Эстетика Введенского кладбища

Nov 01, 2019 23:19

Народный обычай выражается во всем: в строениях, в одежде, в приспособлениях, в организации городов, в устройстве дорог, в применении и использовании материалов и ресурсов, в пище, в быту - повсюду есть народное выражение.

Кладбища разных стран и народов имеют свою народную специфику, и в совокупности захоронений
формируют свою эстетику.



1. Эстетика итальянских кладбищ, даже в самом упрощенном выражении - без мраморных скульптурных групп, узнаваема. Кладбище у церкви Миниато-деи-Монти, Флоренция

Некрополистика изучает захоронения. Случается, что захоронение и сведения о нем служат единственным подтверждения жизни тех, кто порой, только смертью проявился в истории и оставил след на этой земле. Так уж получается в жизни, что добрый, честный и порядочный человек, который не участвовал в скандалах, не был под судом, не оказался замешанным ни в какие неприятные истории, не был злодейски убит, не ставил рекордов, не получил известность, а просто прожил свою жизнь и был погребен близкими и родными, в этом мире как будто не существовал. Но он жил и создавал этот мир. А по смерти остается после него на земле только место, где упокоился его прах, а потом и места-то никакого не останется - все станет прахом.



2. Форма выражения уважения и дани памяти покойникам у каждого народа своя. Наши кладбища тоже легко узнаваемы. В России, где "широка страна моя родная", где много места, народ и на кладбище образует "коммуналки", клетушки, выгороженные часто так тесно, что и подойти невозможно. На Введенском относительно просторно и порядок - есть линии и ряды - сказывается "немецкое" присутствие. Ворона органично вписывается в пейзаж кладбища.

Поскольку такое обустройство кладбищ распространено по всей нашей бескрайней родине на протяжении не одного десятилетия, то можно говорить, что это выражение сущности народа. Сущность понимают китайские производители, зарабатывающие на этом внушительные деньги, производя сотни тонн искусственных цветов самых изысканно-ядовитых окрасок.

Немного кто из идущих на кладбище поклониться праху близких людей может себе позволить вырваться из народного обычая, то есть посягнуть на него, и не нести с собой китайские пластиковые цветы, обильно украшающие собой сначала торжища за несколько недель до Пасхи, Троицы, и других дат, когда принято в народе почитать умерших, а после этих дат и сами кладбища. Так принято: "Обычай - деспот меж людей"



3. Исполнение ритуала и обряда несет ощущение правильного поступка, очищения и успокоение души. Именно в этом великая сила культа, культуры и религии.

Как и на всяком другом кладбище, на Введенском, в обычный, "не приемный", день, тишина и безлюдье. Конец осени, деревья сбросили свои наряды, и их охристо-желтые вороха окружают холмики, памятники, надгробья...



4. Прах листьев окружает прах: "все в землю ляжет, все прахом будет".

По этим ворохам хозяйски разгуливают вороны, меж оград и надгробий стремительно проскальзывают тенью синички, стекают по стволам деревьев поползни, где-то, невидимые еще, издают свои "ту" снегири... Птицы - верные спутники посетителей кладбищ в любое время года. Они там кормятся и живут, наполняя прогулку среди места упокоения некогда живших ощущением витания душ.



5. Я не знаю, умеет ли эта ворона читать, но мне кажется, что она на этом месте намеренно, ибо она дважды замечена мной именно там. При этом она изображала собой колибри, засовывая свой внушительный клюв в венчики искусственных цветов с видом собирающей сладостный нектар. Цветы искусственные, я проверила



6. Покой и тишина осени.

Некоторые сведения о том, как и когда в Москве возникли городские кладбища, в том числе и Ввееденское городское кладбище.

Умерших издревле хоронили в Москве, как и в других местах, при церквах, в приходах: куда человек ходил молиться и отправлять обряды и ритуалы, там и хоронили. Близкие и родные усопшего воздвигали над могилой надгробье или памятник, способный дольше противостоять все разрушающему времени, а те, кто не мог поставить каменную или железную надгробную плиту в память об умершем, ставили деревянный крест, по мере его тления, меняя его на новый... Кладбища называли в старину нивой Божией, и когда нива эта занимала пространство, отведенное для захоронений, то кладбище расширяли, порой даже снося жилые дома.



7.

Так было в допетровское время. Петр I постановил прекратить хоронить простых прихожан у церквей, а при церквах хоронить только знатных персон и надгробья их ставить вровень с землей, надпись делать на лежащем в земле надгробье: "Въ Москвѣ и во всѣхъ городѣхъ мертвыхъ человѣческихъ тѣлесь, кромѣ знатныхъ персонъ, внутрь градовъ не погребать, а погребать ихъ на монастырѣхъ и при приходскихъ церквахъ внѣ градовъ".



8. Вот так надлежало класть надгробья, только, не над землей, а вровень с землей.

Вслед за Высочайшим указом в его исполнение последовало распоряжение Синода и Правительствующего Сената: "Какъ въ Москвѣ, такъ и во всѣхъ городѣхъ человѣческіе мертвыя тѣлеса, кромѣ знатныхъ персонъ, погребать въ монастырѣхъ и у приходскихъ церквей внѣ градовъ, а внутрь градовъ оныя не погребать, и дабы о томъ никто сумнѣнія не имѣлъ объявить такое разсужденіе, что отъ такихъ внутрь градовъ погребенныхъ мертвыхъ телѣсъ приключается воздуху поврежденіе, отчего бываетъ иногда и тяжкія болѣзни и протчія тому подобныя злыя припадки человѣческому здравію вредныя, чего для ежели которые изъ градскихъ жителей пожелаютъ тѣлеса мертвецовъ своихъ погребсти гдѣ внутрь градовъ и тѣ-бъ опасенія ради вышеозначенныхъ вредныхъ припадковъ, могилы копали въ три-аршинную глубину и выкладывали-бъ оныя кирпічемъ и сводили-бъ надъ гробами кирпичные своды и сверхъ того насыпали землею въ равность съ мѣстоположеніемъ."



9.

Простых прихожан надлежало погребать при монастырях и в приходских загородных церквах. Указ такой он издал в 1723 году, а вскоре и сам умер, и указ его не очень ревностно исполнялся, ибо для выполнения любого указа необходима государева сила.



10.

В 1748 году государыня Елизавета Петровна вспомнила об указе своего батюшки, и прибыв в Москву, издала свой указ не погребать тела умерших при храмах, расположенных там, где она ездит из Кремля в свой дворец на Яузе, то есть по Царскому пути: от Успенского собора в Кремле двумя путями по улицам Ильинской, Покровской, Старой Басманной, Никольской, Мясницкой, Новой Басманной.



11.

Государыня велела отвести вне Москвы кладбище и выстроить на "ее кошт там церковь", а прежние могилы в церквях по этим улицам заровнять, надгробные камни с могил употреблять в церковное строение по потребности. До устройства городского кладбища было предписано прихожан церквей на указанных улицах погребать временно при других церквах: Харитоньевской в Огородниках, Николаевской в Дербени, Троицы в Листах, Спасской в Пушкарях, Адриана, Натальи и Филиппа в Мещанской, Спаса в Спасской и Знамения в Переславской слободе.



12.

Чтобы соблюсти всеобщий интерес, было решено для устройства городских кладбищ учредить специальный Комитет. По согласованию между Синодом и гражданским начальством было определено устроить кладбище за Мещанской слободой близ Марьиной рощи, где была возведена деревянная церковь в честь Святого Лазаря Четверодневного, и 21 декабря 1750 года она была освящена. Так в Москве появилось первое городское кладбище - Лазаревское.



13.

В 1771 году в Москве началась эпидемия моровой язвы, или чумы. Для прекращения эпидемии в числе прочих мер приказом Правительствующего Сената от 21 марта 1771 года было постановлено умерших от чумы погребать на специально для этого отведенных местах за городом, а умерших естественной смертью и не от "заразительной" болезни хоронить на отдаленных от центра города кладбищах при церквах.



14.

В Москве кладбища для умерших естественной смертью были устроены при церквах: Введенской в Семеновском, Николаевской на Ваганькове, Знаменской в Переславской слободе, Богоявленской в Драгомилове, Троицкой на Воробьевых горах, Лазаревской на кладбище, Покровской и Воздвиженской в Красном селе, Тихвинской в Сущеве, Воскресенской за Даниловым монастырем, Сорокосвятской около Новоспасского монастыря, в монастырях для лиц мужского пола - Спасо-Андрониевом, Новоспасском и Донском; в монастыре для женского пола - Новодевичем.

Монастыри Покровский, Данилов, Симонов заняты были карантинами или больницами для зараженных чумой.



15.

Правительствующим Сенатом было предписано "по городам при церквах не хоронить, а отвести для них особые кладбища за городом на выгонных местах, где способнее, и построить на оных хотя небольшие деревянные церкви; а тех мест, где уже доныне люди в заразительной болезни хоронены, отнюдь не разрывать и оставить их так, как оные есть".



16.

Кладбища для захоронений умерших от чумы в Москве и деревянные церкви при них были устроены "на иждивение городских обывателей": на Ваганькове Святого Иоанна Милостивого, около Бутырок Святой мученицы Софии и Трех ее Дочерей, за Драгомиловской Преподобной Елизаветы, по Троицкой дороге за крестом Преподобной Параскевы, по Серпуховской дороге за Даниловым монастырем Священомученников Херсонских, по Коломенской дороге за Покровским монастырем Святой Богородицы Всех Скорбящих Радости.

В других местах в городе Москве погребение усопших было запрещено.



17.

С этого времени в Москве появились городские кладбища.



18. Архитектор Кампорези.

Утверждение в Википедии, что "Введе́нское кладбище (Неме́цкое, Инове́рческое) - историческое кладбище в районе Лефортово города Москвы, образовано в 1771 году для захоронения погибших от эпидемии чумы", является вымыслом.

Кладбище образовано для захоронения граждан города Москвы; во время эпидемии от чумы умирали, но умерших от чумы на Введенском кладбище не хоронили.



19. Монумент в память французских солдат, погибших в 1812 году

Исторически сложилось так, что на Введенском кладбище хоронили иноверцев - иностранцев, живших в России. Но Введенское кладбище было московским городским кладбищем, доступным для захоронения умерших представителей любых конфессий.

Елизавета Петровна, старая Москва, кладбища, Петр I, Введенское

Previous post Next post
Up