Чукотский поход

Nov 18, 2014 05:27



Глава восьмая, в которой я живу  у оленеводов
Утро в яранге начинается рано. Первой, в яранге бригадира Юрия, в которой я остановился просыпается баба Маша. Она старейший житель всей бригады, ей 65 лет.  В начале третьего аппа (бабушка) разводит костёр и кипятит чай. Она же  открывает "дверь", две половинки брезентовой покрышки яранги. До вечера она будет открыта.  К шести из полога выползает (выйти из полога можно только ползком) хозяйка яранги Галина, дочка бабы Маши. Выносит из полога кастрюлю с опарой. Дальше происходит механическое действо. Галина ставит перед собой некий металлический прибор похожий на весы, наливает в чашечку на этих "весах" солярку. Когда солярка загорелась, сверху надеваются несколько насадок.
- А что это за прибор?

- Керогазка
Слышать о таких слышал, но увидел впервые. Керогазка, разогрелась и загудела ровным пламенем. Чудеса! "Ковеа" отдыхает. На керогазку ставится сковородка и начинается кулинария.  Готовит Галина ландорики, те самые от которых я не мог накануне оторваться. Ландорики - это пирожок без начинки. Жареное дрожжевое тесто, которое заменяет хлеб.  Этимологию слова мне разъяснить не сумели.
- Ландорики и ландорики. Всегда так назывались.
           В чукотский язык органично входят заимствования, которые приживаясь, становятся родными, чукотскими. Такая же метаморфоза произошла и с пресными лепешками, которые по-чукотски называются кав-кав.  В Провиденской тундре, каким то загадочным образом кав-кавы трансформировались в каупаты и даже просто в купаты.

2. Галина готовит ландорики


3. Керогазка


4. Будущий ландорик


Когда готов завтрак, часам к семи, из полога выползают и остальные жители яранги: дочка Галины, Виолетта с мужем Валерой, Максим, сын Галины и сам бригадир Юрий. Таким образом в яранге живёт 3 поколения и две семьи. Яранга - это мир малых форм. С правой стороны от входа стоит столик на низеньких ножках, вокруг которого на шкурах или таких же маленьких табуреточках сидят люди.  Геометрия пространства и расположение предметов одинаковое во всех ярангах (может быть за небольшим исключением отдельных предметов).  Кто не поместился за столом ест за его пределами, там где удобно.  На завтрак молочная каша (из сухого молока), холодное мясо (мясо бывает только варённым) и чай с печеньем, ландориками и вареньем из шикши.

Чай пьют несколько раз (два раза как минимум). В маленьком чайничке заварка, в двух больших чайниках кипяток. Чайники закипели. Их снимают с цепи, и ставят рядом с костром или на угли.  Костёр в яранге используется исключительно как средство для приготовления пищи. Функцию обогрева помещения костёр не несёт (экономия топлива). На дрова идёт хворост, который носят  с реки мужчины в свободное от дежурства время. Удивительно сколь мало нужно веток, чтобы вскипятить большой пятилитровый чайник.  Как только еда приготовилась огонь перестают поддерживать.  После завтрака перекур. Курят все.

5. После завтрака


6. Галина и Юрий


Сегодня большой день, сегодня выбраковка. Мы с Юрием и его пасынком Максимом отправляемся в стадо. Выбраковка означает забой больных оленей. Причина болезни практически всегда связана с больными ногами - травма или копытка. Хромые олени тормозят стадо при перекочёвке, а в ночное время своим передвижением пугают здоровых оленей, заставляя их разбредаться.  Есть и более прагматичная мотивация для выбраковки хромых оленей: не забьёшь сам, зарежет волк.
           Стадо находится километрах в трёх от стойбища.  Погода мерзкая, хмурая. Подул юго-запад, который принёс дождь.  Двое пастухов, стоявших на дежурстве "сдали нам пост" и отправились домой кушать и переодеваться.

7. Макс и Юрий наблюдают за стадом


8. Провиденское стадо


9.


10. Производственная пятиминутка перед сдачей смены


Максим и Юра заворачивают стадо в нужном нам направлении и мы гоним его к ярангам.

- Держи центр, - сказал мне бригадир

Стадо растянулось в шеренгу и моей задачей было идти сзади. Олени видя позади себя человека движутся вперёд. Внезапно, стадо встрепенулось и понеслось в сторону. Его приходится снова заворачивать и выстраивать в шеренгу.  Теперь я уже держу левый фланг. Не сказать, что велика премудрость, но чувствовать куда качнётся оленья лава искусство большое.  Локи идёт со мной на привязи. Опасался, как он поведёт себя в стаде? Дикие животные для него если не добыча, то повод погонять. Здесь же, когда подошли к стаду, Локи вел себя смирно, только заливисто лаял.  Когда погнали оленей, он также шёл рядом и "работал", лаял на отстающих и подтупливающих.   Вскоре я понял, что разгонять стадо собака  не собирается и вовсе отпустил его с поводка. Локи работал честно. Оленя, Локи видел всего один раз, два года назад. В тот раз за ним он тоже не погнался. Генетическая память оленегонки, не иначе. Что характерно, олени воспринимают собаку в качестве погонщика гораздо больше чем человека (по крайней мере, чем меня). Гнали стадо часа полтора. Пару раз останавливались на перекур. Подогнали оленей к ярангам. Возле яранг большая ровная площадка. Перед тем как перекочёвывать оленеводы всегда ищут подобные места для стоянок, чтобы можно было подогнать к ярангам стадо для забивки.  Оставили оленей и идём в ярангу на второй завтрак.

11.


12.


13.


14.


15.


На выбраковку выходит всё население бригады. Отбраковать должны 6 оленей и одного оленёнка. Его изнасиловал бык (самец оленя).  Я даже переспросил, когда услышал об этом. Не часто, но случается что телят насилуют. Живут они после этого очень недолго (умирают от внутренних кровотечений и воспалений). Такая участь иногда постигает и кастратов. До этого случая о зоопедерастии я не слышал. 
           Выбраковка проходила часа два или три. Пастух приближается к стаду, находит оленя и кидает на него аркан. Но не всё так просто. При приближении пастуха олени начинают убегать. Пастух оказывается в центре живого движущегося круга.  Но вот, удалось заарканить оленя, его отводят в сторону, наваливаются втроём и режут. Два удара ножом и олень тут же затихает. Женщины подносят таз для крови.  Дальше тушу освежёвывают и на очереди следующий олень.
 - Иди помогай стадо держать, - говорит мне Майя.
           Два пастуха помогают женщинам свежевать оленей и не хватает людей по периметру, чтобы  держать стадо от расползания по тундре. Мы с Локи отправляемся на поле, которое полторы тысячи оленей превратили в грязевое  месиво. Стоим не пущаем.  Олени стоят от нас метрах в 10 и смотрят на Локи. И олени, и собака знают о существовании некой условной черты  переходить которую нельзя. Трудно передать взгляд оленя. Он влажный, как будто со слезой, не моргающий, и такое ощущение, что он смотрит в душу, за что-то укоряя. Спустя какое-то время в глубине стада находится олень смельчак, которому стоячий статус-кво надоел и он делает попытку прорыва, т.е. начинает движение вперёд, увлекая за собой всех остальных. Такого смельчака Локи тут же кроет возмущённым  собачьим лаем и тот поспешно ретируется обратно.  Так, стоим и держим стадо. Долго, нудно, холодно.

16.


17. Дрессура щенка


18. Забой


19.


20. Кровопускание


21.


22. Гон


23. Локи держит стадо


Во втором часу дня отбивка завершена. Женщины еще освежёвывают туши. Кто-то из мужчин принёс камни, началось мозгование. Разбивают кости и едят костный мозг. Мозгование одно из любимых явств оленеводов. Мозгую и я. Но не долго. Мозг еще тёплый и пахнет свежей кровью. Постепенно все расходятся по ярангам обедать. В нашей яранге на обед суп из вчерашнего зайца с кислой капустой и макаронами (все в одном супе), а также всё что подавалось  на завтраке.

24. Стойбище


25. Разделка


26.


По неписаному закону тундры, человека пришедшего в стойбище, обязательно накормят, напоят и предложат кров. Взамен от путника ничего не требуется, кроме одного, рассказать пыныль (новость).   Пыныль рассказывается обстоятельно.  Информационный голод штука серьёзная. Это в городе человек мечтает выбраться из информационной паутины, здесь же, в тундре, даже самая незначительная информация становится событием. Бывало так, что ради того чтобы пообщаться и услышать голос из-вне оленеводы проговаривают драгоценные (в прямом смысле слова) минуты по спутниковому телефону.  Разговаривают долго и беспредметно: о погоде, всё ли в магазин завезли, как праздник отметили. С практической точки зрения эта информация в тундре абсолютно не нужная, но это пыныль.

Первым делом я рассказываю о своём путешествии: сколько иду, что видел, как дальше собираюсь идти, что кушаю, как реки перехожу и т.п.

- Как там на Украине? Воюют? - задают мне вопрос после моего рассказа.
Я даже опешил немного.
- Не знаю, я же две недели назад вышел
- Но мы то дольше новостей не слышали, - справедливо заметил кто-то.

Рассказываю все что творилось до перемирия (ушёл в поход как только его подписали).
Когда пыныль рассказан, начинаю спрашивать и я. На это место бригада перекочевала в начале сентября. В ходе разговора выяснилось, что ни как называется река, ни где мы точно находимся на карте, оленеводы не знают.

- Мы в Ложке, - сказал бригадир. Ложкой, называют одну из сопок, она напоминает перевёрнутый столовый прибор.
- А выше по Мейнгывеему много болот?
- По какому Менйгывеему?
- Ну вот эта река на которой вы стоите Мейнгывеем называется.
- А. Мы не знаем тут ничего. Недавно сюда пришли.

Позже, когда консультировался по дальнейшему маршруту, снова выяснилось, что не смотря на то, что предыдущее место кочёвки находилось всего в 50 километрах, местность на карте оленеводы не знают вовсе. Названия рек, озёр и сопок, знают только основных. Это конечно не умаляет их знания тундры и умения ориентироваться. Оставил мужчинам все свои карты от Лаврентия до Провидения, может выучат топонимы местности их окружающей.

Продолжение следует

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7.

Провидения, Чукотка, Чукотский поход, экипировка и снаряжение

Previous post Next post
Up