Чукотский поход

Nov 16, 2014 12:00

Глава седьмая, в которой произошла неожиданная встреча.

Сегодня день перемен. В первую очередь ландшафтно-дорожных. Кочка и болотина есть, но большую часть пути иду уже по твёрдой тундре.
Выхожу на маршрут в половине восьмого утра. Термометр показывает +5. При отсутствии ветра весьма комфортная температура. Я бы даже сказал, температура как раз для хождения с рюкзаком, не холодно, но и не жарко.
Вездеходная через три километра от базы сворачивает к Ионивеему, без сожаления прощаюсь с дорогой и выхожу на целину. Перевалив через небольшой водораздел попадаю в небольшую, но сильно закочкованную долину Коотоновских озёр. Топонимический словарь Леонтьева и Новиковой сообщает, что языковая принадлежность гидронима не установлена, а жаль. Красивое название.

2. Озёра Коотон

Чтобы попасть в долину реки Ананайваам мне нужно перевалить через небольшую горную гряду. Почти на самой вершине натыкаюсь на отличную вездеходную. Очередной раз убеждаюсь, что не мы ищем дорогу, дорога ищет нас. Что ж, глупо отказывать себе в хорошей, хотя и заболоченной дороге. К обеду распогодилось, выглянуло солнце. Идти стало значительно веселее, тем более, что дорога пошла на спуск.  Идти сейчас в разы легче, не только из-за вездеходной. Рюкзак, наконец-то пришёл в состояние "Вот с таким и надо ходить в походы".  Вес, что-то около 30 кг. (вместе с ружьём).  Теперь можно идти без перекуров больше часа, по 4-5 км. Фантастическая скорость для начальной стадии похода.

После обеда пошёл дождь. Но он всё равно не смог испортить настроение, потому что я вышел к реке, а значит вышел на твёрдый берег. Ананайваам в среднем течении прорубает скальные породы. Живописно и рыболовно. Скидываю рюкзак, беру удочку и иду к реке. Рыба не нужна, просто соскучился по камням и твёрдой земле.

На яме возле прижима много хариуса. Но вытащить смог только одного. Остальной демонстративно отворачивался от блесны. Вознаградил Локи свежим хариусом за водные заплывы через Анонай.
Поднимаюсь в верховья реки.  Река становится мельче, зато пошли заросли ивняка, а вместе с ним запах. Как божественно пахнет осенняя ива!  На одной из речных кос обнаружил глиняный артефакт, маленькую ступку. Скорее всего это жирник. Посмотрел на ступку, сфотографировал и выкинул. Но метку находки на навигаторе поставил. Через полкилометра  проснулась жаба. И почему не забрал? Веса то немного. А еще историк называется!

4. Река Анонайваам

7. Артефакт

Время  4 часа дня. Пора уже задумываться о ночлеге. Ставлю себе задачу пройти еще километра 4 и разбивать палатку.  Но не успел до конца сформулировать мысль, как неожиданно за очередным поворотом на надпойменной терассе увидел балок. Вот так выглядит чудо!  В кустах чуть ниже балка притаилась стая куропаток. Эта стая "убегала" от меня с начала появления кустов. Но в этот раз улететь смогли не все. Вместе с куропатками появились и зайцы. Их еще не много, но они так же как и куры уже белые. К зиме готовы. Небольшой пустяк, зима еще не готова. Дичь в это время осторожна и пуглива. Понимают, что маскировщики в это время года с них никакие, и уходят/улетают задолго до убойной дистанции.  Курицу отдал Локи, у него сегодня праздник живота.

Балок, а точнее два спаренных стандартных домика геолога, не жилой. Выбиты окна. Но есть дверь и печка. Вокруг много дров. Печка-мечта. Тяга фантастическая. Через полчаса возле печки жарко.  Хорошо в балке, даже с выбитыми окнами.

7. Чудо выглядит так

9. Долина Анонайваама

Следующий день похож на предыдущий. С утра пасмруно, но тепло. Иду вверх по реке. Река становится мельче, а вскоре и вовсе превращается в ручеёк. Но делает при этом "бяку", уходит в болотистую тундру. Никак не ожидал, от такой перспективной горной речки что своё начало она берёт на болотах.  Своё течение мощный Анонайваам, начинает из нескольких одноимённых озёр, что расположились на водоразделе. Такие водоразделы здесь называют пупами. Пуп земли, потому что реки  стекающие по обе стороны от водораздела текут не только в разные стороны, но и в разные океаны. На этом четырёхкилометровом водоразделе  я в крайний раз в этом походе иду по кочкарнику, причём самому жёсткому из того что ходил. Как и вчера, к обеду небо распогодилось и выглянуло солнце. Спускаюсь вниз по притоку Мейнгывеема. Если сегодня выйду к его истокам будет вообще чудесно. А все предпосылки для этого есть. На обед встаю, когда одометр показывает, что за полдня я прошёл 18 км! Отличный результат, бывало что за день проходил меньше. Но кроме этой радостной цифры одометр показал, что я пошёл уже на третью сотню километров.

10. Верховье Анонайваама

11. Исток Анонайваама

12. Озеро Анонай. Пуп земли

13. Приток Мейнгывеема.

14. Обеденное настроение

Так же как и вчера, после обеда погода вновь испортилась. Но дождя пока не было. Не успел пройти и километр, как за поворотом ручья увидел...стойбище! Да, на высоком бугре словно индейские вигвамы стояли 3 яранги и несколько разноцветных палаток.  Первой мыслью было: "И почему до обеда еще немного не прошёл? Обедал бы в бригаде".  Пока шёл, мозг "включил" песню Гарика Сукачёва "...ты видишь, как пляшут огни индейских костров...".  Огней не было, но ощущение радости, что  неожиданно набрёл на  единственную провиденскую оленеводческую бригаду, меня переполняло.

Заметили меня поздно, когда до яранг оставалось метров 300. Встречать вышло всё население стойбища, человек 10. Локи шёл рядом весь настороженный, у яранг лаяли собаки.  Чтобы собаки не порвали Локи  метров за пятьдесят я остановился, снял ружьё, рюкзак, привязал к нему собаку и с пустыми руками пошёл к людям.  Поступил прагматично, но внутри чувствовалась комичность момента: европеец, высадившийся в Америке идёт к аборигенам с пустыми руками показывая что пришёл с миром.

- А чего рюкзак оставил? - спросил кто-то из оленеводов после знакомства
- Да думал, чтобы пса моего ваши собаки не порвали.
- Неси всё сюда, собаки на привязи.

Это я уже потом, задним умом, вспомнил, что на стойбищах собаки всегда на привязи, иначе пожрут всё что попадётся в зубы, вплоть до покрышек от яранг.

15. В бригаде

Меня приглашают в ярангу. На стол ставят мясо, салат из зелёного лука, чай, ландорики (о которых я расскажу в следующей части), варенье из шикши. Я не был голоден. То есть в походном режиме я  спокойно доживал до 6-7 вечера, когда был готов ужин.  Но при виде еды, тем более мяса, мучного и сладкого, я понял что голоден.  Процесс приёма пищи остановила только совесть.  А так мне кажется ел бы до вечера. Разумеется о продолжении похода сегодня не могло быть и речи.  Парни, Валера и Максим собрались за дровами на реку.

- Отлично, я с вами, заодно и порыбачу.

Максу отдал патроны к охотничьему ружью. У них уже практически не осталось, а мне как показала практика они и не нужны. Оставил несколько пулевых, и штуки 3 дробовых, на всякий случай.
Рыбалка на Мейнгывееме, мягко говоря не важнецкая. У пацанов в двух сетках пусто. Я на спининг вытащил только одного. Пока  рыбачил, а Валера собирал хворост, Макс добыл зайца. Но хоть не с пустыми руками пришли.

18. Антонина Рахтына и Галина Тегрувье

20. Валеры Гувы и Максим Туккай

21. Макс добыл зайца

22. Река Мейнгывеем

23. Сбор веток

- А чего ты завтра пойдешь? Оставайся, завтра будем выбраковку делать, оленей сюда подгоним, - предложила Антонина, самая весёлая и бойкая среди женщин.

И хочется, и график нарушать не охота. Но любопытство пересилило. Я же не разу на отбивке не был. Тем более такой шанс выдался.

- Хорошо, - согласился я, - тогда дальше после обеда пойду.

Наивный. Но об этом я понял только завтра. А сейчас, после ужина мы сели играть в карты. В тундре карты - это почти всегда "тысяча". Четыре человека сидят за маленьким столиком на маленьких табуртках, вглядываются в карты, освещённые самопальным светильником и режутся в штуку. Эх, давненько я людей не видел, еще дольше вот так в карты не играл.

24. Игра в карты. Я на прикупе

Спать улёгся в чотагине, внутренем пространстве яранги.
- А чего в полог не идёшь? - спросила хозяйка яранги Галина.
- Да нет, я здесь. У меня же собака, он выть начнёт.

Отношение к собакам у оленеводов, как и у всех жителей живущих натуральным хозяйством сурово-потребительское.  В стойбище собаки живут на привязи.  Локи никак не хотел принимать этот пункт во внимание, и как только я вошёл в ярангу он тут же прошуршал за мной. На него тут же цикнули. Я пошёл на небольшую хитрость. Сел возле входа в ярангу и Локи демонстративно посадил рядом. Так сказать на пограничье, вроде и не улица, но еще и не яранга. Здесь главное выждать момент. Локи это прекрасно чувствует и потихоньку, по сантиметру подвигался в глубь. А к вечеру уже все привыкли, что он лежит рядом со мной в яранге.

Один из парней как-то сказал, что у них так не принято:

- Знаю, но для меня Локи это друг. Он со мной прошёл Крым-Рым.  Ты же друга на улице не оставишь?
- Ну в таком плане да, - согласился собеседник.

Конечно в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но я был очень благодарен хозяевам яранги, за понимание  и терпение с которым они приняли меня с собакой у себя в яранге.

Мне постелили шкуру в правом углу. В левом спала баба Маша.

- Она у нас рано ложиться и рано встаёт, так что ты не обращай внимания. И кстати, в это ведро сать, а в этот горшок срать. Если захочешь, - сказал Валера указывая на ёмкости для  испражнений стоявшие у моих  ног, возле входа в полог.

Дочка хозяйки яранги, Виолетта, зашнуровала вход в ярангу и в яранге стало тихо.  "Забавно получается,  - размышлял я лёжа в спальнике, - сегодня на перевале,  почему то подумал про оленеводческую бригаду. Я же не разу не встречал в тундре оленеводов".

Уже засыпая услышал осторожный хруст. Локи, поганец, нашёл где-то косточку. Ну пусть грызёт, один хрен уже поздно забирать.

Продолжение следует

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.