Портреты Соймоновых и не только

Aug 11, 2019 22:41

На картине неизвестного художника изображена гостиная в доме отца Сергея Соболевского - Александра Николаевича Соймонова.



Справа и слева на стенах гостиной висят портреты. Ракус смещен вправо, отчего одна стена гостиной видна лучше другой. От этого женский портрет на левой стене виден лучше, чем мужской справа. Предположительно я считала, что это портреты Соймонова Александра Николаевича и его жены Соймоновой Марии Александровны.

Вчера это предположение подтвердилось. Давно мы, еще с конца зимы собирались сходить на выставку в Государственном историческом музее "Аристократический портрет ХVIII- начала ХХ веков". Но только неотвратимое приближение дня закрытия выставки заставило нас сходить. И как правильно, что сходили! Было бы очень жаль пропустить такую возможность на одной выставке посмотреть 120 великолепно написанных портретов разных русских аристократов. Неизвестно, когда еще подобное собрание из запасников Исторического музея доведется увидеть...

Выставка потрясающая! Кроме прочего она наградила меня интересными находками. На выставке оказались портреты интересующих меня людей:



Портрет Марии Александровны Соймоновой, урожденной Левашовой (1794-1869), жены А.Н.Соймонова. Художник Козина Шандор (Kozina Sandor). Москва. Начало 1840-х годов. Холст, масло. Поступление: в 1930 году из собрания Бытового музея сороковых годов в доме А.С.Хомякова на Собачьей площадке в Москве.



Портрет подполковника Александра Николаевича Соймонова (1787-1856). Художник Козина Шандор (Kozina Sandor). Москва. Начало 1840-х годов. Холст, масло. Поступление: в 1930 году из собрания Бытового музея сороковых годов в доме А.С.Хомякова на Собачьей площадке в Москве.

Если присмотреться, то видно, что именно эти портреты отображены неизвестным художником на картине, изображающей гостинную Соймонова: на это указывает композиция портретов и их цветовая гамма.

Кроме этих двух портретов Соймоновых, на выставке представлен портрет их дочери Сусанны Александровны (в замужестве Мертваго).



Художник Козина Шандор (Kozina Sandor), холст, масло.

Сусанна названа в честь бабушки Соймоновой Сусанны Даниловны (урожденной Земской), матери Александра Николаевича. Эта бабушка была бабушкой Сергея Соболевского. Интересно, она его признавала своим внуком? Ведь семья Соймонова принимала Сергея Соболевского и для Сусанны Мертваго, ее сестры и брата Соболевский был братом. Муж Сусанны Александровны, Николай Дмитриевич Мертваго, окончил Царскосельский лицей в 1826 году в чине Х класса, гвардейский офицер. Он основатель Измайловской мануфактуры.

Портрет написан в то же время, что и портреты родителей Сусанны. Поскольку это портрет Сусанны Соймоновой, то на время написания его Сусанна Александровна еще жила с родителями и не была замужем за Николаем Дмитриевичем Мертваго. Родилась она в 1815 году, замуж за Николая Мертваго вышла в 1838 году. Отсюда, портреты членов семьи Соймоновых написаны художником Козина Шандор (Kozina Sandor) до 1838 года, и на этом портрете Сусанне меньше 23 лет, соответственно, отцу ее около пятидесяти лет, а матери за сорок. Именно так они и выглядят - на свой возраст.

Мне ранее был известен акварельный портрет Сусанны Александровны работы Петра Федоровича Соколова.

Петр Федорович Соколов считается основоположником русского акварельного портрета. Он был женат на сестре художников Карла и Александра Брюлловых - Юлии Павловне Соколовой (Брюлловой).



Для сравнения с этим портретом вот карандашный портрет Юлии Павловны, выполненный ее братом Карлом Брюлловым.



Как по-разному видят ее муж и брат!

Александр Брюллов был прекрасным портретистом. Хорошо известен его портрет Натальи Николаевны Гончаровой. Именно этот образ покорил сердце Пушкина.



Оба брата Брюлловы, Александр Павлович и Карл Павлович, писали акварельные портреты Сергея Александровича Соболевского.
Интересно сравнить эти два портрета.
Вот работа Карла Брюллова, выполненная в Риме в 1832 году.



Акварель находится в собрании Русского музея.
Считается, что в 1829 году Карл Брюллов написал еще один портрет Сергея Соболевского - маслом, но ни сам портрет, ни место его нахождения до сих пор неизвестно.

А это работа Александра Брюллова.



В разных источниках указан то 1831, то 1832 год создания этого портрета. Я считаю, создание этой акварели произошло не ранее 1833 года. Александр Брюллов вернулся из Италии в 1829 году, а Соболевский как раз уехал за границу в январе 1829 года. Вернулся в Россию Соболевский в 1833 году. Нет сведений, что они встречались с 1829 по 1833 годы. Поэтому и написать этот портрет Александр Брюллов мог только после возвращения Сергея Соболевского в Петербург.

Каждый художник видит по-своему, и, не зная, что это портреты одного и того же человека - Сергея Соболевского, можно принять их за портреты разных людей.

На выставке в Историческом музее каждый портрет сопровожден указанием источника поступления в собрание Государственного исторического музея. Портреты Соймоновых поступили из Бытового музея сороковых годов в доме А.С.Хомякова на Собачьей площадке в Москве.

Лично я впервые в своей жизни встретила название Собачья площадка в романе В.Каверина "Два капитана". Было это давно, в моем раннем детстве. В романе же автором было дано объяснение названию - на Собачьей площадке находился памятник погибшим собакам. Впоследствии я узнала о Собачьей площадке больше.

Оказалось, что так до разрушения староарбатской части Москвы называлась небольшая треугольная площадь, образовавшаяся при пересечении переулков в районе бывших с ХVI века царских псарен. В центральной части этой площади где-то с конца 19 века располагался скверик, огороженный чугунной оградой. В скверике был фонтан в виде колонны, украшенной мордами то ли львов, то ли псов...
Охочие до "логичных" объяснений советские старожилы считали, что эта колонна была поставлена какой-то московской барыней в память об ее любимой собаке... или собакам - отсюда объяснение Каверина в романе "Два капитана".

Собачья площадка и окружавшие ее переулки исчезли при создании проспекта Калинина (сейчас Новый Арбат). Прокладка этого проспекта по местам старой Москвы с архитектурными и историческими памятниками - одна из крупнейших градостроительных ошибок советского времени.



Вот Собачья площадка на плане Арбатской части города Москвы за 1852 год. Флигель (помечен красным), расположенный на углу Борисоглебского переулка в усадьбе госпожи Ренкевич (квартал 66), Сергей Соболевский снимал в 1820-х годах. В этом доме в 1826-27 годах у Соболевского жил Пушкин, и в этот период Тропинин написал портрет поэта.

Квартал 65 b занимала усадьба Мазурина. В начале ХХ века в этом доме проживал Константин Дмитриевич Мазурин - правнук Алексея Алексеевича Мазурина. Дед его Сергей Алексеевич, а бабушка Елизавета Владимировна (рожденная Третьякова) Мазурины. У них было семеро детей: Митрофан, Николай, Константин, Алексей, Елизавета, Софья и Варвара. Митрофан Сергеевич Мазурин женился на итальянке Лауре Яковлевне Герра. Их сын - Константин Митрофанович Мазурин, человек удивительной судьбы, необыкновенно талантливый, владел домом в готическом стиле на Собачьей площадке, где с женой Лидией Михайловной проживал до революции:



Владельца этого дома называют "знаменитым собирателем старинных рукописей". Это неправда. Старинные книги и рукописи всю свою жизнь собирал другой Мазурин - Федор Федорович, завещавший России свое обширное богатое собрание; он был двоюродным дядей Константина Митрофановича Мазурина и жил в Мясницкой части.

Напротив усадьбы Ренкевич расположена усадьба А.С.Хомякова (квартал 25), где и был тот самый Бытовой музей сороковых годов.



Вид на дом Хомякова с угла Борисоглебского переулка.

Выбор дома был удачным, так как в нем после революции сохранилась обстановка и разные бытовые мелочи. В этом обычном с виду особняке хозяина навещали Чаадаев, Гоголь, Аксаков, Грановский, Герцен, и другие известные персоны - общественные деятели сороковых годов.

По своему содержанию это был интерьерный музей, состоящий из обстановки, экспроприированной в особняках, расположенных поблизости. Музей воспроизводил домашние интерьеры и показывал, как жили дворяне, то есть музей пропагандировал классово чуждый пролетарскому образ жизни. Поэтому в 1929 году музей был закрыт, а экспонаты были переданы в Государственный исторический музей.
Рядом с домом Хомякова располагался дом музыкантов Гнесиных. После того, как музей в доме Хомякова был ликвидирован, в нем было музыкальное училище Гнесиных. А в доме Мазурина был Московский Дом Композиторов. Музыкальное место!

Думаю, невероятно узнать, какими путями попали в Бытовой музей сороковых годов портреты Соймоновых. Тут на память приходит персонаж романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" Варфоломей Коробейников, служивший в архиве Старкомхоза, сохранивший сведения об имуществе, реквизированном после революции "у помещиков и капиталистов", и на дому торгующий этими ценными сведениями. Но где же его найти, такого архивариуса?.. Ни за какие деньги не воротить прошлое!

Соколов, Брюлловы, старая Москва, Мазурины, Соболевский, Соймоновы

Previous post Next post
Up