Ещё раз вернёмся к акварели Луиджи Премацци, на которой в 1853 году художником навеки был запечатлён вид Зала монет и медалей в Большом Эрмитаже. В этом зале осталась не рассмотренной мной пара ваз с фигурами крылатых сирен, которые стояли на постаментах симметрично возле боковых пилястр.
Фрагмент с акварели Луиджи Премацци (Людвиг Осипович). Зал монет и медалей. Бумага, акварель, белила. 1853 год. Из собрания Государственного Эрмитажа.
В центре представленного фрагмента стоит ваза из светлого кварца с фигурами крылатых сирен. Вторая расположена симметрично.
Ваза имеет удлинённую яйцевидную (овоидную) форму. Горло вазы вытянутое, высокое, широко отогнуто в устье. Ножка невысокая, расширяющаяся к квадратному плинту. Верх ножки и её основание украшены бронзовыми лиственными поясками.
Вазы - две пары - такой формы были выполнены в разных вариантах: из тёмно-зелёного порфира и из светлого кварца, которые представлены на акварели Премацци.
Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика. Ваза из темно-зелёного порфира. 1804 год. Автор проекта Воронихин А.Н., Мастер бронзового декора Пьер-Мари-Луи Ажи. Резьба, шлифовка, полировка, литье, чеканка, золочение. Высота: 106,0 см (без бронзовых деталей 105,0 см); ширина (без бронзовых деталей) 36,5 см.
Согласно указанию в каталоге, вазы из тёмно-зелёного порфира находятся в постоянной экспозиции зала № 248, где представлены произведения фламандской и голландской живописи - она стоит у квадратной колонны.
Но в этом же зале представлены и две вазы с фигурами в виде крылатых сирен, но изготовленные из светлого кварца. Однако в каталоге предметов представлена только ваза с бронзовыми фигурами крылатых сирен, выполненная из темно-зеленого порфира. О вазе из светлого кварца в каталоге Эрмитажа нет сведений, либо эти сведения надежно спрятаны. Мне помнится, что они раньше были.
Их вид с другого ракурса:
Вазы отличаются не только материалом - камнем, из которого выполнена сама ваза, но и их декором. К сожалению, у меня не очень качественные снимки вазы из светлого кварца - я понадеялась, что найду её фотографии в каталоге Эрмитажа и своевременно не запаслась.
Ваза из светлого кварца украшена золочёной бронзой. На её плечиках располагаются две фигуры крылатых сирен, держащих над головами раковины, куда ниспадают струи золотого фонтана, заменяющего собой крышку вазы. Раздвоенные хвосты сирен переплетены на плечиках вазы. Высота вазы вместе с бронзой 113 см, без бронзы 105.
В темно-зелёном варианте декор горла вазы выглядит иначе: нет раковин в руках сирен, вместо этого они держатся за край горла вазы. Их раздвоенные хвосты скрещены подобно тому, как человек кладёт ногу на ногу. У сирен другие причёски, изменена форма крыльев. Нет золотого фонтана, заменяющего на светлых вазах крышку. Тулово тёмной вазы охватывают два золочёных ободка. Между сиренами - поясок из листьев.
Округлое донце вазы украшено прорезными бронзовыми листьями аканта в сочетании с колосьями или початками в виде зубцов.
Декор донца ваз из порфира и кварца тоже отличается, то есть нельзя сказать, что декор ваз был выполнен одним и тем же мастером по своим формам для отливки бронзы. Очевидно, что вазы из разного камня были выполнены в разное время, скорее всего, разными мастерами, и общее у них только удлинённая яйцевидная форма.
Даже моя плохая фотография показывает, что качество бронзы на вазе из светлого кварца выше - он более детализирован и объемный. Декор тёмной вазы уплощен и упрощён.
Обе пары ваз исполнялась по рисунку, присланному из канцелярии графа А.С. Строганова от 16 июля 1801 года. Считается, что автором проекта был Воронихин, но некоторые исследователи относят авторство Тома де Томону. Общий характер ваз, выразительность их форм в обоих вариантах не даёт оснований исключить авторство Воронихина.
Вазы из светлого кварца были отделаны золоченой бронзой в мастерской Пьера-Мари-Луи Ажи и поступили в Эрмитаж 10 августа 1803 года. Это подтверждено документами. В «Ведомости, учиненной Експедицией каменной ломки и прииска цветных камней» за 1802 год числятся две вазы из зернистого кварца, укупоренные в два ящика. На обработку их затрачено «денежнаго расхода» сто двадцать рублей и сорок пять с четвертью копеек, «припасного расхода» пятьсот сорок шесть рублей сорок девять копеек. Помимо того были затраты на провиант рабочим и расходы по экспедиции на провоз. Всего стоимость составила одну тысячу триста тринадцать рублей пятнадцать и три четверти копейки.
Эти вазы были отправлены Императорскому двору. В первой трети XIX века, то есть до пожара, вазы украшали бильярдную и кабинет перед Французской галереей. После строительства Нового Эрмитажа они заняли своё место в Зале монет Нового Эрмитажа, где они и были во время написания Луиджи Премацци акварели с изображением этого зала.
Вазы из тёмно-зелёного порфира на фабрике в Екатеринбурге были закончены в 1804 году. На обделку пары этих ваз было затрачено одна тысяча шестьсот двадцать шесть рублей и девяносто четыре с четвертью копейки. Общие затраты с экспедицией составили одну тысячу девятьсот двадцать три рубля и пятьдесят три с половиной копейки. В Эрмитаж порфировые вазы поступили 10 сентября 1805 года.
Поскольку Ажи в 1804 году уехал для поправки здоровья, то возможно, что бронзовый декор к тёмно-зелёным вазам выполнялся без него и с этим связано ухудшение и упрощение внешнего вида бронзовой отделки, в частности, донца вазы.