Jul 12, 2011 15:11
Худжатуль-Ислам (Довод
Ислама) Имам аль-Газали (450-505 г.х.), да смилуется над ним Аллах,
красиво разъяснил, что должен делать мусульманин, услышав иносказательные аяты
или хадисы. В книге «Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям» он пишет:
ولقد أجمل حجة الإسلام الغزالي - رحمه الله تعالى - ما يجب على المسلم عند سماعه
لهذه النصوص بقوله (إلجام العوام عن علم الكلام ص/4 من الطبعة الأزهرية للتراث سنة
1418هـ):
(اعلم أن الحق الصريح الذي
لا مراء فيه عند أهل البصائر هو مذهب السلف، أعني مذهب الصحابة والتابعين. وها أنا
أورد بيانه وبيان برهانه، فأقول:
حقيقة مذهب السلف وهو الحق عندنا أن كل من بلغه حديث من هذه الأحاديث من عوام
الخلق يجب عليه فيه سبعة أمور، التقديس ثم التصديق ثم الاعتراف بالعجز ثم السكوت ثم
الإمساك ثم الكف ثم التسليم لأهل المعرفة.
أما التقديس: فأعني به تنزيه الرب تعالى عن الجسمية وتوابعها.
وأما التصديق: فهو الإيمان بما قاله‘، وأن ما ذكره حق وهو فيما قاله صادق، وأنه
حق على الوجه الذي قاله وأراده.
وأما الاعتراف بالعجز: فهو أن يقر بأن معرفة مراده ليست على قدر طاقته، وأن
ذلك ليس من شأنه وحرفته.
وأما السكوت: فأن لا يسأل عن معناه ولا يخوض فيه، ويعلم أن سؤاله عنه بدعة،
وأنه في خوضه فيه مخاطر بدينه، وأنه يوشك أن يكفر لو خاض فيه من حيث لا يشعر.
وأما الإمساك: فأن لا يتصرف في تلك الألفاظ بالتصريف والتبديل بلغة أخرى، والزيادة
فيه والنقصان منه والجمع والتفريق، بل لا ينطق إلا بذلك اللفظ وعلى ذلك الوجه من الإيراد
والإعراب والتصريف والصيغة.
وأما الكف: فأن يكف باطنه عن البحث عنه والتفكر فيه.
وأما التسليم لأهلـه: فأن لا يعتقد أن ذلـك إن خفي عليـه لعجـزه فقد خفي على
رسول الله ‘ أو على الأنبياء أو على الصديقين والأولياء.
فهذه سبع وظائف اعتقد كافة السلف وجوبها على كل العوام، لا ينبغي أن يظن بالسلف
الخلاف في شي منها) اهـ.
Знай,
ясной и бесспорной истиной для обладающих глубоким знанием людей является
мазхаб саляфов, то есть мазхаб сподвижников и табиинов. Я приведу здесь
разъяснение этому и доказательство. Человеку не из ученых, который слышит такой
[иносказательный (муташабихат)] хадис, следует соблюдать 7 условий. Он должен:
почтить его, подтвердить, признать свою слабость, молчать, воздержаться,
отказаться и предоставить это людям знания.
Почтить -
значит считать Всевышнего Аллаха чистым от телесности и того, что из этого
вытекает.
Что
касается подтверждения, то имеется в виду вера в то, что он (Пророк, да
благословит его Аллах и приветствует) сказал, в то, что его слова - истина и
что он прав в своих словах. Верить, что это истина в том смысле, который он
имел в виду.
Что
касается признания своей слабости, то это признание неспособности понять смысл
и того, что это не является его делом и специальностью.
Молчать -
значит не спрашивать об их (иносказательных аятов и хадисов) смысле и не
углубляться в это; знать, что вопросы об этом есть новшество (бид`а), а
углубляться в них опасно для веры, поскольку таким образом можно выйти из веры,
даже не зная об этом.
Что
касается воздержания, то имеется в виду, что не следует склонять эти слова,
заменять их другими, на другом языке (т. е. переводить), сокращать их или
прибавлять к ним что-либо, разделять или объединять. То есть говорить надо
никак иначе, а только теми же словами, в той же форме, как они дошли до нас,
сохраняя их род, стиль, спряжение, падеж.
Отказаться
- значит удержать свое сердце от исследования этих текстов и размышления о них.
Предоставить
это знающим - значит не быть убежденным, что если не знаешь их смысла из-за
своей слабости, то не знал этого и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует),
или праведники, или любимцы Аллаха (авлия).
Воистину,
по убеждению всех саляфов, это семь обязательных условий для каждого человека,
не обладающего знаниями. Не следует даже думать, что среди саляфов были
разногласия по этому поводу.
[Имам аль-Газали,
«Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям», стр. 4]
акыда,
ташбих,
салафы,
тафвид аль-маани,
сифаты,
калам,
Имам аль-Газали