Пушкинский портрет

Feb 10, 2018 23:28

Сергей Соболевский был внебрачным сыном Александра Николаевича Соймонова и бригадирши, вдовы Анны Ивановны Лобковой. Родители купили Сергею Соболевскому польское дворянство. Он получил отличное домашнее образование, но мать его баловала. В 14 лет был отдан в Благородный пансион в Петербурге, после окончания которого он собирался продолжить учебу в Петербургском университете, но его признали неблагонадежным, и Сергей Александрович, выйдя из пансиона по второму разряду с правом на чин XII класса, поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел - стал "архивным юношей". В Москве Соболевский зажил жизнью богатого повесы, давал обеды, попойки, блистал на балах и отдавался любовным похождениям.


В пансионе Соболевский учился с братом поэта Александра Пушкина Львом Сергеевичем. Через брата они с Пушкиным и познакомились. В 1826 году Пушкин возвратился после ссылки в Михайловское в Москву, и они сблизились с Соболевским, который предложил поэту поселиться у него в доме, который он снимал на Собачьей Площадке.


В этом московском домике, похожем на сельский, Пушкин прожил до своего отъезда в Петербург в мае 1827 года. В 80-х годах в нем уже располагалось питейное заведение. За время своего пребывания в Москве Пушкин вызвал на дуэль графа Ф.И.Толстого-американца и Соломирского Владимира Дмитриевича, внебрачного сына дипломата Дмитрия Павловича Татищева. Обе дуэли были расстроены при участии Соболевского. Позднее в 1836 году чуть не случилась еще одна дуэль Пушкина, на этот раз с племянником Ф.И.Толстого-американца, с Хлюстиным Семеном Семеновичем. И вновь Соболевский уладил дело и расстроил дуэль. Отсюда происходит гипотетическая уверенность друзей Пушкина, что если бы Соболевский был в Петербурге, то роковой дуэли на Черной речке бы не случилось. Но Соболевского не было, он был за границей, и роковая дуэль случилась.

После совместного проживания в Москве Пушкин и Соболевский встречались, когда бывали в одном городе, но назвать их отношения слишком близкими трудно. Переписка их не обширна, тематика далека от задушевности. Пушкин обсуждал с Соболевским денежные дела, дела житейские, а тональность писем циничная и насмешливая. Насмешки были направлены на сластолюбие и неумеренность в еде, так свойственные Соболевскому. Пушкин называет в этих письмах своего адресата «Калибаном» и «животом»…
Вересаев так описал Сергея Соболевского: "Высокий, плотный, с лицом сатира; всегда любил широко пожить, вкусно поесть и хорошо выпить; нахал и циник; его выходок и бесцеремонной шумливости многие совершенно не выносили, особенно дамы (жена Пушкина, жена Дельвига)".
Соболевский не был женат: сватался к княжне А. И. Трубецкую, но получив от нее отказ, остался холостым. Жил, "занимаясь финансовыми спекуляциями и ведением какого-то процесса, по окончании которого получил 104000".

На Собачьей Площадке именно Сергею Соболевскому пришла мысль заказать портрет Пушкина в домашней одежде, в халате, такой, как портрет А.С.Пушкина, написанный в 1827 году художником Тропининым и заказанный самим поэтом за 350 рублей.


Этот портрет был подарен Пушкиным Соболевскому « в виде сюрприза с разными фарсами». С портрета матерью Киреевского Елагиной Авдотьей Петровной, которая слыла хорошей художницей-любительницей, была написана маслом уменьшенная копия, размером около одной шестой от оригинала, чтобы Соболевский мог возить портрет с собой.

Летом 1827 года мать Соболевского умерла, не оставив завещания. Это пошатнуло его материальный достаток. В 1828 году он выходит в отставку «по здоровью» с намерением поехать за границу. На время отъезда свою обширную библиотеку и портрет кисти Тропинина Сергей Соболевский оставил Киреевскому, жившему в доме Елагиных, расположенного в приходе церкви Трех Святителей у Красных ворот.
По возвращении в Москву в 1833 году он у Елагиных получил портрет, но увидел, что это на тот портрет, что бы написан Тропининым, а копия с него. Он стал ругаться и выкинул портрет в окно. Авдотья Петровна Елагина приказала вернуть портрет, и была сердита на Соболевского, в полной уверенности, что он ошибся и не узнал подлинного портрета. Так прошло двадцать лет…

В середине пятидесятых годов князь Михаил Андреевич Оболенский, гофмейстер Высочайшего Двора, тайный советник, заведовавший Государственным древлехранилищем хартий, рукописей и печатей Оружейной палаты, в антикварной лавке Бардина, «известного плута и мошенника» (по словам Соболевского), увидел портрет Пушкина, который был в плохом состоянии, без подписи художника и продавался за 50 рублей.
Вот портрет князя Оболенского работы Карла Брюллова.


Князь купил этот портрет и решил показать его Василию Андреевичу Тропинину. Князь знал художника, Василий Андреевич писал портрет князя, когда князь был ребенком


И потом еще писал портрет князя в молодости в костюме "бандита".
Художник опознал в купленном князем полотне тот самый портрет, который он писал с Пушкина, который ходил к нему на Волхонку позировать для портрета. Так подтвердилось, что Соболевский был прав: у Елагиных хранилась копия портрета. Так портрет Александра Сергеевича Пушкина оказался в семье дочери московского купца первой гильдии Алексея Алексеевича Мазурина Александры, выданной замуж за князя Оболенского Михаила Андреевича.

Елагины стали проводить расследование, как и когда могла быть произведена замена портрета на копию. Версия была такова: у М.П.Погодина жил какое-то время художник Александр, который «был крепостной человек или же сводных или двоюродных братьев Топорниных». Этот художник брал портрет у Елагиных чтобы выполнить копию с него - так он зарабатывал себе на жизнь. По всей вероятности именно он и подменил портрет. Вполне возможно, что просто перепутал без умысла. Поэтому в лавке антиквара он продавался как портрет кисти неизвестного крепостного художника.

Портрет Пушкина работы В.А.Тропинина оставался в коллекции князя Михаила Андреевича Оболенского до его смерти в 1873 году. Некролог был напечатан в первом выпуске "Русской старины" за 1873 год (страницы 294-297). Похоронен этот потомок Рюрика в своем селе Глухово Дмитровского уезда Московской губернии. Здоровье князя пошатнулось после смерти единственного сына Алексея Михайловича Оболенского, утонувшего в 1862 году. Обстоятельства его смерти не известны. В справочнике Василия Шереметевского «Русский провинциальный некрополь» нет никаких сведений о месте его захоронения.
Его дочь, Анна Михайловна княгиня Хилкова (в замужестве за князем Г. Д. Хилковым), внучка Мазурина, издала в 1875 году обширный том "Исследований и заметок князя М. А. Оболенского по русским и славянским древностям". Она же передала в дар Московской консерватории коллекцию музыкальных инструментов, собранную ее умершим братом Алексеем. Свою обширную библиотеку и собрание русских вещей и портретов князь завещал московскому архиву иностранных дел. Портрет Пушкина кисти В.А.Тропинина в 1909 году был продан Третьяковской галерее. С тех пор он там.

Его жена княгиня Александра Алексеевна Оболенская, рожденная Мазурина, дочь Алексея Алексеевича Мазурина, сестра Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой, пожертвовавшей 600 000 рублей на возобновление Ивановского монастыря в Москве, умерла в 1885 году.


После ее смерти всем распоряжалась дочь Оболенских вдова княгиня Хилкова Анна Михайловна, умершая бездетной. Две ее сестры тоже не имели детей. Так пресеклась эта ветвь Рюриковичей.

Пушкин, портрет Пушкина, князь Оболенский, Мазурины, Соболевский, Тропинин

Previous post Next post
Up