Демидовы, Россия и Европа

Dec 07, 2022 22:13

Часть первая

Источником огромных богатств Демидовых были земные недра Российской империи, которые потомки Демидовых получили в наследство от своего предка, создавшего металлургическое производство на Урале, за что тот был жалован Петром I причислением к дворянскому сословию с нисходящим своим потомством.

Дворянство было привилегированным сословием и податей в казну не платило. Привилегия - это долг служить России и императору: «благородны долг и верность», «la noblesse oblige». Свобода и дворянство несовместны. Поэтому все рассуждения отдельных представителей дворянства о либерализме - это политическое лицемерие.

Начиная с Николая Демидова, в семействе установилось прочное стремление в Европу. Но по воле императора они могли лишиться богатых земных недр, заводов, человеческих ресурсов (крепостных) и латифундий. При франкофиле Александре I это стремление ещё не создавало конфликта. Да и Николай Никитич сохранял видимое почтение к российскому императору, от которого зависело демидовское богатство.

Практически большую часть времени проживавший за границей в разных городах Франции и Италии с 1801 года, но всё же вынужденный бывать в России, где находился источник семейного богатства, Николай Никитич Демидов с 1818 года жил в Риме, но окончательно поселился во Флоренции в 1825 году, где за год до этого он арендовал палаццо Серристори (контракт по найму дворца Серристори от 5 и 29 июня 1824 года).





В Русском музее этот портрет Николая Никитича Демидова атрибутирован как работа неизвестного художника. Холст, масло, 50 x 40 см. Не ранее 1828 года. Флоренция.

Необычное «кресло из красного дерева на колесах, английское», в котором сидит на портрете больной Николай Никитич, для него в декабре 1827 года достал римский антиквар Иньяцо Весковали. Оно было заказано для князя Габриэлли и продавалось уже после смерти князя.

Сын владельца этого палаццо, графа Аверардо Серристори, Луиджи, в это время служил в чине штабного полковника в русской армии в Одессе. Это иллюстрирует специфическое противоречие: русский дворянин живет во Флоренции и тратит там деньги, а итальянский дворянин служит в России и там их зарабатывает. Эта противоречивая парадигма нередка в истории России.

В архивных документах есть полицейский доклад Герцогства Тосканского от 7 марта 1828 года - за месяц до смерти Николая Никитича, где приводится резко отрицательное мнение о нём самом, его двух сыновьях - Павле и Анатолии и о шестнадцатилетнем незаконнорождённом сыне по фамилии Романович.

Там же отмечено, что дом Демидова отличался «дурными принципами и безнравственностью». Однако Демидовы - это деньги, и этого было достаточно, чтобы их принимали и жаловали титулами. Отношение к ним было таким же, как и к нынешним денежным мешкам, сбежавшим из России: пока деньги есть, их терпят.

Во Флоренции 29 ноября /11 декабря 1824 года страдающий подагрой Демидов составил завещание, в котором он распорядился всем своим имением - землями, заводами, домами и коллекцией произведений искусства и антиков.

Согласно завещанию, он «все движимое и недвижимое благосостояние оставлял любезным своим сыновьям Павлу и Анатолию, назначив опекуном Дмитрия Николаевича Дурново и старшего сына Павла до совершеннолетия младшего сына Анатолия».

Парализованный в последние годы жизни он оставлял сыновьям своим богатство, вдвое большее, чем он «получил от родителя своего».

Во Флоренции есть гравюра с акварели, сделанной с портрета, представленного выше. Возможно, автором всех трёх - масляного, акварельного и гравированного - портретов был Жан-Батист Фортунэ де Фурнье.



Жан-Батист Фортунэ де Фурнье. Николай Никитич Демидов. Гравюра по акварельному рисунку. 1828 год. Флоренция. В собрании Института Монтедомини (Montedomini), Флоренция.

«В отличие от парадных портретов, здесь Н. Н. Демидов представлен в домашней обстановке. Миниатюрная фигура наклонившегося вперед человека с приветливым лицом, в партикулярной одежде с украшениями, сидящего в инвалидной коляске, изображена на фоне роскошного интерьера и окружена картинами, ценными предметами и мебелью из его богатейшей коллекции. Это, вероятно, самое достоверное и тщательно выписанное изображение коллекционера Николая Никитича, выполнено, скорей всего, во флорентийском палаццо Серристори, где он жил последние годы, начиная с 1825 года, продолжая заниматься пополнением своих коллекций художественных произведений».

В 1820-х годах художественное собрание Демидова считалось одним из самых богатейших в мире, и он был намерен оставить его во Флоренции. Возможно, это удалось бы в полной мере, но в 1825 году на престол взошел император Николай I, который в отношении дворянского долга придерживался чётких представлений: дворянин обязан служить России и в России.

Многие устроившиеся в Европе дворяне были отозваны домой, но Николай Никитич по причине своего плохого здоровья был оставлен во Флоренции. Его старший сын Павел служил в России. Сын Анатолий по малолетству остался жить с отцом во Флоренции.

Оба сына Демидова были воспитаны за границей. Правда, Павел начальное образование получил в Санкт-Петербурге, но в иезуитском пансионе, а затем отец определил его учиться в Париже в Наполеоновский лицей.

Удивительна эта страсть среди российской элиты учить своих детей в иностранных заведениях. Наверное, это тяжкое наследие Петра Великого.

Дмитрий Петрович Бутурлин охарактеризовал жизнь Николая Демидова в палаццо так:

Нанимаемый им палаццо Серристори у моста della Grazie представлял пеструю смесь публичного музея с обстановкою русского вельможи прошлого века. Тут были французские секретари, итальянские комиссионеры, сибирские горнозаводские конторщики, приживалки, воспитанницы, и в дополнение ко всему этому французская водевильная труппа в полном составе. Сверх сего штата постоянно проживали у него игроки и паразиты, французскою же труппою руководил и управлял старик Фрожер, принадлежавший когда-то Петербургской императорской труппе, из приживалок была одна перезрелая Весталка по фамилии Вындомская, а к числу воспитанниц принадлежала молодая мамзель Надин с калмыцкими глазами и скулами... В доме Демидова находилась выставка малахитовых и других ценных вещей.

Основное место для размещения своей коллекции Демидов определил на собственной строившейся вилле Сан-Донато, но при его жизни проект усадьбы был осуществлён только частично, а в дальнейшем был значительно изменён сыном Анатолием.



Палаццо Серристори на набережной реки Арно во Флоренции. Современный вид.

Умер Николай Никитич Демидов 22 апреля 1828 года во Флоренции, был похоронен в семейной усыпальнице в Нижнем Тагиле, которая не сохранилась до настоящего времени.

Сыновья Николая Демидова унаследовали «годового дохода исчисляемого в четыре миллиона франков». Старшему было тридцать, а младшему - пятнадцать лет. Он был строптивым и несговорчивым, почему Павел не раз собирался обратиться к императору, чтобы провести раздел имущества и сложить с себя обязанности опекуна младшего брата.

Если всё прочее имущество оставалось до совершеннолетия младшего брата в совместном владении братьев, то собрание произведений искусства было разделено: часть его осталась во Флоренции, часть была отправлена в дом Демидовых в Париже, другая часть подлежала отправке Павлу Демидову в Петербург.

Павел в четырнадцать лет юнкером участвовал в Бородинском сражении. До 1826 года он находился на военной службе, затем перешел на гражданскую. С 1831 по 1834 год он исполнял должность курского губернатора, потом вышел в отставку, был причислен к Министерству внутренних дел в Санкт-Петербурге. Вероятно, у него был ревматизм - он страдал «болезнию в ногах». По свидетельству Александры Осиповны Смирновой, он был «больной и очень толстый».

Следует заметить, что Демидовы были людьми слабого здоровья и долголетием не отличались.



Мраморный портрет Павла Николаевича Демидова работы Джузеппе Джирометти. 1829 год. В Галерее современного искусства Флоренции, палаццо Питти. Флоренция.

Павел Николаевич Демидов по совету императрицы Александры Фёдоровны в 1836 году женился на её фрейлине Авроре Карловне Шернваль фон Валлен, красавице, но до 28 лет остававшейся незамужней. Считается, что этим императрица стремилась удержать в России Павла Демидова. Если таковы были намерения императрицы, то она достигла цели.

Венчавшийся в кресле на колёсах (наверное это было то самое английское кресло, что у отца на портрете де Фурнье) 38-летний жених купил в Петербурге два дома на Большой Морской (№№ 43 и 45) и остался в России, выезжая в Европу только на лечение.

Чтобы перевезти в Россию из Флоренции часть коллекции произведений искусства для Павла Демидова, душеприказчики обратились к императору, и Николай I распорядился, что все «картины, изваяния и другие редкости могут быть пропущены беспошлинно, но за бронзы, фарфор и другие предметы роскоши должна быть заплачена пошлина по тарифу 1819 года».

В итоге все же было разрешено все ввезти в Россию беспошлинно. Из Италии в Россию имущество было отправлено кораблём, который в своё время был оплачен деньгами усопшего и подарен казне под названием «Николай I».

Младший сын Николая Демидова, Анатолий, рос несколько в другой атмосфере и эпохе, и его отношения с взошедшим на российский престол императором Николаем I по своей сути носили характер плохо скрываемого противостояния. Гонор и самомнение Анатоля Демидова, выросшего за границей, воспитанного отцом в условиях вседозволенности и финансового изобилия, и поступки Анатоля Демидова были причиной, почему император ему не благоволил. Для младшего Демидова и идеалом-то был враг России - Наполеон I Бонапарт.



Рене Теодор Бертон. Анатолий Демидов в детстве верхом на тигре. 1818 год. Холст. масло. Местонахождение неизвестно.

Эта картина была написана, когда Анатолю было всего три года, но художник, вероятно, изобразил родительские чаяния в отношении мальчика и показал уже проявившуюся дерзкую его натуру. Родители всегда видят в своих любимых и балованных детях нечто исключительное, создание, рождённое только для великих дел. На самом деле, Анатолий без денег был самым обычным человеком. Это справедливо в отношении множества людей, получивших деньги в наследство.

Вот портрет, когда Анатолий жил во Флоренции уже без отца:



К. П. Брюллов. Портрет Анатолия Демидова. 1829 год. Акварель. В частной коллекции.

«Брюллов задумал написать молодого Демидова, хранителя многочисленных богатств как восточного властелина, в роскошном халате с кальяном в руке и прислуживающим арапчонком. Мастер тонко подметил индивидуальные черты изнеженной и несколько жеманной модели. Семнадцатилетний красавец еще сохранил черты юноши: нежный овал лица, припухлые губы. Произведение отличается художественной искренностью и блестящим мастерством исполнения: Умело скомпонованы фигуры, музыкальны и ритмичны плавные линии. Прозрачность и чистота акварельных тонов сочетается с декоративной трактовкой».

Через месяц после смерти отца, летом 1828 года, пятнадцатилетний Анатоль собрался жениться на девице Беринг - дочери господина, жившего на вилле Рушиано. Пришлось старшему брату вмешаться. Для занятия хоть чем-то Анатоля определили на дипломатическую службу к российскому посланнику. Служба для Анатоля была синекурой.

При разделе вилла Сан-Донато осталась за Анатолем, который не спешил завершить строительство. Первый вариант устройства виллы был закончен через шесть лет после смерти Николая Демидова, к 1834 году. К этому времени парк, устроенный в Сан-Донато на английский манер еще при его отце, уже разросся и принял законченный вид.

Для пополнения его растениями Николаем Демидовым в последний год жизни из питомника в Льеже было заказано огромное количество растений и цветов: 620 саженцев фруктовых деревьев, среди которых было 130 грушевых деревьев и карликовых груш различных сортов, а также 10 абрикосовых деревьев, 20 персиковых, 50 сливовых, 25 вишнёвых, 150 яблоневых и карликовых яблонь, 10 черешен, 200 кустов крыжовника и смородины, 50 клубники и 50 виноградных лоз, 250 декоративных деревьев и кустов и многое другое.



Фасад виллы Демидовых Сан-Донато ин Польверозе. Фотография XIX в.

А в 1836 году Анатоль Демидов все эти растения в прекрасном парке приказал уничтожить, а на их месте посадить плантацию тутовых деревьев, развести червей тутового шелкопряда и организовать на вилле шёлковую фабрику. Плантация в Сан-Донато была посажена, возведена шелкоткацкая мануфактура, а местные жители были обеспечены работой. Возможно, за это Анатоль Демидов в 1836 году герцогом Тосканским был пожалован титулом графа.

В 1837 году им было предпринято путешествие в Южную Россию и Крым. На это путешествие им было израсходовано 450 тысяч рублей. Сам он научными работами не занимался - этим были заняты привлечённые сотрудники. Цель состояла в открытии в Южной России залежей каменного угля и исследование Новой России в геологическом отношении. По итогам был выпущен на французском языке четырехтомный труд под именем Анатолия Николаевича Демидова. На русском вышли только первый и четвертый тома, якобы по причине сухости материала, который вряд ли будет интересен широкой публике.

Удивляет благодушие государя императора, который позволял французским учёным беспрепятственно ездить по российским землям и делать там съемку и изыскания. Это благодушие обернулось трагедией, в том числе и для императора Николая I, во время Крымской войны 1853-56 годов, когда результаты этих съемок и карты местности оказались полностью известны и использовались вражескими войсками в Крыму.

В 1840 году, готовясь вступить в брак с Матильдой де Монфор Бонапарт, Анатоль получил от герцога Тосканского титул князя Сан-Донато. А от российского императора Николая I он должен был получить согласие на брак с французской принцессой, поскольку Анатолий Демидов к этому времени имел придворный чин камер-юнкера. К тому же, принцесса была двоюродной племянницей императора Николая Павловича. Но Анатоль женился по собственному произволу.

Для устройства семейной резиденции Демидов начал новую отделку виллы Сан-Донато, изменив её название в честь своей будущей жены на Вилла Матильда. Тутовая плантация была заменена прежними парковыми и садовыми посадками, а шёлкопрядильная мануфактура снесена. Для круглогодичного получения плодов, овощей и цветов были возведены теплицы... Как видно, без работы Демидов жителей Флоренции не оставлял. Отделка виллы была закончена только к 1844 году.



Ари Шеффер. Портрет Матильды Демидовой-Бонапарт княгини Сан-Донато. 1844 год. В Галерее современного искусства Флоренции, палаццо Питти. Флоренция.

1 ноября 1840 года произошло венчание Анатолия Николаевича Демидова князя Сан-Донато с Матильдой Летицией Вильгельминой де Монфор Бонапарт. К тому времени произошло еще одно важно семейное событие - его старший брат, Павел, скоропостижно скончался на 42-ом году жизни от сердечной недостаточности в Майнце за полгода до женитьбы Анатоля.

Его сыну Павлу было всего полгода. Забегая вперёд, скажу, что браком Павла Николаевича с Авророй Карловной был продолжен род Демидовых, а заводы остались в их владении. Правда никто из владельцев Демидовых не был металлургами - заводы управлялись специально нанятыми управляющими. а сами Демидовы на Урал ездили только в порядке экзотического путешествия.

После смерти Павла Демидова демидовские заводы стали принадлежать трём владельцам:  Анатолию Николаевичу Демидову князю Сан-Донато (1/2 часть), вдове его брата Павла Николаевича Авроре Карловне (урожденной баронессе Шернваль фон Валлен 1/14 часть) и ее сыну Павлу Павловичу Демидову (3/7 частей).

Став князем Сан-Донато, то есть подданным Герцогства Тосканского, Демидов заказал визитные карточки с указанием своего княжеского титула. Когда такая карточка дошла до официальных лиц Российской Империи, Демидов был вызван в Санкт-Петербург.

10 декабря 1840 года коллежский асессор Анатолий Николаевич Демидов «По высочайшему повелению уволен от службы» при Государственной коллегии иностранных дел.

Продолжение следует.

дворянство, Бонапарт, Флоренция, Николай I, Демидовы

Previous post Next post
Up