Демидовы, Россия и Европа

Dec 22, 2023 11:23

Часть вторая

Первая часть.

Жизнь Анатолия Демидова в полной мере отражает хорошо знакомые нам современные проблемы, характерные для некоторых представителей российской элиты: презрение к России, из которой черпались несметные богатства, вывоз капиталов за рубеж и преклонение перед врагами. Акты благотворительности в России совершались вынужденно из опасения императорского гнева, способного повлечь за собой секвестирование источника богатства - российских заводов.

После венчания Анатоля Демидова и принцессы Матильды де Монфор Бонапарт, молодожёны планировали поехать в Рим, чтобы оттуда отправиться в Париж, где в декабре 1840 года предстояла торжественная церемония захоронения останков Наполеона I Бонапарта, доставленных с острова Святой Елены.



Жан-Пьер Дантан. Бюст Анатолия Николаевича Демидова. 1839 год. Нижне-Тагильский музей заповедник «Горнозаводский Урал». Я считаю, это лучший портрет взрослого Анатоля Демидова.

В Риме Демидов узнал волю императора Николая I, приказывавшего ему приехать в Петербург. В случае неповиновения Демидову угрожал секвестр его имений в России.

Женитьба Анатоля Демидова на принцессе Матильде де Монфор Бонапарт без согласия императора Николая I явилась актом угрозы государственной безопасности Российской Империи.



Наследники Николая Никитича Демидова владели самым богатым и крупным горнозаводским округом на Урале - Нижнетагильским, причём половина его принадлежала Анатолию Николаевичу Демидову. Угроза же состояла в том, что в случае смерти его крупнейшее российское производство железа и меди могло частично перейти в руки французской принцессы, родственницы Наполеона I Бонапарта. Эта опасность была совершенно реальной.

В одном из своих завещаний Анатоль Демидов «передал тогда жене право после его смерти на 1/7 часть принадлежавших ему российских имений «общего и единственного владения» (включая Нижнетагильские заводы, южные имения, сибирский прииск, ерахтурскую вотчину и «невский» дом)».

К счастью, он тогда не умер... А потом переписал завещание.

Итак, молодожёнам в Париж поехать не удалось, вместо этого нужно было собираться ехать в Россию. В январе 1841 года супруги Демидовы отправились в Петербург, куда прибыли в начале марта. Присутствие Матильды смягчило императора, и, побыв в России до лета, Демидовы на время покинули эту ужасную страну, чтобы отправиться в Париж. При этом Матильда обещала Николаю I, что она «берёт мужа под свою ответственность».

По ходатайству Анатоля Демидова, племянница Наполеона получила разрешение вернуться в Париж от Луи Филиппа еще в декабре 1840 года, и её удерживала от отъезда туда только досадная необходимость её мужу быть в России. Поездка в Париж была своего рода отпуском, и супруги должны были вернуться в Санкт-Петербург.

В России Матильде с мужем пришлось жить ещё целый год, и они покинули её только в 1843 году. От Демидова требовалось участие в светской и придворной жизни - Анатоль был пожалован чином камергера, и, конечно, он должен был давать деньги на благотворительность.

Урегулировав проблемы в России, Демидовы поселились во Флоренции, куда Анатоль привез свою прежнюю любовницу - Валентину де Сент-Альдегонд графиню де Талейран-Перигор герцогиню де Дино, о которой упоминается здесь. Отношения с ней были прерваны женитьбой и отъездом в Россию, но уже в Париже Анатоль возобновил с ней связь.

Матильда Демидова тоже завела себе любовника - им стал Эмильен де Ньюверкерке, скульптор.



Матильда Летиция Вильгельмина Демидова-Бонапарт, «Портрет графа Эмильена де Ньюверкерке, директора Лувра при Наполеоне III». Около 1856-1857 годов. Акварель, 38 x 26 см. Собрание Большого дворца в Компьене. Этот акварельный портрет Ньюверкерке был написан самой Матильдой.

Семейная жизнь Демидовых не сложилась. Однажды на костюмированном балу в Сан-Донато между Матильдой и Валентиной, женой и любовницей Анатоля Демидова, произошла ссора, Матильда сказала своей сопернице что-то резкое, за что Демидов прилюдно дал ей пощёчину. Это стало окончанием их семейной жизни, если какие-то её остатки ещё сохранялись.

Матильда, взяв семейные драгоценности Бонапартов, которые фактически были собственностью её мужа по брачному контракту, уехала в Париж. Демидов был вызван в Петербург, где при участии императора Николая I в октябре-ноябре 1846 года были урегулированы условия раздельного проживания супругов Демидовых.

По договору раздельного проживания супругов Матильда оставляла себе семейные драгоценности, и согласилась вместо доли в наследстве Демидова на ежегодное содержание от мужа в размере 50 тысяч рублей серебром, или 200 000 франков. Никакого развода между ними не было: до смерти Анатоля Демидова Матильда оставалась его женой, а после его смерти - вдовой.

Но драгоценности Демидова, стали впоследствии важным фактором возвращения Бонапартов к власти во Франции. В ноябре 1848 года Матильда  заложила в банке драгоценности Анатоля за 500 000 франков, которые она отдала своему двоюродному брату, Луи-Наполеону. На эти деньги он выиграл выборы, стал президентом Франции, затем совершил государственный переворот и провозгласил себя императором Наполеоном III.



Жан-Батист Карпо. Бюст принцессы Матильды. 1862 год. Музей д'Орсе, Париж.

Брак Демидовых, князей Сан-Донато, был бездетным, и нет никаких упоминаний и намеков на существование у Анатоля Демидова внебрачных детей. В 1852 году он уничтожил все свои прежние завещания и составил новое, по которому своим наследником не только «достающегося по закону родового имения в России», но и своего заграничного поместья Сан-Донато он назначал племянника Павла Павловича Демидова.

Дантан, Карпо, Ньюверкерке, Николай I, Демидовы, Матильда, Сан-Донато

Previous post Next post
Up