Элегия: имение Полторацких в калужском селе Авчурино

Jan 11, 2024 22:56


К XIX веку проявилась приверженность некоторой части российского дворянства английской моде, что выразилось не только в одежде и завязывании галстуков, но и в подходах к ведению хозяйственной деятельности в их крепостных владениях. Занятно, что англоманы, как их называли в обществе, вовсе не стремились освободить своих крестьян от крепостной зависимости. Они просто желали, чтобы их крепостные работали на них под английским управлением и на английский манер.

Нельзя сказать, что навязывание английских способов хозяйствования приносило выгоду хозяевам - скорее наоборот, но «нам дороже нас возвышающий обман». Таким примером может служить устройство «рационального хозяйства» помещиком Дмитрием Марковичем Полторацким в калужском селе Авчурино в начале XIX века.

Его отец, Марк Фёдорович Полторацкий, был за свой голос возведён в дворянское сословие в 1763 году и пожалован званием полковника и имениями в Малороссии. Полторацкий происходил из семьи соборного протоиерея в малороссийском городишке Сосинец Черниговской губернии. В во время правления императрицы Елизаветы, любившей итальянскую оперу, в возрасте пятнадцати лет он был определен в придворные певчие, а при Екатерине II стал директором Певческой капеллы. К концу жизни имел генеральский чин и огромное состояние.



Полторацкий выгодно женился на Агафоклее Александровне Шишковой, принесшей ему в приданое имение в Грузине и 4000 крепостных душ. У них родилось двадцать два ребёнка, но выжили не все. Старшим был сын Дмитрий. Кстати, его родной племянницей была известная пушкинская приятельница Анна Петровна Керн.

Земли, на которых находится село Авчурино, в XIV веке были юго-западной границей Московского княжества и в те времена принадлежали воеводам, защищавшим пределы княжества. Бояре Яковлевы и Хитрово владели этими землями в XVII веке, а в начале восемнадцатого село перешло к Павлу Ягужинскому в приданое жены, урождённой Хитрово.

Архивные документы, относящиеся ко времени межевания Калужской губернии в 1770-е годы, свидетельствуют, что тогда селом владел обер-камергер императрицы Екатерины II князь Сергей Васильевич Гагарин, которому оно тоже досталось в приданое жены, дочери Ягужинского.

После смерти Гагарина его наследники село вместе с деревнями Криуша, Анненки, Красотынка, Прудки, Малая Слободка, Усадье, Сухиненки в 1792 году продали. Владельцем стал Дмитрий Маркович Полторацкий.

Новый владелец Авчурино обучался за границей, много путешествовал по Европе, побывал в разных странах. Несколько лет он занимал должность при русском посольстве в Лондоне. Не удивительно, что он стал англоманом.



План обустройства имения Полторацкого в начале XIX века

1. Главный дом. 2. Библиотека с обсерваторией. 3. Флигель. 4. Ротонда. 5. Церковь Николая Чудотворца. 6. Дубовый проспект. 7. Красный мост. 8. Манеж и конный двор. 9. Скотный двор. 10. Птичий двор. 11. Мельница у плотины. 12. Оранжереи и виноградник. 13. Винные погреба, ледник. 14. Природный парк. 15. Пруды. 16. Дорога в Калугу. 17. Парадный двор. 18. Крестьянские хозяйства.

Несмотря на то, что у Полторацкого были имения в Рязанской и Тульской губерниях, именно Авчурино было им определено как место жительства семьи. Поселившись в имении, Полторацкий составил план переустройства усадьбы и приступил к строительству.



Акварель с видом на дом Полторацких со стороны пруда в селе Авчурино. Ш. Ребу. Внизу подпись и время создания вида -  1846 год. Размер 27 х 40 см. На плане №1

Женат был Дмитрий Маркович на Анне Петровне Хлебниковой. Её отец происходил из коломенского купечества, но служил при Разумовском и умер в 1777 году генерал-аудитором. Купец Хлебников был страстным библиофилом и собрал библиотеку, которую после смерти дополнил его сын, Николай Петрович Хлебников, умерший в 1806 году.

По наследству от него библиотека перешла к его сестре и была размещена в Авчурино. На плане переустройства усадьбы есть отдельное флигель для библиотеки с обсерваторией.



Акварель неизвестного художника с видом правого флигеля в имении Полторацких. Здесь находилась Хлебниковско-Авчуринская библиотека. 1840-е годы. Размер 27 х 40 см. На плане №2.

В башне располагалась обсерватория. Для библиотеки были заказаны специальные шкафы. Внутренне убранство библиотеки показано отдельно.



Акварель выполнена тоже неким Ш. Ребу, который, вероятно, был учителем рисования в семье в 1840-е годы. Размеры 27 х 40 см.

Можно попытаться заглянуть в книжные шкафы и в раскрытую в соседнее помещение дверь.



Неизвестным автором (скорее всего, это работа ученическая) была сделана  попытка изобразить это соседнее помещение, где находился камин.



Рисунок сделан неизвестным автором. Внизу карандашом написано по-французски «Cabinet de lecture à Aufchourino - Читальный зал в Авчурино». Размеры 27 х 40.

Два предмета на этом рисунке пронумерованы: шкаф (№5) и странный предмет на полу перед экраном с птицей (№4, но цифра написана в перевёрнутом виде). Кроме двери, что вела в эту комнату из библиотеки, есть еще одна дверь, закрытая комодом. Слева находится еще одно окно в готическом стиле, но нам оно не видно, но видно было из библиотеки через раскрытую дверь.

Другой вид на главный усадебный дом и виднеющуюся за ним башню обсерватории флигеля показывает эта акварель.



Вид на дом Полторацких (№1) со стороны пруда слева. Мария Петровна Полторацкая. 1840-е годы. Размеры 27 х 40.



Еще один вид на главный дом со стороны пруда, нарисованный Марией Петровой  Полторацкой в 1840-е годы. Справа видна башня обсерватории.

Вид на левый флигель и пространство за домом показал на этой акварели.



Акварель Полторацкой М. П. с видом зданий со стороны правого флигеля. 1840-е годы. Размер 27 х 40 см.

Справа - флигель (на плане №3), слева главный дом усадьбы с заднего фасада (на плане №1). Зритель находится возле флигеля, где расположена библиотека. Судя по изображению, на заднем дворе дома, где указан парадный двор (№17) находился огород. Флигель предназначался для гостей.

Справа от главного усадебного дома перед флигелем под кронами деревьев находилась ротонда (мавзолей) - парковый павильон круглой формы с четырехколонным портиком в стиле русского классицизма.



Дамы собирают цветы возле ротонды на акварели Марии Петровны Полторацкой. 1840-е годы. Размеры 27 х 40.

Возле ротонды проходила дубовая аллея - дубовый проспект. Автором этого павильона в классическом стиле был друг семьи Полторацких архитектор Василий Петрович Стасов. Им же была сделана перепланировка и реконструкция местной Никольской церкви, возведённой еще при князе Гагарине.



Акварель Полторацкой М. П. с видом Никольской церкви (на плане №5) со стороны аллеи, идущей от ротонды. 1840-е годы. Размер 27 х 40 см.



Акварель Полторацкой М. П. с видом Никольской церкви (на плане №5) с церковным кладбищем. 1840-60-е годы. Размер 27 х 40 см.

Никольская церковь - храм православный, но почему-то священник возле неё выглядит, как ксендз.

Переустройство церкви было вызвано намерением вдовы Дмитрия Марковича Полторацкого, умершего в 1818 году, сделать её семейной усыпальницей. Работы по переделке церкви были начаты в 1819 году и продолжались до 1833 года. Практическое осуществление контролировал  архитектор Луиджи Пелли, но стилистически придал ей более наглядный ампирный вид именно архитектор Стасов. Им был расширен алтарь, чтобы в церковь вошло захоронение Полторацкого возле апсиды.



Акварель Марии Петровны Полторацкой с видом колокольни Никольской церкви со стороны пруда. 1840-е годы. Размеры 27 х 40 см.

Сравнение внешнего вида главного усадебного дома на акварели, выполненной Ш. Ребу, с акварелями Марии Петровны Полторацкой показывает, что в фасад дома со временем изменился, а вместо живописного заросшего берега пруда, вокруг него сделаны газоны и дорожки для прогулок и катания на лошадях - верхом и в упряжи.



Конный двор, рассчитанный на содержание 500 лошадей лучших пород, преимущественно арабских и английских, был особой гордостью Полторацких. Была сделана «Из белого камня и кирпича на манер шотландский, конюшня светла, суха и тепла», кроме конюшни имелся просторный манеж.



Акварель М.П. Полторацкой с видом конюшен (№8). 1840-е годы. Размеры 27 х 40 см.



Еще один вид на конюшни (№8)

Император Александр I посетил Авчурино в 1816 году, где ему была подарена лошадь с местного конезавода. Великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I, тоже был в имении.

Его сын, великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, в 1837 году совершивший поездку по России, тоже заезжал в Авчурино, чтобы познакомиться «с английскою методою» ведения хозяйства. «Хозяин сего имения Полторацкий женат на Киндяковой (сестре m-me Пашковъ) показывал все подробности своего хозяйства, устроенного отцом его».



Вид на готический флигель.

Упомянутая в записках генерала Юрьевича, сопровождавшего великого князя в поездке, Киндякова была автором серии этих акварелей с видами села Авчурина. Здесь на башне обсерватории реет императорский штандарт, что указывает на то, что изображение относится ко времени пребывания в усадьбе великого князя Александра Николаевича 20-21 июля 1837 года.



Скотный двор (№9)



Сельские улицы тоже представлены в этой серии акварелей двумя работами, выполненными совместно с Ребу.



Акварель Полторацкой М.П. и Ребу Ш. с видом сельского дома в Авчурино. 1840-60-е годы. Размер 27 х 40 см.

Акварели выполнены совместно, и это заметно по манере изображения. Ребу был очевидно более умелый акварелист, нежели Полторацкая.



Акварель Полторацкой М. и Ребу Ш. с видом сельских домов в Авчурино. 1840-60-е годы. Размер 27 х 40 см.

Село Авчурино располагается на живописном возвышенном берегу реки Оки в пятнадцати километрах от Калуги - место замечательное. По своему характеру имение Полторацкого в Авчурино не относилось к роскошным. Это была усадьба «средней руки», но устроена она была красиво.

Начиная строительство в конце XVIII века, Полторацкий просил правительство предоставить ему ссуду 100 000 рублей серебром с рассрочкой на 10 лет. Прошение его было удовлетворено. В дальнейшем он не раз пользовался субсидиями на развитие хозяйства.



С портрета Дмитрия Марковича Полторацкого работы В.А. Тропинина. 1836 год. Из «Исторической записки о создании Московского общества сельского хозяйства..» Перепёлкина А.П. Сам портрет найти не удалось.

Для внедрения на русской земле английских методов ведения хозяйства он выписал из Англии специалистов и завёл английские сельскохозяйственные машины. Общее руководство всеми строительными работами в усадьбе осуществлял итальянский архитектор Луиджи Пелли, специально приглашенный для этого.

Цель создать рациональное, даже идеальное, хозяйство в Авчурино, была достигнута на уровне декларации. Как обычно, слово с практическим осуществлением расходились. «В этом имении сосредотачивалась вся его [Д.М. Полторацкого]деятельность в отношении сельского хозяйства. Впрочем на деле, кажется, она направлена была более к устроению удобств и удовольствий сельской жизни, чем к извлечению выгод». То есть рациональность была забыта.

Постройки скотного двора, рассчитанного на 300 голов, были каменными, «со всеми удобствами и нужными строениями <...> ледником, молочными погребами и местом для делания сыра. <...> С помощью подземных труб проведена вода во все помещения конюшни и скотного двора». Однако эти идеальные условия не сохранили стадо рогатого скота от болезней и массового падежа.

Вся территория, занятая пашней, была перепланирована, была ликвидирована чересполосица, для чего крестьянские полосы были вынесены подальше от помещичьей усадьбы, были болота осушены, земля расчищена и выровнена специальными машинами. Пар был ликвидирован, и вместо устаревшего трехполья было введено сперва восьмипольное, а затем четырехпольное хозяйство, причем не только на барской земле, но и на земле крестьянской.

Но эти нововведения не привели к высоким устойчивых урожаям: «...хозяйство у него было чисто английское, а отправление работ чисто русское; отсюда нередко выходили неудачи.  По этим причинам у Полторацкого нередко пропадали целые посевы от нерадения к уборке. Правда, у него были и английские управляющие, но, как доказали опыты, и англичане в чужом хозяйстве, при обеспеченности и при безответственности, скоро привыкают к нашей приятной русской лени».

Устроитель усадьбы, Дмитрий Маркович Полторацкий, умер в ноябре 1818 года. Хозяйство приняла на себя вдова. В семье было восемь детей. Старший сын, Сергей Дмитриевич, был женат на Анне Петровне, урождённой Киндяковой. Он вышел в отставку со службы в 1827 году, но он не имел склонности к хозяйственной деятельности.

Хозяйство разрушалось, требовало денег, денег не хватало. В 1842 году умерла Анна Петровна. В семье Сергея Дмитриевича было семеро детей, рожденных в браке с Марией Петровной, но уже в 1847 году у него родилась внебрачная дочь от связи с англичанкой Хелен Саути. Фактически семья Полторацких распалась. Он уехал в Петербург, а жена осталась в Авчурино

Эти акварели Мария Петровна Полторацкая писала в трудное для неё время. Они -  своеобразная элегия уходящему, рушащемуся, утраченному. Мария Петровна умерла в 1851 году. Муж смог жениться вторично на Хелен Саути. К этому времени относится эпизод, когда Сергей Дмитриевич был посажен в долговую тюрьму в Париже (по воспоминаниям журналиста «Северной пчелы» Павла Степановича Усова):

«В 1855 году с С.Д. Полторацким произошел за границей неприятный случай, о чем мне сообщал Н.И. Греч в письме из Берлина, от 20 сентября: «Вчера был у меня С.Д. Полторацкий и рассказал, плача и рыдая, свои похождения. За долг в 2.000 талеров его привезли сюда из Франкфурта и, приняв его по ошибке за какого-то демократа, засадили в темницу с убийцами и разбойниками. Потом, через четыре дня, перевели в долговую тюрьму и держали 60 дней под арестом. Посланник наш, барон Будберг ... не хотел вступиться за него, не хотел даже его выслушать. Молодой граф Шувалов вошел в его положение и освободил его на честное слово. Теперь он ждет денег из Авчурина...»

Имение Полторацких было многократно заложено в Опекунском совете и ему угрожала продажа за долги. Хлебниковская библиотека в 1856 году была подарена наследниками Румянцевскому музею - это спасло её от исчезновения, и сейчас книги находятся в фонде Российской государственной библиотеки.



Книги Бомарше «Женитьба Фигаро» из библиотеки Хлебникова в Российской государственной библиотеке.

В 1860 году сгорел главный дом помещичьей усадьбы в Авчурино. Обитатели поселились в готическом флигеле. В 1861 году усадьба в Авчурино и всё имущество семьи Полторацких было описано за долги и подлежало продаже с публичного торга. Спасла ссуда от Казённой палаты. Авчурино осталось за детьми Полторацких.

К этому времени у Сергея Дмитриевича в новой семье уже было четверо детей. В 1867 году он навсегда покинул Россию.

Усадьба в это время принадлежала внуку Дмитрию Сергеевичу Полторацкому, женатому на Ольге Михайловне, урождённой Мезенцевой. Она также, как и её свекровь Мария Петровна, увлекалась рисованием акварелью. Все приведенные выше акварели можно разделить по авторству на категории: Ш. Ребу, Мария Петровна Полторацкая, два автора и неизвестный автор. Большинство акварелей атрибутированы как работы Марии Полторацкой.

Подписаны две акварели: с видом на главный дом (№1) со стороны пруда и с видом на мельницу (на плане №11). Вот она:



Эта последняя акварель вызвала у меня сомнение, поскольку она подписана М. Poltiratzki. Она выполнена в иной манере и качестве, чем все те, что выше приписаны Марии Полторацкой.



Акварель с видом главного дома (подпись Rebout 1846).



Акварель с видом на мельницу (видно M.Poltiratzki)

Есть вероятность, что какие-то из приведённых акварелей писала Ольга Михайловна.

Сосед Полторацких по имению, будущий писатель Михаил Осоргин, бывавший и друживший в детстве с детьми Дмитрия Сергеевича и Ольги Михайловны, был свидетелем его смерти в 1875 году:

«Вечером он получил давно ожидаемое им письмо от богатых петербургских родственников, отнявшее у него последнюю надежду: они в резкой форме отказывали ему помочь; ему предстояло платить проценты за Авчурино, назначенное уже к продаже с молотка. На следующий день, когда, наконец, вошли к нему в номер, его нашли с этим письмом в руке, но с парализованной правой стороной и без языка, только что-то мычавшего, совершенно непонятное».

Только в 1911 году правнук создателя «рационального хозяйства в Авчурино» смог продать его полковнику в отставке Михаилу Фёдоровичу Гончарову с супругой Ольгой Николаевной. Гончаров в 1910 году окончил Археологический институт и имел намерение возродить усадьбу. Я думаю, это было возможно. Но времени уже не осталось - впереди была Первая мировая война и революция.



Бывший готический флигель в усадьбе Авчурино в настоящее время.

В настоящее время усадьба в Авчурино с 1960 года является памятником архитектуры, подлежащим охране как памятник государственного значения. Но этому невозможно поверить, глядя на то, что осталось от строений усадьбы.

Ребу, дворянство, Авчурино, Хлебников, Полторацкие, Пелли

Previous post Next post
Up