Московские купцы Золотарёвы

Jan 06, 2024 19:36


Московский пансион Льва Карловича Эннеса (Louis ENNÈS) располагался в усадьбе московских купцов Золотарёвых. Напомню, что Лев Карлович принял пансион от Леонтия Чермака и в 1845 году перевёл его из дома княгини Касаткиной-Ростовской на Большой Басманной в усадьбу купцов Золотарёвых в Большом Успенском переулке - сейчас Потаповский переулок.

В настоящее время усадьба купцов Золотарёвых-Абрикосовых привлекает внимание. Здание усадьбы, пусть и в изменённом виде, подвергшееся перестройками и разрушениям, сохранилось до наших дней. Сейчас городская усадьба Золотарёвых-Абрикосовых на фоне усиливающегося интереса к истории России и российских городов, особенно Москвы, привлекает внимание не только исследователей, но и широкой публики.

Истины ради возникает необходимость разобраться, кто же такие купцы Золотарёвы, владевшие этой усадьбой половину XIX века. Каждому должно воздавать по делам и заслугам, и важно узнать о жизни этого семейства всё максимально возможное, поскольку это соответствует исторической справедливости.

Из трёх купеческих родов, живших в Москве в 1830-х годах, к усадьбе имеют отношения только два. Начну с самого известного и именитого - рода калужских купцов Золотарёвых.



Калужский купеческий род Золотарёвых пошёл от серебряных дел мастера Максима Кузьмича Золотарёва (1720 - 1803). Он имел в Калуге собственную лавку в серебряном ряду, был старостой, принимал участие в содержании пробирной палатки и клеймении изделий из серебра. Предметы его работы покупали люди богатые.



Мастер Максим Кузьмич Золотарёв. Чайник. 1786 год. Калуга. Серебро, дерево, чеканка, литье, монтировка, токарная резьба по дереву. Размеры высота: 29,7 см; длина: 29 см; ширина: 20,8 см. Из собрания Государственного Исторического музея.

У него было два сына: Петр Максимович (1741 - 1825) и Иван Максимович (1751 - 1831). Они стали крупными промышленниками и купцами. Торговали тканями, сахаром, производили изделия из железа. Как купцы 1-ой гильдии они имели широкие торговые связи, вели торговлю не только в родной Калуге и в городах Российской империи, но и с разными «немцами».

Пётр Максимович Золотарёв, калужский купец 1-й гильдии, в Пруссии имел кредит на 200 000 рублей. С началом активной подготовки к вторжению в Россию войск Наполеона в 1812 году курс рубля сильно упал Многие купцы-международники, имевшие кредитные линии у иноземных банкиров и ростовщиков, оказались в тяжёлом финансовом положении.

Калужский купец Золотарёв получил известность и уважение прусских банкиров за то, что он полностью погасил кредит в берлинском банке золотом. Портрет калужского купца Золотарёва как самого надёжного плательщика висел в отделениях банка в Берлине.

Подпись под  портретом гласит: «Peter Maximoff Solotareff. Kayfman der 1-ten Gulde zu Kaluga. Berlin den 20-ten February 1812» - Пётр Максимович Золотарёв. Купец 1-ой гильдии из Калуги. Берлин 20 февраля 1812.



Гравёр Фридрих Вильгельм (Fridrich Wilghelm Bollinger) - авторская подпись в нижней части овала. Портрет калужского купца 1-ой гильдии Петра Максимович Золотарёва. Берлин 1812 год. Бумага, гравюра пунктиром, размеры 28,1 х 22,1 см.

В 1814-м году Пётр Максимович Золотарёв стал городским головой Калуги, но и на такой высокой общественной должности он продолжал носить постриженные в скобку волосы, имел окладистую бороду, ходил в длиннополых кафтанах, как надлежало настоящему купцу.

Умер Пётр Максимович 9 марта 1825 года. В тот же год два его сына, «калужские купеческие сыновья Михаил и Павел Петровичи Золотаревы», были причислены в московское купечество с общим купеческим капиталом, но позже, в этом же году, между ними был учинен раздел.

Михаил Петрович, купец 1-ой гильдии, умер в 1827 году, и его дело продолжила вдова Мария Дмитриевна Золотарёва. В семье было пятеро детей, сыновья Пётр, Николай, Александр и дочери Мария и Екатерина.

Через десять лет, в 1837 году, купчиха 1-ой гильдии, вдова Марья Золотарёва, получила в Московской купеческой управе документы на испрошение для неё и потомства почетного гражданства.

Её сыновья Николай и Александр Михайловичи Золотарёвы не пошли по купеческой части, а стали военными. В документах Купеческой управы есть сведения о том, что в 1837 году купеческий сын Александр Михайлович Золотарёв был уволен из купечества на венную службу.

В Калуге остался жить купец 1-ой гильдии Иван Максимович Золотарёв, но у него было две дочери, и род Ивана Золотарёва по мужской линии пресёкся.



Неизвестный художник круга Тропинина. Портрет калужского купца 1-ой гильдии Ивана Максимовича Золотарёва. 1820 год. На груди у купца медальон с изображением императора Александра I, посетившего дом Ивана Золотарёва в Калуге в сентябре 1816 года.

Его жена, Анастасия Ивановна, умерла в 1825 году, а сам Иван Максимович покинул этот мир в 1831-м. Оба были похоронены в Калуге в монастыре Святого Лаврентия. Могилы их, как и многих других жителей Калуги, не сохранились, поскольку сам монастырь был подвергнут разрушению большевиками.

Согласно старым источникам, надгробный памятник с их могилы должен был храниться в Калужском краеведческом музее, расположенном в усадьбе Золотарёвых в Калуге. Нет сведений, существует ли он ещё, поскольку нет ни упоминаний, ни изображений этого памятника в настоящее время.

В статье «О надгробных памятниках» я уже писала о надгробии, выполненном для могилы Золотарёвых в калужском монастыре. Памятник, установленный на их могиле, в основном повторяет впервые выполненный В.И. Демут-Малиновским для могилы Владимира Новосильцева, погибшего в 1825 году в результате дуэли с Черновым. Он был повторен неоднократно с небольшими изменениями символов, в том числе на могиле А.С. Грибоедова в Тбилиси. Главное в нём - фигура скорби.

Тут я привожу вариант с могилы Сантино Кампиони и его жены Марии на Введенском кладбище, поскольку по смыслу семейного захоронения именно он по своей символике подходит больше всего для могилы Золотарёвых.



На карте Москвы в начале XIX века существовало два Успенских переулка - Большой Успенский (сейчас Потаповский) и Малый Успенский (сейчас Сверчков). Усадьба, в которой располагался пансион Эннеса, занимала всю правую сторону Малого Успенского переулка от пересечения его с Большим Успенским  до угла с Архангельским переулком, названным по церкви Архангела Гавриила, колокольня которого в простонародье называлась Меньшиковой башней.



Владение № 269 на углу Малого и Большого Успенских переулков, где в 1845 году находился пансион Луи Эннеса, выделено красным на плане города Москвы 1843 года.

Владельцем этой усадьбы, в составе которой сохранились остатки палат купцов Гурьевых XVII века, в 1821 году стал московский купец 3-ей гильдии Федор Михайлович Золотарёв. Он не был калужским купцом. Вместе с тремя братьями, старшим Петром и младшими Андреем и Алексеем, он прибыл в Москву 19 августа 1803 года из купечества города Скопин, Рязанской губернии. С ними вместе прибыла их мать Золотарёва Елена Ивановна.

В 1826 году из купцов Золотарёвых Фёдор Михайлович был единственным собственником дома в Москве. По своему облику и образу жизни он сильно отличался от калужских купцов. Если не знать, что на картине ниже, изображены члены семьи купца 3-ей гильдии Федора Михайловича Золотарёва, то можно принять их за изображение членов дворянской семьи.



Неизвестный художник. Портрет московского купца Федора Михайловича Золотарева (1773 - 1845) с дочерьми Юлией, Елизаветой и сыном Николаем. Фрагмент. Холст, масло, размеры 129,5 х 120 см. Из собрания Государственного Исторического музея.

Всего у Фёдора Михайловича и Любови Николаевны было десять детей. В порядке рождения это были: Иван (1812), Анна (1814), Александр (1815), Павел (1819), Надежда (1821), Илария (1823), Юлия (1824), Анастасия (1825), Николай (1826), Мария (1828).

На портрете неизвестный художник сделал акцент не только на некупеческом облике купца Золотарёва, но и на наличие на столе книги, которую держит сидящая рядом с отцом дочь Юлия. Возможно, это был способ подчеркнуть приверженность купеческой семьи и детей грамоте и наукам.

Согласно документам Купеческой управы, в 1827 году купеческие сыновья Золотарёвы Иван, Александр и Павел были уволены из купцов на учёбу. Иван в 1831 году по окончании обучения был из купечества исключён. Известно, что Александр учился в университете, а Павел был студентом Технологического института.

Сведений об этой купеческой семье практически нет, а то, что есть, сильно занесено песком времени.

Сохранившиеся портреты членов семьи купца Фёдора Золотарёва, по всей вероятности, были выполнены тогда, когда старшие сыновья были на учёбе, то есть после 1827 года. Если принять во внимание возраст младших детей, особенно дочери Марии, рождённой в 1828 году, с которой художник изобразил мать Любовь Николаевну, то портрет жены Золотарёва является посмертным, и возможно, причиной её смерти было рождение дочери.



Неизвестный художник. Портрет московской купеческой жены Любови Николаевны Золотарёвой с дочерью Марией. Фрагмент. Холст, масло, размеры 98,2 х 53,2 см. Из собрания Государственного Исторического музея.

Ребёнок на коленях у матери возрастом не более двух лет, возможно чуть младше. Возраст сына Николая на портрете выше около четырёх лет. Разница между младшими детьми составляла два года. Получается, что портреты написаны около 1830 года.

Старшая дочь - Анна Фёдоровна. Она изображена с сестрой Иларией. Между сестрами разница в возрасте составляет семь лет.



Неизвестный художник. Портрет купеческих дочерей Анны Фёдоровны и Иларии Золотарёвых. Холст, масло, размеры 104 х 76,2 см. Из собрания Государственного Исторического музея.

Тут вновь в руках Иларии Золотарёвой мы видим книгу, похоже, с рукописным текстом. Как известно из источников, до того как в усадьбе в 1845 году разместился пансион Эннеса, там находился пансион для девочек Анны Ивановны Шрейдер, который был открыт 7 декабря 1823 года.

В разных источниках указывается, что содержательница пансиона была родственницей купцов Золотарёвых, однако ни степень родства, ни то, с чьей стороны она в родстве с ними состояла, нигде не указано. Анна Ивановна Шрейдер, урождённая Лаконте, была женой героя войны 1812 года генерала Петра Петровича Шрейдера, портрет которого работы Джорджа Доу находится в Военной галерее 1812 года в Государственном Эрмитаже.

В пансионе госпожи Шрейдер преподавали закон Божий, российскую грамматику и риторику, арифметику, историю, географию, французский язык, чистописание, рисование, танцы и музыка. Танцевальные классы танцмейстера Петра Андреевича Иогеля пользовались большой популярностью в Москве - об этом нам сообщили Пушкин и Толстой. В пансионе учились 42 воспитанницы: 32 из дворян, 6 из купцов, 3 иностранки и одна из духовной семьи.



Неизвестный художник. Портрет московской купеческой дочери Надежды Федоровны Золотаревой. Фрагмент. Холст, масло, овал, размеры 43,7 х 34,5 см. Из собрания Государственного Исторического музея.

Возможно, девочки из семьи Золотарёвых тоже обучались в этом пансионе. Сведения о жизни Золотарёвых фрагментарные, они требуют работы с архивными источниками. Как часто бывает, некоторую долю материалов о жизни даёт некрополистика - сведения о захоронениях.

Купец 2-ой гильдии Фёдор Михайлович Золотарёв скончался 21 ноября 1845 года. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище, где уже находилась могила его жены Любови Николаевны (†1.08.1828). Там же похоронены их сын Иван Фёдорович Золотарёв (†14.10.1881) с супругой Мальвиной Петровной (†14.02.1884), их малолетняя (5 лет) дочь Наталья (†2.01.1872), их сын, внук Федора Михайловича, Сергей Иванович (†1877).

Есть сведения, что Иван Фёдорович Золотарёв дослужился до чина действительного статского советника, служил при графе Воронцове в Одессе, был знаком с Пушкиным. Вместе с Гоголем Иван Фёдорович отправился в Италию, где они снимали квартиру в Риме в 1837-38 годах. Но в записи об его захоронении нет указания, что он был «Д.С.С.» - действительным статским советником. Всё это надлежит проверить, нет ли ошибки, тот ли это Иван Золотарёв.

Младший сын купца Золотарёва, Николай Фёдорович, в 1850 году был купцом 2-оё гильдии и проживал вместе с сестрой своей, девицей Иларией. Он умер в возрасте 27 лет 26 августа 1853 года. Погребён на кладбище Алексеевского монастыря. В том же году «в Успенском переулке в доме Золотарёвой» проживал штаб-ротмистр Николай Михайлович Золотарёв. Он указан среди лиц неслужащих и купцов.



Дациаро И.Х. (1806-1865), издатель, Вивьен И. Е., автор рисунка, Арну Ж., литография типографии Лемерсье. Церковь Успения Богоматери на Покровке в Москве, по которой названы прилегающие переулки - Большой и Малый Успенские.

В последующие годы штаб-ротмистр Николай Золотарёв служит адъютантом в военной комендатуре Москвы и проживает в Успенском переулке, но уже «в собственном доме».

В 1859 году в купечество записалась Илария Фёдоровна Золотарёва - по званию умершего мужа. Если это не ошибка в записи, где вместо «умершего брата» написано «умершего мужа», то это значит, что она была замужем, и фамилия её мужа была тоже Золотарёв. Итак, если это не ошибка, то мужем мог быть Николай Михайлович Золотарёв, внук калужского купца 1-ой гильдии Петра Максимовича Золотарёва. Но он был военным, а не купцом.

Возможно, именно через замужество Иларии усадьба стала принадлежать потомкам калужского купца Золотарёва. Но возможно, что всё проще, и усадьба была продана наследниками Фёдора Михайловича Золотарёва однофамильцам из калужского рода купцов Золотарёвых.

Но установлено, что в середине 1850-х годов в доме по Успенскому переулку проживали уже два внука калужского купца - Александр Михайлович Золотарёв, служивший адъютантом при военном губернаторе Москвы графе Арсении Андреевиче Закревском, и Николай Михайлович, бывший адъютантом в военной комендатуре города. С 1860 года Николай Михайлович Золотарёв в Москве среди лиц служащих больше не числится.

Усадьба Золотарёвых в Успенском переулке была поделена на две части в 1862 году. Часть со строениями по Малому Успенскому (Сверчкову) переулку в 1862 году приобрёл для своей сожительницы Клемансо Дебуи коммерции советник Козьма Терентьевич Солдатёнков. А часть с каменными домами, расположенными по Большому Успенскому (Потаповскому) переулку, 24 июня 1871 года купил Василий Алексеевич Кокарев за 82 500 рублей.

Полувековое владение этой усадьбой купцов Золотарёвых завершилось.

Илария Фёдоровна Золотарёва, «дочь московского купца Фёдора Михайловича Золотарёва и его жены Любови Николаевны», скончалась 25 октября 1910 года в возрасте 87 лет и была погребена тоже на кладбище Алексеевского монастыря. О том, что она вдова, в записи не сказано.

К концу 1920-х годов Алексеевский монастырь и его некрополь прекратили своё существование. Сейчас там, где были могилы многих славных наших предков, мчатся автомобили - это участок Третьего транспортного кольца столицы.

надгробия, московское купечество, Эннес, старая Москва, Золотарёвы, купечество

Previous post Next post
Up