К XIX веку проявилась приверженность некоторой части российского дворянства английской моде, что выразилось не только в одежде и завязывании галстуков, но и в подходах к ведению хозяйственной деятельности в их крепостных владениях. Занятно, что англоманы, как их называли в обществе, вовсе не стремились освободить своих крестьян от крепостной зависимости. Они просто желали, чтобы их крепостные работали на них под английским управлением и на английский манер.
Нельзя сказать, что навязывание английских способов хозяйствования приносило выгоду хозяевам - скорее наоборот, но «нам дороже нас возвышающий обман». Таким примером может служить устройство «рационального хозяйства» помещиком Дмитрием Марковичем Полторацким в калужском селе Авчурино в начале XIX века.
Его отец, Марк Фёдорович Полторацкий, был за свой голос возведён в дворянское сословие в 1763 году и пожалован званием полковника и имениями в Малороссии. Полторацкий происходил из семьи соборного протоиерея в малороссийском городишке Сосинец Черниговской губернии. В во время правления императрицы Елизаветы, любившей итальянскую оперу, в возрасте пятнадцати лет он был определен в придворные певчие, а при Екатерине II стал директором Певческой капеллы. К концу жизни имел генеральский чин и огромное состояние.
Полторацкий выгодно женился на Агафоклее Александровне Шишковой, принесшей ему в приданое имение в Грузине и 4000 крепостных душ. У них родилось двадцать два ребёнка, но выжили не все. Старшим был сын Дмитрий. Кстати, его родной племянницей была известная пушкинская приятельница Анна Петровна Керн.
Земли, на которых находится село Авчурино, в XIV веке были юго-западной границей Московского княжества и в те времена принадлежали воеводам, защищавшим пределы княжества. Бояре Яковлевы и Хитрово владели этими землями в XVII веке, а в начале восемнадцатого село перешло к Павлу Ягужинскому в приданое жены, урождённой Хитрово.
Архивные документы, относящиеся ко времени межевания Калужской губернии в 1770-е годы, свидетельствуют, что тогда селом владел обер-камергер императрицы Екатерины II князь Сергей Васильевич Гагарин, которому оно тоже досталось в приданое жены, дочери Ягужинского.
После смерти Гагарина его наследники село вместе с деревнями Криуша, Анненки, Красотынка, Прудки, Малая Слободка, Усадье, Сухиненки в 1792 году продали. Владельцем стал Дмитрий Маркович Полторацкий.
Новый владелец Авчурино обучался за границей, много путешествовал по Европе, побывал в разных странах. Несколько лет он занимал должность при русском посольстве в Лондоне. Не удивительно, что он стал англоманом.
План обустройства имения Полторацкого в начале XIX века
1. Главный дом. 2. Библиотека с обсерваторией. 3. Флигель. 4. Ротонда. 5. Церковь Николая Чудотворца. 6. Дубовый проспект. 7. Красный мост. 8. Манеж и конный двор. 9. Скотный двор. 10. Птичий двор. 11. Мельница у плотины. 12. Оранжереи и виноградник. 13. Винные погреба, ледник. 14. Природный парк. 15. Пруды. 16. Дорога в Калугу. 17. Парадный двор. 18. Крестьянские хозяйства.
Несмотря на то, что у Полторацкого были имения в Рязанской и Тульской губерниях, именно Авчурино было им определено как место жительства семьи. Поселившись в имении, Полторацкий составил план переустройства усадьбы и приступил к строительству.
Акварель с видом на дом Полторацких со стороны пруда в селе Авчурино. Ш. Ребу. Внизу подпись и время создания вида - 1846 год. Размер 27 х 40 см. На плане №1
Женат был Дмитрий Маркович на Анне Петровне Хлебниковой. Её отец происходил из коломенского купечества, но служил при Разумовском и умер в 1777 году генерал-аудитором. Купец Хлебников был страстным библиофилом и собрал библиотеку, которую после смерти дополнил его сын, Николай Петрович Хлебников, умерший в 1806 году.
По наследству от него библиотека перешла к его сестре и была размещена в Авчурино. На плане переустройства усадьбы есть отдельное флигель для библиотеки с обсерваторией.
Акварель неизвестного художника с видом правого флигеля в имении Полторацких. Здесь находилась Хлебниковско-Авчуринская библиотека. 1840-е годы. Размер 27 х 40 см. На плане №2.
В башне располагалась обсерватория. Для библиотеки были заказаны специальные шкафы. Внутренне убранство библиотеки показано отдельно.
Акварель выполнена тоже неким Ш. Ребу, который, вероятно, был учителем рисования в семье в 1840-е годы. Размеры 27 х 40 см.
Можно попытаться заглянуть в книжные шкафы и в раскрытую в соседнее помещение дверь.
Неизвестным автором (скорее всего, это работа ученическая) была сделана попытка изобразить это соседнее помещение, где находился камин.
Рисунок сделан неизвестным автором. Внизу карандашом написано по-французски «Cabinet de lecture à Aufchourino - Читальный зал в Авчурино». Размеры 27 х 40.
Два предмета на этом рисунке пронумерованы: шкаф (№5) и странный предмет на полу перед экраном с птицей (№4, но цифра написана в перевёрнутом виде). Кроме двери, что вела в эту комнату из библиотеки, есть еще одна дверь, закрытая комодом. Слева находится еще одно окно в готическом стиле, но нам оно не видно, но видно было из библиотеки через раскрытую дверь.
Другой вид на главный усадебный дом и виднеющуюся за ним башню обсерватории флигеля показывает эта акварель.
Вид на дом Полторацких (№1) со стороны пруда слева. Мария Петровна Полторацкая. 1840-е годы. Размеры 27 х 40.
Еще один вид на главный дом со стороны пруда, нарисованный Марией Петровой Полторацкой в 1840-е годы. Справа видна башня обсерватории.
Вид на левый флигель и пространство за домом показал на этой акварели.
Акварель Полторацкой М. П. с видом зданий со стороны правого флигеля. 1840-е годы. Размер 27 х 40 см.
Справа - флигель (на плане №3), слева главный дом усадьбы с заднего фасада (на плане №1). Зритель находится возле флигеля, где расположена библиотека. Судя по изображению, на заднем дворе дома, где указан парадный двор (№17) находился огород. Флигель предназначался для гостей.
Справа от главного усадебного дома перед флигелем под кронами деревьев находилась ротонда (мавзолей) - парковый павильон круглой формы с четырехколонным портиком в стиле русского классицизма.
Дамы собирают цветы возле ротонды на акварели Марии Петровны Полторацкой. 1840-е годы. Размеры 27 х 40.
Возле ротонды проходила дубовая аллея - дубовый проспект. Автором этого павильона в классическом стиле был друг семьи Полторацких архитектор Василий Петрович Стасов. Им же была сделана перепланировка и реконструкция местной Никольской церкви, возведённой еще при князе Гагарине.
Акварель Полторацкой М. П. с видом Никольской церкви (на плане №5) со стороны аллеи, идущей от ротонды. 1840-е годы. Размер 27 х 40 см.
Акварель Полторацкой М. П. с видом Никольской церкви (на плане №5) с церковным кладбищем. 1840-60-е годы. Размер 27 х 40 см.
Никольская церковь - храм православный, но почему-то священник возле неё выглядит, как ксендз.
Переустройство церкви было вызвано намерением вдовы Дмитрия Марковича Полторацкого, умершего в 1818 году, сделать её семейной усыпальницей. Работы по переделке церкви были начаты в 1819 году и продолжались до 1833 года. Практическое осуществление контролировал архитектор Луиджи Пелли, но стилистически придал ей более наглядный ампирный вид именно архитектор Стасов. Им был расширен алтарь, чтобы в церковь вошло захоронение Полторацкого возле апсиды.
Акварель Марии Петровны Полторацкой с видом колокольни Никольской церкви со стороны пруда. 1840-е годы. Размеры 27 х 40 см.
Сравнение внешнего вида главного усадебного дома на акварели, выполненной Ш. Ребу, с акварелями Марии Петровны Полторацкой показывает, что в фасад дома со временем изменился, а вместо живописного заросшего берега пруда, вокруг него сделаны газоны и дорожки для прогулок и катания на лошадях - верхом и в упряжи.
Конный двор, рассчитанный на содержание 500 лошадей лучших пород, преимущественно арабских и английских, был особой гордостью Полторацких. Была сделана «Из белого камня и кирпича на манер шотландский, конюшня светла, суха и тепла», кроме конюшни имелся просторный манеж.
Акварель М.П. Полторацкой с видом конюшен (№8). 1840-е годы. Размеры 27 х 40 см.
Еще один вид на конюшни (№8)
Император Александр I посетил Авчурино в 1816 году, где ему была подарена лошадь с местного конезавода. Великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I, тоже был в имении.
Его сын, великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, в 1837 году совершивший поездку по России, тоже заезжал в Авчурино, чтобы познакомиться «с английскою методою» ведения хозяйства. «Хозяин сего имения Полторацкий женат на Киндяковой (сестре m-me Пашковъ) показывал все подробности своего хозяйства, устроенного отцом его».
Вид на готический флигель.
Упомянутая в записках генерала Юрьевича, сопровождавшего великого князя в поездке, Киндякова была автором серии этих акварелей с видами села Авчурина. Здесь на башне обсерватории реет императорский штандарт, что указывает на то, что изображение относится ко времени пребывания в усадьбе великого князя Александра Николаевича 20-21 июля 1837 года.
Скотный двор (№9)
Сельские улицы тоже представлены в этой серии акварелей двумя работами, выполненными совместно с Ребу.
Акварель Полторацкой М.П. и Ребу Ш. с видом сельского дома в Авчурино. 1840-60-е годы. Размер 27 х 40 см.
Акварели выполнены совместно, и это заметно по манере изображения. Ребу был очевидно более умелый акварелист, нежели Полторацкая.
Акварель Полторацкой М. и Ребу Ш. с видом сельских домов в Авчурино. 1840-60-е годы. Размер 27 х 40 см.
Село Авчурино располагается на живописном возвышенном берегу реки Оки в пятнадцати километрах от Калуги - место замечательное. По своему характеру имение Полторацкого в Авчурино не относилось к роскошным. Это была усадьба «средней руки», но устроена она была красиво.
Начиная строительство в конце XVIII века, Полторацкий просил правительство предоставить ему ссуду 100 000 рублей серебром с рассрочкой на 10 лет. Прошение его было удовлетворено. В дальнейшем он не раз пользовался субсидиями на развитие хозяйства.
С портрета Дмитрия Марковича Полторацкого работы В.А. Тропинина. 1836 год. Из «Исторической записки о создании Московского общества сельского хозяйства..» Перепёлкина А.П. Сам портрет найти не удалось.
Для внедрения на русской земле английских методов ведения хозяйства он выписал из Англии специалистов и завёл английские сельскохозяйственные машины. Общее руководство всеми строительными работами в усадьбе осуществлял итальянский архитектор Луиджи Пелли, специально приглашенный для этого.
Цель создать рациональное, даже идеальное, хозяйство в Авчурино, была достигнута на уровне декларации. Как обычно, слово с практическим осуществлением расходились. «В этом имении сосредотачивалась вся его [Д.М. Полторацкого]деятельность в отношении сельского хозяйства. Впрочем на деле, кажется, она направлена была более к устроению удобств и удовольствий сельской жизни, чем к извлечению выгод». То есть рациональность была забыта.
Постройки скотного двора, рассчитанного на 300 голов, были каменными, «со всеми удобствами и нужными строениями <...> ледником, молочными погребами и местом для делания сыра. <...> С помощью подземных труб проведена вода во все помещения конюшни и скотного двора». Однако эти идеальные условия не сохранили стадо рогатого скота от болезней и массового падежа.
Вся территория, занятая пашней, была перепланирована, была ликвидирована чересполосица, для чего крестьянские полосы были вынесены подальше от помещичьей усадьбы, были болота осушены, земля расчищена и выровнена специальными машинами. Пар был ликвидирован, и вместо устаревшего трехполья было введено сперва восьмипольное, а затем четырехпольное хозяйство, причем не только на барской земле, но и на земле крестьянской.
Но эти нововведения не привели к высоким устойчивых урожаям: «...хозяйство у него было чисто английское, а отправление работ чисто русское; отсюда нередко выходили неудачи. По этим причинам у Полторацкого нередко пропадали целые посевы от нерадения к уборке. Правда, у него были и английские управляющие, но, как доказали опыты, и англичане в чужом хозяйстве, при обеспеченности и при безответственности, скоро привыкают к нашей приятной русской лени».
Устроитель усадьбы, Дмитрий Маркович Полторацкий, умер в ноябре 1818 года. Хозяйство приняла на себя вдова. В семье было восемь детей. Старший сын, Сергей Дмитриевич, был женат на Анне Петровне, урождённой Киндяковой. Он вышел в отставку со службы в 1827 году, но он не имел склонности к хозяйственной деятельности.
Хозяйство разрушалось, требовало денег, денег не хватало. В 1842 году умерла Анна Петровна. В семье Сергея Дмитриевича было семеро детей, рожденных в браке с Марией Петровной, но уже в 1847 году у него родилась внебрачная дочь от связи с англичанкой Хелен Саути. Фактически семья Полторацких распалась. Он уехал в Петербург, а жена осталась в Авчурино
Эти акварели Мария Петровна Полторацкая писала в трудное для неё время. Они - своеобразная элегия уходящему, рушащемуся, утраченному. Мария Петровна умерла в 1851 году. Муж смог жениться вторично на Хелен Саути. К этому времени относится эпизод, когда Сергей Дмитриевич был посажен в долговую тюрьму в Париже (по воспоминаниям журналиста «Северной пчелы» Павла Степановича Усова):
«В 1855 году с С.Д. Полторацким произошел за границей неприятный случай, о чем мне сообщал Н.И. Греч в письме из Берлина, от 20 сентября: «Вчера был у меня С.Д. Полторацкий и рассказал, плача и рыдая, свои похождения. За долг в 2.000 талеров его привезли сюда из Франкфурта и, приняв его по ошибке за какого-то демократа, засадили в темницу с убийцами и разбойниками. Потом, через четыре дня, перевели в долговую тюрьму и держали 60 дней под арестом. Посланник наш, барон Будберг ... не хотел вступиться за него, не хотел даже его выслушать. Молодой граф Шувалов вошел в его положение и освободил его на честное слово. Теперь он ждет денег из Авчурина...»
Имение Полторацких было многократно заложено в Опекунском совете и ему угрожала продажа за долги. Хлебниковская библиотека в 1856 году была подарена наследниками Румянцевскому музею - это спасло её от исчезновения, и сейчас книги находятся в фонде Российской государственной библиотеки.
Книги Бомарше «Женитьба Фигаро» из библиотеки Хлебникова в Российской государственной библиотеке.
В 1860 году сгорел главный дом помещичьей усадьбы в Авчурино. Обитатели поселились в готическом флигеле. В 1861 году усадьба в Авчурино и всё имущество семьи Полторацких было описано за долги и подлежало продаже с публичного торга. Спасла ссуда от Казённой палаты. Авчурино осталось за детьми Полторацких.
К этому времени у Сергея Дмитриевича в новой семье уже было четверо детей. В 1867 году он навсегда покинул Россию.
Усадьба в это время принадлежала внуку Дмитрию Сергеевичу Полторацкому, женатому на Ольге Михайловне, урождённой Мезенцевой. Она также, как и её свекровь Мария Петровна, увлекалась рисованием акварелью. Все приведенные выше акварели можно разделить по авторству на категории: Ш. Ребу, Мария Петровна Полторацкая, два автора и неизвестный автор. Большинство акварелей атрибутированы как работы Марии Полторацкой.
Подписаны две акварели: с видом на главный дом (№1) со стороны пруда и с видом на мельницу (на плане №11). Вот она:
Эта последняя акварель вызвала у меня сомнение, поскольку она подписана М. Poltiratzki. Она выполнена в иной манере и качестве, чем все те, что выше приписаны Марии Полторацкой.
Акварель с видом главного дома (подпись Rebout 1846).
Акварель с видом на мельницу (видно M.Poltiratzki)
Есть вероятность, что какие-то из приведённых акварелей писала Ольга Михайловна.
Сосед Полторацких по имению, будущий писатель Михаил Осоргин, бывавший и друживший в детстве с детьми Дмитрия Сергеевича и Ольги Михайловны, был свидетелем его смерти в 1875 году:
«Вечером он получил давно ожидаемое им письмо от богатых петербургских родственников, отнявшее у него последнюю надежду: они в резкой форме отказывали ему помочь; ему предстояло платить проценты за Авчурино, назначенное уже к продаже с молотка. На следующий день, когда, наконец, вошли к нему в номер, его нашли с этим письмом в руке, но с парализованной правой стороной и без языка, только что-то мычавшего, совершенно непонятное».
Только в 1911 году правнук создателя «рационального хозяйства в Авчурино» смог продать его полковнику в отставке Михаилу Фёдоровичу Гончарову с супругой Ольгой Николаевной. Гончаров в 1910 году окончил Археологический институт и имел намерение возродить усадьбу. Я думаю, это было возможно. Но времени уже не осталось - впереди была Первая мировая война и революция.
Бывший готический флигель в усадьбе Авчурино в настоящее время.
В настоящее время усадьба в Авчурино с 1960 года является памятником архитектуры, подлежащим охране как памятник государственного значения. Но этому невозможно поверить, глядя на то, что осталось от строений усадьбы.