снимали в передаче, и не против, чтобы наши
данные (и наше лицо) были бы использованы телеканалом НТВ. В общем, такой
небольшой договорчик на одной странице с текстом в три или 4 абзаца.
В общем, смотрите в субботу, 19 декабря в 22-00 на канале НТВ передачу «50
оттенков Белого». А я завтра расскажу поподробнее, как дальше шли съемки
передачи.
На фотографиях.
Кадр из миссии «Аполлон»: американский актер на фоне
большого экрана в павильоне, изображает, что он на Луне. Хорошо видна
граница, отделяющая насыпной рыхлый грунт от гладкого вертикального
экрана. Такой способ съемки в кино называется «фронтпроекция», потому
что свет от проектора на экран идет с того же места, где расположена
съемочная камера.
Готовая к полету советская лунная ракета Н-1, которую советское
руководство приказало уничтожить.
Комментарий Леонида Коновалова В связи с тем, что в «Комсомольской правде» вышла статья «Оскорбительное для
российских космонавтов ток-шоу НТВ сняли с эфира», мне бы хотелось высказать
свое мнение об истинных причинах запрета показа. Дело в том, что к моменту, как
космонавты поднялись на сцену и отказались принимать участие в программе, ничего
оскорбительного для российской космонавтики высказано не было. Как раз наоборот,
в тот момент, когда дважды герой Советского Союза Светлана Савицкая находилась
на сцене, речь шла о том, что наши (советские) ракетные двигатели на много лет
опередили американские разработки.
Космонавты В.Токарев и С.Крикалев, выйдя на сцену, отказались от участия потому,
что программа получалась явно “антиамериканской”. Было продемонстрировано
множество фактов фальсификаций. А поскольку эти космонавты летали на
американских шаттлах, они не могли критиковать американскую лунную программу,
даже если понимали, что там все сфальсифицировано. Как мы знаем, Сергей Крикалев
имеет три медали NASA «За космический полёт» (1996 год, 1998 год, 2001 год) и
медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003 год). Валерий Токарев
имеет две медали «За космический полёт» (NASA, 1999, 2006)
Чтобы вы могли понять, какой должна была получиться передача, мне придется
вначале рассказать об отношении руководства телеканала НТВ к теме фальсификации
“лунной высадки” (поскольку эта позиция неоднократно была озвучена), а также о
сценарии передачи «50 оттенков. Белова.» про фальсификацию полетов на Луну.
Последние 11 лет (до середины 2015 года) генеральным директором НТВ был агент
ЦРУ, Владимир Кулистиков. Родился он в Германии, работал на радио “Свобода”.
И
как говорил Владимир Путин, обращаясь к Кулистикову: - В свое время вы работали на радио “Свобода”...
Кулистиков:
- Был такой грех.
В.Путин:
- … Во всяком случае вы там работали. А когда я работал в органах КГБ СССР,
радио “Свобода” рассматривалось нами как подразделение ЦРУ США. … Мало того, что
оно финансировалось по каналам ЦРУ, но фактически занималось даже агентурной
работой на территории бывшего СССР. Радио “Свобода” - это средство массовой
информации, которое так или иначе выражает мнение иностранного, в данном случае,
американского государства. Вот вы там работали, а теперь возглавляете …
общенациональный канал российского телевидения.
Когда вопрос заходил о том: Была ли в реальности высадка американцев на Луну? -
канал НТВ выражал по этому поводу исключительно мнение США (“однозначно была”) и
насмехался над всякими попытками подвергнуть сомнению лунную “аполлониаду”. На
эту тему канал НТВ демонстрировал передачи, сделанные по американским калькам
(например, “Программа Максимум” на лунную тему, о которой Ю.Мухин отозвался так:
“авторы … лихо оттоптались в прямом и переносном смыслах слова на сторонниках
теории «лунного заговора» - проще говоря, на здравомыслящих людях, которые верят
очевидным вещам, а не россказням НАСА.”
Вот и передача “50 оттенков. Белова” в этом смысле должна была получиться
проамериканской, антироссийской. По замыслу режиссера, сначала выступают
скептики, говорят о том, что есть сомнения в реальности полетов. Потом зрителям
показывают скандальное интервью якобы Кубрика, появившееся недавно в интернете,
о том, что именно он снимал в павильоне имитацию высадки на Луну. А потом
начинают развенчивать скептиков. Выходят именитые космонавты и только одним свои
видом ставят скептиков на места - американцы летали на Луну. А в конце передачи
на сцену выходит парень, который пишет в инете под ником “Зеленый Кот”, который
(судя по терминологии из методичек Госдепа) получает гранты от США, и говорит о
том, что интервью Кубрика - подделка, что на видео вовсе не известный режиссер,
а какой-то актер. Таким образом к финалу передаче выясняется, что все доводы
скептиков разгромлены, признание Кубрика - фейк. И американцы на Луне были.
Кроме этого в передаче озвучиваются фейки о том, что якобы Ю.Гагарин не летал в
космос или что он был не первым, а первым был Ильюшин. Сотрудник
Летно-исследовательского института им. Громова Андрей Симонов, опроверг эту
байку, показав несколько фотографий из своей книги об Ильюшине. И вот, передача
строится таким образом: есть якобы информация, но оказывается, что это фейк, и
он опровергается. Отметаются все сомнения скептиков. Американцы были на Луне.
Мне не понравилось, что Крикалев приписал нам одно лживое утверждение:
“… в разговоре с «КП» Сергей Крикалев.
- Они же уверяли, что будут говорить о перспективах полета на Луну - с этой
целью пригласили меня, Крикалева, Савицкую, конструктора луноходов Долгополова.
А устроили ток-шоу, - объясняет космонавт Валерий Токарев. - Там сидели два
человека, которые специально вбрасывали откровенный бред: «американцы на Луне не
были», «Гагарин полетел не первый». На полном серьезе говорили.”
Поскольку два человека на сцене - это два кинооператора, Л.Коновалов и
Ю.Елхов, то могу сказать совершенно точно, что мы ни разу не произносили фразы
«Гагарин полетел не первый». Это говорила ведущая Ольга Белова, а зал в это
время шумно возмущался.
Об участниках шоу:
Юрий Александрович Елхов родился 7 декабря 1940 года в Москве. Советский, белорусский, российский кинооператор и кинорежиссёр, белорусский сценарист, актёр и продюсер. В 1970 закончил ВГИК, снял 28 картин, среди них такие, как «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Братья Рико», «Культпоход в театр», «Наш бронепоезд», «Супермен», «Сын за отца» и другие. Все эти фильмы - знаковые и вошли в сокровищницу советского и мирового кино. Член Союза кинематографистов России, Союза кинематографистов Беларуси и гильдии кинооператоров России. Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь и лауреат Государственной премии Республики Беларусь. Живёт и работает в Минске.
Леонид Коновалов окончил операторский факультет ВГИК, обучался в аспирантуре НИКФИ. В качестве оператора-постановщика снял несколько полнометражных фильмов, работал на нескольких сериалах («Козлёнок в молоке», «Кобра. Обратный отсчёт», «Застава»). Фильм «Беловы» был удостоен Государственной премии за 1994 год, фильм «Юноша из морских глубин» попал в номинацию «Лучшая операторская работа» на фестивале «Зелёное яблоко» в 1995 году. В 1988-93 гг. на кинофабрике «Свема» разработал технологию изготовления и написал рецептуру плёнок с нестандартной цветопередачей - «Ретро» и ДС-50. Эти киноплёнки использовались на разных киностудиях («Ленфильм», ст. им. Горького, Туркменфильм, Эстонский радиотелецентр, ст. им. Довженко, ВГИК) при производстве 14 картин.
В журнале «Техника кино и телевидения» опубликовал 7 статей на научно-технические темы. Написал книгу «Как разобраться в киноплёнках», издана в 1997 году.
Основное место работы - кафедра Аудиовизуальных технологий и технических средств ВГИК, ведёт дисциплины «Кинофотопроцессы и материалы» и «Цветоведение», на режиссёрском факультете - «Теория и практика монтажа». Является доцентом.
Сергей Крикалёв участвовал в полёте STS-60 - первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования (шаттле Discovery). Таким образом, Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле.
После полёта STS-60 Крикалёв вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полётов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.
Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор.
- Три медали NASA «За космический полёт» (1996 год, 1998 год, 2001 год).
- Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003 год).
Валерий Токарев с января по май 1999 года проходил подготовку в составе экипажа STS-96 в Космическом центре имени Джонсона. С 27 мая по 6 июня 1999 года совершил свой первый космический полёт (9 суток 19 часов 14 минут 16 секунд) в качестве специалиста полёта шаттла «Дискавери» STS-96 по программе сборки Международной космической станции.
- Медали «За космический полёт» (NASA, 1999, 2006)