Часть первая
Источником огромных богатств Демидовых были земные недра Российской империи, которые потомки Демидовых получили в наследство от своего предка, создавшего металлургическое производство на Урале, за что тот был жалован Петром I причислением к дворянскому сословию с нисходящим своим потомством.
Дворянство было привилегированным сословием и податей в казну не платило. Привилегия - это долг служить России и императору: «благородны долг и верность», «la noblesse oblige». Свобода и дворянство несовместны. Поэтому все рассуждения отдельных представителей дворянства о либерализме - это политическое лицемерие.
Начиная с Николая Демидова, в семействе установилось прочное стремление в Европу. Но по воле императора они могли лишиться богатых земных недр, заводов, человеческих ресурсов (крепостных) и латифундий. При франкофиле Александре I это стремление ещё не создавало конфликта. Да и Николай Никитич сохранял видимое почтение к российскому императору, от которого зависело демидовское богатство.
Практически большую часть времени проживавший за границей в разных городах Франции и Италии с 1801 года, но всё же вынужденный бывать в России, где находился источник семейного богатства, Николай Никитич Демидов с 1818 года жил в Риме, но окончательно поселился во Флоренции в 1825 году, где за год до этого он арендовал палаццо Серристори (контракт по найму дворца Серристори от 5 и 29 июня 1824 года).
В Русском музее этот портрет Николая Никитича Демидова атрибутирован как работа неизвестного художника. Холст, масло, 50 x 40 см. Не ранее 1828 года. Флоренция.
Необычное «кресло из красного дерева на колесах, английское», в котором сидит на портрете больной Николай Никитич, для него в декабре 1827 года достал римский антиквар Иньяцо Весковали. Оно было заказано для князя Габриэлли и продавалось уже после смерти князя.
Сын владельца этого палаццо, графа Аверардо Серристори, Луиджи, в это время служил в чине штабного полковника в русской армии в Одессе. Это иллюстрирует специфическое противоречие: русский дворянин живет во Флоренции и тратит там деньги, а итальянский дворянин служит в России и там их зарабатывает. Эта противоречивая парадигма нередка в истории России.
В архивных документах есть полицейский доклад Герцогства Тосканского от 7 марта 1828 года - за месяц до смерти Николая Никитича, где приводится резко отрицательное мнение о нём самом, его двух сыновьях - Павле и Анатолии и о шестнадцатилетнем незаконнорождённом сыне по фамилии Романович.
Там же отмечено, что дом Демидова отличался «дурными принципами и безнравственностью». Однако Демидовы - это деньги, и этого было достаточно, чтобы их принимали и жаловали титулами. Отношение к ним было таким же, как и к нынешним денежным мешкам, сбежавшим из России: пока деньги есть, их терпят.
Во Флоренции 29 ноября /11 декабря 1824 года страдающий подагрой Демидов составил завещание, в котором он распорядился всем своим имением - землями, заводами, домами и коллекцией произведений искусства и антиков.
Согласно завещанию, он «все движимое и недвижимое благосостояние оставлял любезным своим сыновьям Павлу и Анатолию, назначив опекуном Дмитрия Николаевича Дурново и старшего сына Павла до совершеннолетия младшего сына Анатолия».
Парализованный в последние годы жизни он оставлял сыновьям своим богатство, вдвое большее, чем он «получил от родителя своего».
Во Флоренции есть гравюра с акварели, сделанной с портрета, представленного выше. Возможно, автором всех трёх - масляного, акварельного и гравированного - портретов был Жан-Батист Фортунэ де Фурнье.
Жан-Батист Фортунэ де Фурнье. Николай Никитич Демидов. Гравюра по акварельному рисунку. 1828 год. Флоренция. В собрании Института Монтедомини (Montedomini), Флоренция.
«В отличие от парадных портретов, здесь Н. Н. Демидов представлен в домашней обстановке. Миниатюрная фигура наклонившегося вперед человека с приветливым лицом, в партикулярной одежде с украшениями, сидящего в инвалидной коляске, изображена на фоне роскошного интерьера и окружена картинами, ценными предметами и мебелью из его богатейшей коллекции. Это, вероятно, самое достоверное и тщательно выписанное изображение коллекционера Николая Никитича, выполнено, скорей всего, во флорентийском палаццо Серристори, где он жил последние годы, начиная с 1825 года, продолжая заниматься пополнением своих коллекций художественных произведений».
В 1820-х годах художественное собрание Демидова считалось одним из самых богатейших в мире, и он был намерен оставить его во Флоренции. Возможно, это удалось бы в полной мере, но в 1825 году на престол взошел император Николай I, который в отношении дворянского долга придерживался чётких представлений: дворянин обязан служить России и в России.
Многие устроившиеся в Европе дворяне были отозваны домой, но Николай Никитич по причине своего плохого здоровья был оставлен во Флоренции. Его старший сын Павел служил в России. Сын Анатолий по малолетству остался жить с отцом во Флоренции.
Оба сына Демидова были воспитаны за границей. Правда, Павел начальное образование получил в Санкт-Петербурге, но в иезуитском пансионе, а затем отец определил его учиться в Париже в Наполеоновский лицей.
Удивительна эта страсть среди российской элиты учить своих детей в иностранных заведениях. Наверное, это тяжкое наследие Петра Великого.
Дмитрий Петрович Бутурлин охарактеризовал жизнь Николая Демидова в палаццо так:
Нанимаемый им палаццо Серристори у моста della Grazie представлял пеструю смесь публичного музея с обстановкою русского вельможи прошлого века. Тут были французские секретари, итальянские комиссионеры, сибирские горнозаводские конторщики, приживалки, воспитанницы, и в дополнение ко всему этому французская водевильная труппа в полном составе. Сверх сего штата постоянно проживали у него игроки и паразиты, французскою же труппою руководил и управлял старик Фрожер, принадлежавший когда-то Петербургской императорской труппе, из приживалок была одна перезрелая Весталка по фамилии Вындомская, а к числу воспитанниц принадлежала молодая мамзель Надин с калмыцкими глазами и скулами... В доме Демидова находилась выставка малахитовых и других ценных вещей.
Основное место для размещения своей коллекции Демидов определил на собственной строившейся вилле Сан-Донато, но при его жизни проект усадьбы был осуществлён только частично, а в дальнейшем был значительно изменён сыном Анатолием.
Палаццо Серристори на набережной реки Арно во Флоренции. Современный вид.
Умер Николай Никитич Демидов 22 апреля 1828 года во Флоренции, был похоронен в семейной усыпальнице в Нижнем Тагиле, которая не сохранилась до настоящего времени.
Сыновья Николая Демидова унаследовали «годового дохода исчисляемого в четыре миллиона франков». Старшему было тридцать, а младшему - пятнадцать лет. Он был строптивым и несговорчивым, почему Павел не раз собирался обратиться к императору, чтобы провести раздел имущества и сложить с себя обязанности опекуна младшего брата.
Если всё прочее имущество оставалось до совершеннолетия младшего брата в совместном владении братьев, то собрание произведений искусства было разделено: часть его осталась во Флоренции, часть была отправлена в дом Демидовых в Париже, другая часть подлежала отправке Павлу Демидову в Петербург.
Павел в четырнадцать лет юнкером участвовал в Бородинском сражении. До 1826 года он находился на военной службе, затем перешел на гражданскую. С 1831 по 1834 год он исполнял должность курского губернатора, потом вышел в отставку, был причислен к Министерству внутренних дел в Санкт-Петербурге. Вероятно, у него был ревматизм - он страдал «болезнию в ногах». По свидетельству Александры Осиповны Смирновой, он был «больной и очень толстый».
Следует заметить, что Демидовы были людьми слабого здоровья и долголетием не отличались.
Мраморный портрет Павла Николаевича Демидова работы Джузеппе Джирометти. 1829 год. В Галерее современного искусства Флоренции, палаццо Питти. Флоренция.
Павел Николаевич Демидов по совету императрицы Александры Фёдоровны в 1836 году женился на её фрейлине Авроре Карловне Шернваль фон Валлен, красавице, но до 28 лет остававшейся незамужней. Считается, что этим императрица стремилась удержать в России Павла Демидова. Если таковы были намерения императрицы, то она достигла цели.
Венчавшийся в кресле на колёсах (наверное это было то самое английское кресло, что у отца на портрете де Фурнье) 38-летний жених купил в Петербурге два дома на Большой Морской (№№ 43 и 45) и остался в России, выезжая в Европу только на лечение.
Чтобы перевезти в Россию из Флоренции часть коллекции произведений искусства для Павла Демидова, душеприказчики обратились к императору, и Николай I распорядился, что все «картины, изваяния и другие редкости могут быть пропущены беспошлинно, но за бронзы, фарфор и другие предметы роскоши должна быть заплачена пошлина по тарифу 1819 года».
В итоге все же было разрешено все ввезти в Россию беспошлинно. Из Италии в Россию имущество было отправлено кораблём, который в своё время был оплачен деньгами усопшего и подарен казне под названием «Николай I».
Младший сын Николая Демидова, Анатолий, рос несколько в другой атмосфере и эпохе, и его отношения с взошедшим на российский престол императором Николаем I по своей сути носили характер плохо скрываемого противостояния. Гонор и самомнение Анатоля Демидова, выросшего за границей, воспитанного отцом в условиях вседозволенности и финансового изобилия, и поступки Анатоля Демидова были причиной, почему император ему не благоволил. Для младшего Демидова и идеалом-то был враг России - Наполеон I Бонапарт.
Рене Теодор Бертон. Анатолий Демидов в детстве верхом на тигре. 1818 год. Холст. масло. Местонахождение неизвестно.
Эта картина была написана, когда Анатолю было всего три года, но художник, вероятно, изобразил родительские чаяния в отношении мальчика и показал уже проявившуюся дерзкую его натуру. Родители всегда видят в своих любимых и балованных детях нечто исключительное, создание, рождённое только для великих дел. На самом деле, Анатолий без денег был самым обычным человеком. Это справедливо в отношении множества людей, получивших деньги в наследство.
Вот портрет, когда Анатолий жил во Флоренции уже без отца:
К. П. Брюллов. Портрет Анатолия Демидова. 1829 год. Акварель. В частной коллекции.
«Брюллов задумал написать молодого Демидова, хранителя многочисленных богатств как восточного властелина, в роскошном халате с кальяном в руке и прислуживающим арапчонком. Мастер тонко подметил индивидуальные черты изнеженной и несколько жеманной модели. Семнадцатилетний красавец еще сохранил черты юноши: нежный овал лица, припухлые губы. Произведение отличается художественной искренностью и блестящим мастерством исполнения: Умело скомпонованы фигуры, музыкальны и ритмичны плавные линии. Прозрачность и чистота акварельных тонов сочетается с декоративной трактовкой».
Через месяц после смерти отца, летом 1828 года, пятнадцатилетний Анатоль собрался жениться на девице Беринг - дочери господина, жившего на вилле Рушиано. Пришлось старшему брату вмешаться. Для занятия хоть чем-то Анатоля определили на дипломатическую службу к российскому посланнику. Служба для Анатоля была синекурой.
При разделе вилла Сан-Донато осталась за Анатолем, который не спешил завершить строительство. Первый вариант устройства виллы был закончен через шесть лет после смерти Николая Демидова, к 1834 году. К этому времени парк, устроенный в Сан-Донато на английский манер еще при его отце, уже разросся и принял законченный вид.
Для пополнения его растениями Николаем Демидовым в последний год жизни из питомника в Льеже было заказано огромное количество растений и цветов: 620 саженцев фруктовых деревьев, среди которых было 130 грушевых деревьев и карликовых груш различных сортов, а также 10 абрикосовых деревьев, 20 персиковых, 50 сливовых, 25 вишнёвых, 150 яблоневых и карликовых яблонь, 10 черешен, 200 кустов крыжовника и смородины, 50 клубники и 50 виноградных лоз, 250 декоративных деревьев и кустов и многое другое.
Фасад виллы Демидовых Сан-Донато ин Польверозе. Фотография XIX в.
А в 1836 году Анатоль Демидов все эти растения в прекрасном парке приказал уничтожить, а на их месте посадить плантацию тутовых деревьев, развести червей тутового шелкопряда и организовать на вилле шёлковую фабрику. Плантация в Сан-Донато была посажена, возведена шелкоткацкая мануфактура, а местные жители были обеспечены работой. Возможно, за это Анатоль Демидов в 1836 году герцогом Тосканским был пожалован титулом графа.
В 1837 году им было предпринято путешествие в Южную Россию и Крым. На это путешествие им было израсходовано 450 тысяч рублей. Сам он научными работами не занимался - этим были заняты привлечённые сотрудники. Цель состояла в открытии в Южной России залежей каменного угля и исследование Новой России в геологическом отношении. По итогам был выпущен на французском языке четырехтомный труд под именем Анатолия Николаевича Демидова. На русском вышли только первый и четвертый тома, якобы по причине сухости материала, который вряд ли будет интересен широкой публике.
Удивляет благодушие государя императора, который позволял французским учёным беспрепятственно ездить по российским землям и делать там съемку и изыскания. Это благодушие обернулось трагедией, в том числе и для императора Николая I, во время Крымской войны 1853-56 годов, когда результаты этих съемок и карты местности оказались полностью известны и использовались вражескими войсками в Крыму.
В 1840 году, готовясь вступить в брак с Матильдой де Монфор Бонапарт, Анатоль получил от герцога Тосканского титул князя Сан-Донато. А от российского императора Николая I он должен был получить согласие на брак с французской принцессой, поскольку Анатолий Демидов к этому времени имел придворный чин камер-юнкера. К тому же, принцесса была двоюродной племянницей императора Николая Павловича. Но Анатоль женился по собственному произволу.
Для устройства семейной резиденции Демидов начал новую отделку виллы Сан-Донато, изменив её название в честь своей будущей жены на Вилла Матильда. Тутовая плантация была заменена прежними парковыми и садовыми посадками, а шёлкопрядильная мануфактура снесена. Для круглогодичного получения плодов, овощей и цветов были возведены теплицы... Как видно, без работы Демидов жителей Флоренции не оставлял. Отделка виллы была закончена только к 1844 году.
Ари Шеффер. Портрет Матильды Демидовой-Бонапарт княгини Сан-Донато. 1844 год. В Галерее современного искусства Флоренции, палаццо Питти. Флоренция.
1 ноября 1840 года произошло венчание Анатолия Николаевича Демидова князя Сан-Донато с Матильдой Летицией Вильгельминой де Монфор Бонапарт. К тому времени произошло еще одно важно семейное событие - его старший брат, Павел, скоропостижно скончался на 42-ом году жизни от сердечной недостаточности в Майнце за полгода до женитьбы Анатоля.
Его сыну Павлу было всего полгода. Забегая вперёд, скажу, что браком Павла Николаевича с Авророй Карловной был продолжен род Демидовых, а заводы остались в их владении. Правда никто из владельцев Демидовых не был металлургами - заводы управлялись специально нанятыми управляющими. а сами Демидовы на Урал ездили только в порядке экзотического путешествия.
После смерти Павла Демидова демидовские заводы стали принадлежать трём владельцам: Анатолию Николаевичу Демидову князю Сан-Донато (1/2 часть), вдове его брата Павла Николаевича Авроре Карловне (урожденной баронессе Шернваль фон Валлен 1/14 часть) и ее сыну Павлу Павловичу Демидову (3/7 частей).
Став князем Сан-Донато, то есть подданным Герцогства Тосканского, Демидов заказал визитные карточки с указанием своего княжеского титула. Когда такая карточка дошла до официальных лиц Российской Империи, Демидов был вызван в Санкт-Петербург.
10 декабря 1840 года коллежский асессор Анатолий Николаевич Демидов «По высочайшему повелению уволен от службы» при Государственной коллегии иностранных дел.
Продолжение следует.