Чукотский поход

Nov 19, 2014 12:00



- Нас специально сюда засунули, чтобы  никто не нашёл, - с улыбкой говорили женщины,  - но ты нашёл и другие найдут.

В этой фразе, как потом выяснилось заключалось очень многое.  Провиденское оленеводство самое депрессивное во всей Чукотке. Виной тому не только неблагоприятный природно-климатический район, но в большей степени не грамотное руководство отраслью. В течение 20 лет, оленеводство планомерно хирело.  Остаётся только удивляться, как  сохранилось это единственное стадо.


Стадо, как и людей,  собрали из нескольких бригад трёх сёл Янракыннота, Сиреников и Нунлиграна. Дела были настолько плохи, что в прошлом году рассматривали вопрос о полной ликвидации оленеводства в Провиденском районе. Но, как часто бывает в американских фильмах, кавалерия подоспела в самый критический момент сражения. Этой "кавалерией" стал Валерий Николаевич Укума, в молодости работавший пастухом в сирениковском совхозе, которого пригласили в провиденское сельхозпредприятие, как кризисного управляющего. Кроме знания самой отрасли, Укума, превосходный организатор. Где силой слова, а где и просто силой, он начал проводить организационные работы в самой бригаде и наводить порядок с её материальным обеспечением.  Чтобы усилить трудовую дисциплину, Укума предложил отвести стадо с прежнего пастбища. Во-первых, за много лет кочёвки на одном месте тундра истощилась, а во-вторых, нужно было увести людей глубже в тундру, дальше от посёлка, чтобы не было соблазна пастухам уходить из бригады.

Реформаторская деятельность только началась, но как говорит Укума, уже видны небольшие успехи.

- Люди начали о себе заботиться. А это важно.  Без понимания того,  что олени не колхозные, а твои, и беречь ты их должен лучше чем себя, говорить об оленеводстве нет смысла. Будет олень, будет работа, еда, одежда.

2. Под "потолком" яранги


В стойбище три яранги. Я расквартировался в яранге бригадира Юры и его жены Галины. После обеда, Галина уже второй раз предлагает сходить в гости в другие яранги. Этикет. Отправляюсь в ярангу Антонины и Александра. Тоня самая разговорчивая в бригаде. Задаёт вопросы и тут же сама на них отвечает. Предлагают жаренную картошку. Но я уже наелся. Здесь всё также как и в "моей яранге", на жердях оленина, рыба, и прочие съестные припасы. Моё внимание привлекла рыба. Даже не сразу понял, что это. Хариус! Вот это да! Он уже подвяленный и без головы, но и в таком состоянии он под полметра.

- Самый большой хариус на Гетлянке ловится, - говорит Александр, - Читал в одном журнале, что считается, что  самый крупный хариус, которого ловили - 45 см. длиной и под килограмм веса. У нас под два килограмма бывают экземпляры.

3. Посудомойка


4. Знаменитый гетлянгенский хариус


Попили чай, Александр собрался на смену. Жена выходит его провожать. Подаёт собранный рюкзак, термос, посох. Я тоже прощаюсь с Александром и Тоней и иду в следующую ярангу к Майе и Анатолию. Майя сшивает камуса (шкура с ног оленя) для просушки. С моим появлением, рукоделие откладывается в сторону, разводится костёр, ставится котёл с олениной.
Мясо оленя режется ножом. Это традиция.  Суставы разрезаются и большие кости варят целиком. Больших кастрюлей, таких чтобы в неё влез весь масол, нет. Кости наполовину торчат из котла.

- А как же мясо, то что сверху,  проварится?
Ответ настолько простой, что стало неловко за глупый вопрос.
- А мы их потом перевернём.

Чтобы сделал не житель тундры? Раздробил бы кости и сложил их полностью в котелок.
Здесь всё так устроено, не хитро, но практично. Сломалась абэшка (генератор) телефоны и батарейки для фотоаппаратов или ноутбуки заряжают динамо-машиной. Сидит, к примеру, Максим за обедом и крутит ручку динамо, а чтобы веселей было включил музыку на телефоне. Час покрутил, телефон заряжен.  Отсутствие свечей заменяют солярными светильниками. Жестяная восьмисотграммовая банка, сверху сплющивается. В неё по всей ширине сжатия вставляется широкая фланелька-фитиль. Дёшево и сердито. За день до моего прихода, Валера Гувы, местный Кулибин,  сделал светильник из пустой стеклянной банки. Фитиль вставил в крышку (которой консервы закручивают) и слегка её запрессовал. Выглядит как новомодный прозрачный компьютер. Видна вся "механика".
- А если упадёт и разобьётся? - критически подхожу я к изобретению
- Не разобьётся, - уверено отвечает Валера.

5. Пастух Александр Айпин собирается на дежурство в стадо


6. Динамо


7. Традиционное чукотское блюдо для мяса


Валера, постоянно что-то делал. После забоя, он отпилил рог оленя и пока все чаёвничали и разговаривали выточил снеговыбивалку. Не хитрую, но очень важную вещь в зимний период.
За разговорами сварилась оленина. После забоя в первую очередь варят "неудобные" для хранения части оленя: ноги, голову, челюсти.  Валера  Торкыль, по прозвищу Быча, тоже житель этой яранги,  пока варилась оленина нажарил целую сковороду печенки. Оленина, ландорики, чай, варенье, всё стандартно, но из-за стола за уши не оттянешь. Но уже семь вечера, поздно, пора домой.

На улице поднялся ветер и резко похолодало, значительно ниже нуля. В моей яранге уже все залезли в полог. Я тоже готовлюсь ко сну. Из полога высовывается голова Валеры Гувы:
- А кино показывать будешь?

Залезаю в полог. Тепло. Сейчас только понял, что застыл сидя в гостях. Вообще тепло может быть только в пологе. Полог наглухо закрыт шкурами и в нём горит пээк (жирник). Да, на дворе 21 век, а ничего лучше жирника для отопления и освещения полога,  до сих пор не придумали. Жир привозной, нерпичий. Это стратегическое сырьё. Всё как тысячу, и две тысячи лет назад. Только фитиль теперь из фланели делают. Одного, максимум двух жирников достаточно, чтобы сидеть раздетым, когда на улице мороз любых градусов. Так как тепло только в пологе, то здесь сушат все вещи. Их подвешивают к потолку и за ночь они высыхают.

8. В пологе. На ящике горит жирник, дающий свет и тепло


"Кино" я  еще днём пообещал показать. В моей камере есть встроенный проектор. Направляю луч проектора на шкуру и волшебство началось.  Всего несколько часов прошло со времени выбраковки, на которой были все зрители, но видео смотрят, как настоящий фильм. Яранга, кино, восторженные оленеводы, почувствовал себя работником агиткультбригады, которая привезла в стойбище передвижную киноустановку.
           В чотагине (большом помещении яранги) спим я и аппа (бабушка). Не смотря на свой возраст она участвует во всех домашних делах, от мездрения шкур до разделки туш.  По хозяйству она лишь помощник, хозяйка яранги её дочь. Когда дел нет, она сидит читает газеты, курит или просто слушает разговоры.
- А ты в прошлом году к нам не приезжал? - поинтересовалась бабушка, когда я только пришёл.
- Нет
- А то очень похож на парня переводчика из Хабаровска.

9. Чаёвка


Бабушка большую часть времени молчит, но изредка делает очень ёмкие  интересные комментарии. Все они связаны с прошлым. Старикам здесь место. Но их к сожалению, кроме бабушки, здесь нет. Не кому давать советы молодым. Кто расскажет, как раньше жили, что в этих местах было. Советы стариков очень простые, но порой жизни не хватит, чтобы самому дойти до какой-нибудь простой мысли.  В стойбище нет ни стариков, ни детей. А это значит нет традиций и нет праздников. А без этого нет смысла жизни.
           Много мыслей о жизни  и жителях тундры витало в голове пока заснул. Хорошо, что набрёл на бригаду...

10. Муж и жена. Бригадир Гемарахтин собирается на дежурство


Продолжение следует

Оленеводы провиденского района: слева направо (верх) Анатолий Етынкеу, Сергей Анкаугье, Нарина Тевлят, Валера Гувы, Юрий Гемарахтин,  Максим Туккау, Мария Михайловна Нотагиргина, Галина Тегрувье, Валера Торкыль.
Внизу: Майя Туккай, Виолетта Гувы, Антонина Рахтына, Евгений Басов



Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8

Провидения, Чукотка, Чукотский поход, экипировка и снаряжение

Previous post Next post
Up