Схема проведения испытаний. Harbin Engineering University
Недавно Китай раскрыл ряд данных о давнишних «секретных» испытаниях ПЛО с помощью
некой подводной роботизированной системы - самостоятельный поиск и пуск торпеды в направлении выбранного «мозгами» ИИ UAV'а объекта. Попробуем проанализировать эти скупые крохи информации с технической точки зрения в сравнении с моими намечающимися изделиями, особенно близкого по замыслу «
Бегемотика». В комментариях к оригиналу статьи идет взбудораженное обсуждение вероятного прогресса китайского устройства за прошедшие 10 лет - вплоть до уровня «звезды смерти». Однако я склонен к обратному выводу: как раз застой в совершенствовании аппарата и вынудил его разработчиков «вбросить в массы иллюзорную надежду», чтобы на волне хайпа попытаться выбить еще денег у разочарованного пробуксовкой проекта Заказчика.
Если я правильно определил масштабную сетку приведенной карты: 200х200м, то расстояние захвата цели ГАС АНПА составило всего полкилометра, что не является впечатляющим результатом даже в сопоставлении с характеристиками обычных торпед и глубинных бомб (типа «
Загон»). Впрочем, нам неизвестны энергетические параметры источника шума - от которого и зависит полноценное распознавание цели в пассивном ГА-режиме. Но вряд ли китайские ученые могли здесь совершить революцию.
Алгоритм спиралеобразного поиска ПЛ также хорошо известен и присутствует у большинства противолодочных средств с воздушной доставкой (гравитационных бомб и ракето-торпед). Особый интерес представляет время автономной работы, но если верить словам конструктора этого поделия о приводе на основе энергии литиевых батарей, то импортные аналоги показывают достаточно скромные результаты в пару-тройку суток (в движении). Имеется вопрос и к диаграмме направленности ГАС: судя по траектории вряд ли она составляет 360град. Увеличить эти характеристики можно за счет внедрения топливных элементов (водород и кислород), а также установкой всеракурсных антенн: это усложнит и удорожает эксплуатацию устройства, а с учетом необходимой массовости - и количество аварий с кислородной заправкой.
Размещать базы подобных «подслеповатых охотников» рядом с районами дежурства собственных ПЛ чревато болезненными «самострелами». Вынос пунктов обслуживания на удаленные острова в Ю-Китайское море даст шанс вероятному противнику захватить для изучения полноценный экземпляр в нейтральных водах, а в случае конфликта - организовать слежение и превентивно уничтожать АНПА, выходящие из плохо охраняемых баз. В общем, даже концептуально идея малопригодна для охраны береговой линии Китая.
Единственный дееспособный вариант применения «блуждающей торпеды» возможен при засадной тактике, когда в угрожаемый период (еще до начала боевых действий) к базам противника выдвигаются полчища подобных АНПА, поджидающих ПЛ на маршрутах развертывания. В этом случае все упирается в расторопность средств ПМО противника и его отвлекающих маневров (имитаторов ПЛ, типа «Суррогата»). И здесь ключевыми решениями противоборства могут быть распределенные сети моих роботизированных устройств на качкоходах «
Мотыль» и «
Балаба».
Итак, подведем итоги:
- Чисто «аккумуляторный» вариант конструкции роботизированного носителя торпеды (-ед) имеет малое время функционирования, как и дальность автономного перемещения с ограниченными поисковыми способностями пассивного типа.
Оптимальное решение - распределенная сеть « Баттерфляев» с ГА оборудованием поиска в широком диапазоне частот (низких и высоких) и « Мотылей» с « Оборотнями». - Охрана побережья вооруженными аппаратами в зонах курсирования собственных ПЛ и оживленного судоходства чревата непредвиденными авариями и несчастными случаями.
Оптимальное решение - связка поисковой сети безоружных « Патефонов» (в т.ч. и против подобных малых АНПА) и расположенных в своих терводах либо под охраной ВМС роботизированных « Мандолин» с БПЛА-носителями торпед и ложных целей для увода антиторпед. - Переход на топливные элементы с многочисленной номенклатурой устройств потребует значительных капитальных вложений в береговую инфраструктуру с повышенной культурой эксплуатации заправки баков кислородом.
Оптимальное решение - дизель-электроходы с частичным глайдерным движением (особенно с восточной стороны Японии) в сочетании с надводными роботизированными средствами навигации и связи в виде глайдеров и « Водомерок». - Боевое дежурство в международных водах сопряжено с опасностью захвата АНПА (Китай в этом не одинок) либо преднамеренного повреждения силами ПМО сопредельных государств.
Оптимальное решение - разделение боевых средств на следящую и ударную компоненты, как в системе ПЛО «Облава» с патрулированием зон ответственности гидро-БПЛА « Утконос».
В общем, если стоит задача по блокированию единичных ПЛ Тайваня - то тут все средства хороши, даже такие допотопные, как в Харбинском университете... Однако если Китай намеревается сдержать натиск объединенных сил АСЕАН (США, Япония, Австралия и примкнувшие) - тогда надо готовить более эшелонированную оборону, где противника лучше встречать вдали от возможного рубежа открытия им огня...