О надгробных памятниках

Nov 06, 2019 20:43

"О милых существах, которые сей свет
Своим присутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: "Их нет" -
Но с благодарностию: "Были!"

В.А.Жуковский (Часто использовавшаяся когда-то эпитафия).

Памятники люди возводят, чтобы обратить внимание других людей на дорогих им усопших, чтобы знали и помнили их потомки. Памятник - это материальное выражение отношения: любви, почитания, уважения, скорби, значимости, благодарности... Разные эпохи оставляют свойственные по форме и содержанию памятники, которые тоже являются памятниками уже самой эпохи. Надгробные плиты, доски, как памятники усопшим, были в обиходе при захоронениях москвичей в приходских кладбищах и в приходских церквах в допетровскую эпоху. Объемное скульптурное изображение человека не было принято в допетровской Руси, поэтому и не было скульптурных памятников. Украшением надгробных памятников в те времена, или на иностранный манер - меморий, могла служить разной степени насыщенности и богатства орнаментальная резьба по дереву или камню, а форма украшения диктовалась преимущественно традицией национального русского искусства, его декоративной стилистикой.

Развитие надгробной пластики происходило в русле изменения общественных представлений, вследствие чего менялись художественные предпочтения и выражения. Петром I был установлен приоритет светской власти над церковной; смена приоритета привела к ослаблению в культуре церковного влияния. За этим последовало постепенное высвобождение искусства из-под церковного регулирования. Но именно в мемориальной монументальной декорации церковь наиболее крепко держалась установленных традиций.

Церковное реформирование, изменение представлений о мире через просвещение, рост населения городов привели к реформированию практики захоронений - к выносу кладбищ за городскую черту. Самая распространенная форма могильного памятника - надгробная плита, тоже претерпела изменения. Орнаменты на плитах или камнях, выполненных в виде саркофагов, стали более выпуклыми и более информативными, то есть связанными с событиями прошедшей жизни того, чей прах лежал под плитой. Постепенно эта информативность заменилась символикой аллегорий. Развитие металлургии создало возможности отливать надгробья и памятники из чугуна и бронзы.

В XVIII веке Москва превратилась в столицу в отставке, когда главные дела перешли в Петербург. Петербург стал местом средоточия не только государственной власти, но и городом с высокой насыщенностью услуг иноземных архитекторов, ваятелей, художников, представлявших свои искусства на российский рынок. Москва пыталась подражать.

Вполне естественно, что художественно оформленные памятники могли себе позволить богатые люди, а богатство часто связано с властью и знаменитостью. На рубеже XVIII-XIX веков эстетические вкусы стали все больше тяготеть к классическим формам, в том числе и в сооружении надгробий. Переход к классике завершал период барокко, получившего распространение во второй половине века. Одним из ярчайших примеров мемориального барокко является находящийся в Эрмитаже серебряный памятник Александра Невского. Памятник содержит раку-саркофаг, в которую были помещены его останки.



На фотографии отреставрированная рака в Концертном зале Эрмитажа, но без мощей. Памятник был создан 30 августа 1753 года по указу Елизаветы Петровны. Останки Александра Невского по указу Петра I 31 августа 1824 года были торжественно перенесены из владимирского Богородицкого монастыря в Александро-Невский монастырь в Петербурге, как символ непобедимости России. Сначала они были помещены в Благовещенской церкви Петербурга; в 1780 году памятник был перенесен в Троицкий собор лавры, а в 1922 году памятник без мощей был выставлен в Эрмитаже.

Одно из самых любимых мест для селфи китайских туристов, хотя трудно сказать, где в Эрмитаже они не любят фотографироваться...

Гробница была отлита по указу императрицы Елизаветы Петровны из серебра, добытого "из колыванских рудокопен". На изготовление памятника "употребили" до 90 пудов (1,440 тонны) чистого серебра. Памятник состоит из собственно раки-саркофага - вместилища праха (на фотографии), и четырех композиций из доспехов и оружия на серебряных постаментах. Рака украшена рельефами, изображающими события из жизни Александра Невского - от побед до его смерти и погребения.

Удивительно, что памятнику удалось избежать участи быть переплавленным, потому что попытки изъять его из Эрмитажа, как экспонат, не имеющий художественной ценности, большевики предпринимали неоднократно.

Мощи Александра Невского в советское время находились в Казанском соборе, где размещался Музей религии и атеизма, а с 1989 года они находятся в Троицком соборе Петербурга.

В настоящее время РПЦ предпринимает активные, иногда на грани агрессивных, попытки изъять из Эрмитажа памятник под разными надуманными предлогами. Я считаю, что если РПЦ располагает суммой в 330 млн. рублей для изготовления точной копии раки и готова финансировать изготовление копии для религиозных целей, то такой способ решения спора мог бы утроить и население России, и власть. Не вижу оснований государству финансировать изготовление копии для РПЦ, и тем более, дарить исторический и художественный экспонат, место которому в Эрмитаже.

Московское мемориальное барокко еще сохранилось в некрополе Донского монастыря, но время оставляет свой неумолимый след на камне, стирая причудливые узоры и виньетки.



Эта фотография белокаменного саркофага с могилы графа Александра Романовича Брюса (1760-е годы), бывшего владельцем старейшей и сохранившейся до наших дней усадьбы Глинки, и давшего своим именем название Брюсову переулку, где была его усадьба. Саркофаг в советские времена находился в некрополе Донского монастыря.

К концу XVIII века проявилось разнообразие пластических оформлений памятных надгробий в виде богато украшенных досок, плит, саркофагов, барельефов, горельефов, обелисков, пирамид, колонн, округлых прямоугольников, постаментов для погребальных сосудов или классических ваз и целых скульптурных групп. Широко стало использоваться скульптурное изображение ткани: савана, покрывала, одежды, драпирующихся в виде мягких складок.

Классицизм характеризуется ориентацией на искусство античного мира, с помощью совершенных образцов которого художники передавали идеалы современности, воплощенные в совершенстве формы, спокойствии линии и безупречной ясности композиции. Пансионеры Российской Академии художеств, изучавшие классическое искусство в Италии, вернувшись на родину, стремились реализовать усвоенные во время учебы техники и стилистику. Наиболее значительные работы в мемориальном жанре были созданы М.И.Козловским, Ф.Г.Гордеевым, И.П.Мартосом, Ф.И.Шубиным, позднее В.И.Демут-Малиновским, И.П.Витали, и другими.

Ирина Ивановна Бекетова была очень богата. Ее супруг, Петр Афанасьевич Бекетов, умер 5 июля 1796 года - в конце эпохи Екатерины II. Похоронен был в некрополе Новоспасского монастыря. Ирина Ивановна умерла 31 октября 1823 года - через 27 лет после мужа, была похоронена там же. 1823 годом датируется создание скульптором И.П.Витали надгробного памятника супругам Бекетовым. Возможно, памятник был заказан Ириной Ивановной при жизни. В советской литературе этот памятник называли памятником Петра Афанасьевича Бекетова. Он был установлен на могилах обоих супругов. Было бы странно, если бы памятник, заказанный скульптору Витали в 1823 году, после смерти Ирины Ивановны летом этого же года был бы поставлен ее наследниками только на могиле Петра Бекетова.

Для меня очевидно, что до смерти Ирины Ивановны на могиле ее мужа стоял другой надгробный памятник, но маловероятно сейчас установить это достоверно, хотя чисто умозрительно это можно принять за факт - иначе быть не могло. Ирина Ивановна была женщиной не только богатой, но и добродетельной. Она известна как благотворительница и храмостроительница. Поэтому, после смерти она не могла оставить могилу мужа без мемориала.



Памятник на могилах Бекетовых представляет собой бронзовую скульптурную группу из двух женских фигур, олицетворяющих Веру - ее символ крест, и Надежду - ее символ якорь. Третья христианская добродетель - Любовь - на памятнике не изображена, я думаю, потому что по замыслу автора и заказчицы, Верой в Бога и с Надеждой на встречу в загробном мире Любовь соединила Бекетовых с Богом и между собой в могиле.
Фотографии показывают, как памятник был установлен на могиле - фотография слева; и как он стоял в усыпальнице Голицыных в Донском монастыре - справа.

Новоспасский монастырь был в 1918 году превращен в концентрационный лагерь для военнопленных и интернированных лиц. До начала 1920-х годов таких лагерей было немало в России. Некрополь монастыря был уничтожен в 1927-30 годах. Некоторые надгробья и памятники с Новоспасского некрополя сохранились, потому что были перевезены в другие монастыри. Так было и с памятником на могиле Бекетовых - его перевезли в усыпальницу Голицыных, расположенную в Донском монастыре. Камни с надгробий, сами надгробья, их части, могильные плиты с кладбищ различных московских монастырей были превращены в строительный материал их пилили или целиком использовали для строительных нужд.

Все повторяется... Когда в 1990-е годы стали отменять большевизм, в Донском монастыре начали возрождать монастырь, и Михайловскую церковь, где была расположена усыпальница Голицыных, решено было освободить от собранных там надгробных памятников, поэтому памятники были вывезены из церкви и "свалены" в беспорядке в подвалах Музея имени Щусева.

В октябре этого года в прессе сообщалось, что при благоустройстве территории, прилегающей к Театру Эстрады в Москве были обнаружены фрагменты постамента, на котором стоял памятник супругам Бекетовым на их могилах в некрополе Новоспасского монастыря. В современных условиях это были ступени к Театру Эстрады. Они были нарезаны из постамента к памятнику, который "компонировалъ, изваялъ и изъ металла произвелъ Иванъ Витали"



Фото из СМИ.
Это фрагменты постамента для памятника супругам Бекетовым. Видно, что шрифт, которым выполнена надпись с датами рождения и смерти Ирины Ивановны (11 апреля 1741 года и 31 октября 1823 года), тот же, что и на фотографии выше, где видна надпись о датах рождения и смерти Петра Афанасьевича Бекетова: "Родился в июне 1734 скончался ☨5 июля 1796 года"

Надпись о датах жизни и смерти Ирины Ивановны Бекетовой должна была находиться на противоположной стороне постамента.
Удивительным обстоятельством семьи Бекетовых можно считать тот факт, что по мужской линии ни Петр Афанасьевич, ни его брат Никита Афанасьевич,

* * *



Это фотография надгробного памятника Владимиру Новосильцеву, умершему от раны, полученной во время его дуэли с Константином Черновым. Памятник был помещен в усыпальницу Голицыных в Донском монастыре тоже после уничтожения некрополя Новоспасского монастыря, где он стоял на могиле после его создания В.И.Демут-Малиновским в 1826 году.

В сентябре 1825 года была дуэль Чернова с Новосильцевым, участники которой были спровоцированы и поставлены "на барьер" манипулятором Кондратием Рылеевым, замыслившим принести кровавую жертву при подготовке государственного переворота. Но от полученных ран скончались оба дуэлянта. Мать В.Д.Новосильцева увезла тело сына в Москву, где он был похоронен в подклете Преображенского собора Новоспасского монастыря. Надгробный памятник был заказан матерью В.И.Демут-Малиновскому и установлен на могиле сына.



Памятник Владимиру Новосильцеву в подклете Преображенского собора Новоспасского монастыря.

Надгробный монумент выполнен в форме бронзовой статуи коленопреклоненной женщины, приникшей головой к подножию распятия, где сложены воинские доспехи. Фигура женщины драпирована складками одежды, и только руки ее большей частью обнажены. Руки сомкнулись на древке святого распятия. Эта скульптура выражения скорби матери по безвременно погибшему единственному сыну в самом расцвете его лет была высоко оценена и оказалась популярна. Мемориальная форма была неоднократно повторена на надгробиях других усопших.

Вот фотография мемориала на могиле генерала от кавалерии графа Павла Петровича Фон дер Палена в Москве на Введенском кладбище (конец октября 2019 года).



На этом надгробном памятнике генерала графа фон Палена изменены военные атрибуты и женская фигура склонилась перед крестом, а не перед распятием.

Другой вариант этой скульптурной фигуры находится тоже на Введенском кладбище. Это памятник на могиле представителя династии итальянских мраморщиков Сантино Кампиони (и его жены Марии). О семействе Кампиони я уже неоднократно упоминала. Отец Сантино, Пьетро Антонио (умер 1807, похоронен на Введенском кладбище) - родоначальник этой обрусевшей семьи итальянских мраморщиков, в мастерской которых изготовлено немало мемориальной скульптуры Москвы, Подмосковья и других губерний России. Сантино Кампиони (ум. 1847) "мраморному делу" обучался в Петербурге. С 1795 года жил постоянно в Москве, где основал мастерскую, выполнявшую мраморные и бронзовые работы. Кампиони сам выполнял заказы на выполнение надгробных памятников. Он много работал по отделке подмосковных дворцов Архангельского, Останкинского и других. Участвовал в отделке храма святого Людовика на Малой Лубянке.



С одной стороны надпись о том, что под памятником захоронен Сантино Кампиони, а с другой стороны - его жена Мария. На этом памятнике нет никаких атрибутов под крестом, но также женская фигура склоняется перед распятием.

Известны другие варианты этой скорбной скульптуры Демут-Малиновского. Так, в надгробии И. И. Барышникова в семейном некрополе в Донском монастыре (умер в 1829 году) у подножия распятия лежит раскрытое Евангелие.

Раскрытое Евангелие и сломанный якорь, как аллегория разбитых надежд, добавлены на надгробия Н. П. Шульгиной в Донском монастыре (умерла в 1828 году) и богатого калужского жертвователя на благие дела, калужского первой гильдии купца, И. М. Золотарева (умер в 1831 году), захоронение которого с женой находилось в некрополе монастыря Святого Лаврентия в Калуге. Надгробный памятник с могилы Золотаревых должен находиться в Калужском краеведческом музее, который помещается в бывшей усадьбе Золотаревых. Увы, ни изображения этого экспоната, ни упоминания о существовании этого экспоната в фондах музея сейчас мне обнаружить пока не удалось.

Дело в том, что Золотарев с супругой умерли уже во вполне почтенном возрасте, практически полно и насыщенно прожив свою жизнь, а сломанный якорь - аллегория несбывшихся надежд, которую обычно помещают на надгробные памятники молодым, тем, кто "спешил - не доспешил. Осталось недорешено все то, что он не дорешил". Поэтому, хотелось бы посмотреть этот памятник.

В Тбилиси на горе Мтацминда есть памятник в форме фигуры скорби, впервые использованной для мемориала Владимира Новосильцева в Москве. Под церковью Святого Давида, расположенной на горном выступе, в нише скалы обрел свой вечный покой русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов. Якобы это место нравилось Грибоедову, и он выразил как-то желание быть похороненным на этой горе. Так это или нет, но его вдова, Нина Александровна Грибоедова (урожденная Чавчавадзе - похоронена там же в 1857 году), именно в нише под церковью похоронила его. Над его могилой по ее заказу установлен памятник, отлитый по той же модели Демут-Малиновского, что и памятник Владимиру Новосильцеву.



Могильный памятник А.С.Грибоедову в Тбилиси работы В.М.Демут-Малиновского (Фото из интернета)

В композиции памятника по желанию вдовы к Евангелию, которое уже было на памятнике И.И.Барышникову была добавлена комедия Грибоедова "Горе от ума". Книга была дополнена лирой, символизирующей музыкальную одаренность Грибоедова, а на лицевую сторону постамента, на которой была установлена фигура скорби, был помещен овальный медальон с рельефом его профильного портрета. Распятие повернуто лицевой стороной от скобящей - отвернуто от нее. Такое положение распятия продиктовано местоположением, которое, на мой взгляд, сильно скрадывает главные достоинства памятника, существенно снижая эмоциональное воздействие этой выразительной скульптуры, предназначенной для созерцания ее в профиль.

Известно, что план проекта надгробного сооружения в мемориале Грибоедова отличался от того, как памятник был размещен впоследствии. Согласно проекту, скульптурную мемориальную фигуру предполагалось поместить не в гроте, где должна была находиться только гробница, а над гротом, на обнесенной балюстрадой площадке перед церковью Святого Давида. От этой площадки по двум сторонам спускаются вниз два марша мраморной лестницы к гроту.



Проект надгробного памятника А. С. Грибоедова 1832 год. Автор неизвестен. Рисунок хранится в Государственном Историческом музее.

Это как раз то положение памятника, которое соответствует его содержанию и композиции. Даже на схематичном изображении видно, что распятие повернуто Спасителем к скорбящей женщине, а не отворачивается от нее, как это было сделано впоследствии на надгробной скульптуре в гроте. Этот проект был представлен читателям журнала "Московский телеграф" в 1832 году.

В журнальной статье, как это делается в журналах и сейчас, были сделаны утверждения, не соответствующие действительности: автором памятника был представлен Сантино Кампиони, а местом его отливки указана мастерская Кампиони в Москве. На самом деле памятник был сделан по известной модели В.М.Демут-Малиновского и отлит в Петербурге. Установлен памятник был в июле 1833 года. Духовенство Грузии пыталось препятствовать установлению памятника и вымогало от вдовы Грибоедова средства на перестройку церкви Святого Давида. Возможно, это послужило причиной тому, что прекрасный надгробный памятник русскому поэту Александру Грибоедову был установлен столь неудачно в 1833 году. Не ясно, почему он продолжает так неудачно стоять там до сих пор.

надгробия, Бекетовы, кладбища, Введенское, Золотаревы, Елизавета Петровна, Новосильцев, Брюс, Петр I, Грибоедов, Шульгина, Эрмитаж, Кампиони, Донской монастырь, Фон Пален, Витали, Демут-Малиновский, Жуковский

Previous post Next post
Up