Ибн Касир ашарит в акыде

Jul 21, 2011 23:04

«Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха», означает: желая награды Аллаха и его довольства.

[Ибн Касир, «Тафсир аль-Куръануль `Азым»]

Тафсир 88 аята, суры  аль-Касас (28): «...Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика...»

Сказал Ибн Касир (701-774 г.х.) в тафсире этого аята:

وَقَوْله " كُلّ شَيْء هَالِك إِلَّا وَجْهه " إِخْبَار بِأَنَّهُ الدَّائِم الْبَاقِي الْحَيّ الْقَيُّوم الَّذِي تَمُوت الْخَلَائِق وَلَا يَمُوت كَمَا قَالَ تَعَالَى " كُلّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ وَيَبْقَى وَجْه رَبّك ذُو الْجَلَال وَالْإِكْرَام " فَعَبَّرَ بِالْوَجْهِ عَنْ الذَّات وَهَكَذَا قَوْله هَهُنَا " كُلّ شَيْء هَالِك إِلَّا وَجْهه " أَيْ إِلَّا إِيَّاهُ

وَقَالَ مُجَاهِد وَالثَّوْرِيّ فِي قَوْله : " كُلّ شَيْء هَالِك إِلَّا وَجْهه " أَيْ إِلَّا مَا أُرِيدَ بِهِ وَجْهه

كُلّ الذَّوَات فَانِيَة وَزَائِلَة إِلاَّ ذَاته تَعَالَى وَتَقَدَّسَ فَإِنَّهُ الأَْوَّل وَالآْخِر الَّذِي هُوَ قَبْل كُلّ شَيْء وَبَعْد كُلّ شَيْء

И слова Его «Каждая вешь умрет, кроме Его Лика», сообщает, что Он вечный и постоянный (Дайм Баки), Живой (Хай), не нуждающийся в своем существовании ни в чем (Кайум), который умертвляет созданных, а сам не умирает. Как сказал Всевышний «Каждый кто на ней (Земле) изчезнет, и останется только Лик Господа твоего обладатель Мощи и Почета» и «Лик» Его означает сущность (Аллаха). А так же слова Его «Каждая вещь погибнет, кроме Лика Его», означают кроме Него.

И сказали Муджахид и ас-Саури: «Каждая вещь погибнет, кроме Лика Его», означает, кроме того, что было устремлено к Лику Его (т.е. к довольству Его).

Всему присуще исчезновение и непостоянство (гибель) кроме Сущности Аллаха, и Он Первый и Последний, и Он перед каждой вещью и после каждой вещи.

[Ибн Касир, «Тафсир аль-Куръануль `Азым»]

Тафсир 54 аята, суры аль-А`раф (7): «…а затем истава над Троном»

Сказал Ибн Касир (701-774 г.х.), да смилуется над ним Аллах,  в толковании 54 аята, суры «аль-А`раф»:

قال ابن كثير في تفسيره الآية 54\الأعراف

وَأَمَّا قَوْله تَعَالَى " ثُمَّ اِسْتَوَى عَلَى الْعَرْش " فَلِلنَّاسِ فِي هَذَا الْمَقَام مَقَالَات كَثِيرَة جِدًّا لَيْسَ هَذَا مَوْضِع بَسْطهَا وَإِنَّمَا نَسْلك فِي هَذَا الْمَقَام مَذْهَب السَّلَف الصَّالِح مَالِك وَالْأَوْزَاعِيّ وَالثَّوْرِيّ وَاللَّيْث بْن سَعْد وَالشَّافِعِيّ وَأَحْمَد وَإِسْحَاق بْن رَاهْوَيْهِ وَغَيْرهمْ مِنْ أَئِمَّة الْمُسْلِمِينَ قَدِيمًا وَحَدِيثًا وَهُوَ إِمْرَارهَا كَمَا جَاءَتْ مِنْ غَيْر تَكْيِيف وَلَا تَشْبِيه وَلَا تَعْطِيل وَالظَّاهِر الْمُتَبَادِر إِلَى أَذْهَان الْمُشَبِّهِينَ مَنْفِيّ عَنْ اللَّه فَإِنَّ اللَّه لَا يُشْبِههُ شَيْء مِنْ خَلْقه وَ " لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْء وَهُوَ السَّمِيع الْبَصِير " بَلْ الْأَمْر كَمَا قَالَ الْأَئِمَّة مِنْهُمْ نُعَيْم بْن حَمَّاد الْخُزَاعِيّ شَيْخ الْبُخَارِيّ قَالَ مَنْ شَبَّهَ اللَّه بِخَلْقِهِ كَفَرَ وَمَنْ جَحَدَ مَا وَصَفَ اللَّه بِهِ نَفْسه فَقَدْ كَفَرَ وَلَيْسَ فِيمَا وَصَفَ اللَّه بِهِ نَفْسه وَلَا رَسُوله تَشْبِيه فَمَنْ أَثْبَتَ لِلَّهِ تَعَالَى مَا وَرَدَتْ بِهِ الْآيَات الصَّرِيحَة وَالْأَخْبَار الصَّحِيحَة عَلَى الْوَجْه الَّذِي يَلِيق بِجَلَالِ اللَّه وَنَفَى عَنْ اللَّه تَعَالَى النَّقَائِص فَقَدْ سَلَكَ سَبِيل الْهُدَى

Что касается слова Всевышнего Аллаха: «…а затем истава над Троном».  «У людей в отношении к этому много мнений и я считаю тут не место для их упоминания. Мы же проложим в этом вопросе, путь праведных Салафов, Имамов Малика, Аузаи, Саури, Лейса, аш-Шафии, Ахмада, Исхака ибн Рахавейхи, и других Имамов прошлого и настоящего. Это прохождение этих аятов как они пришли, без представления формы-образа, без уподобления и без опустошения. Внешнее указание, приходящее на ум уподобляющих не относится к Аллаху Всевышнему, ничто не подобно Ему: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». Дело обстоит так, как сказали Имамы, среди которых Наим ибн Хамад аль-Хузаи, шейх Имама аль-Бухари: «Кто уподобил Аллаха, Его творениям, тот проявил неверие, кто отрицал, то чем Себя описал Аллах, тот так же проявил неверие, и нет в том, чем описал Себя Аллах и сообщил Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) уподобления. Кто описывает Аллаха, тем, что пришло в ясных аятах и достоверных хадисах, так как подобает Его Величию и очищает Имена и Атрибуты Аллаха от недостатков, тот стал на правильный путь».

[Ибну Касир, «Тафсир аль-Куръануль `Азым», сура 7, «аль-А`раф», аят 54]

Такова акыда этого великого имама. И Хвала Аллаху, Господу Миров!

тафсир, ашариты, Ибн Къаййим, Ибн Хаджар Аскаляни, ашарит, акыда, Ибн Касир, мушаббиха

Previous post Next post
Up