Oct 17, 2019 12:46
Имам Абуль-Фадль Абдул-Вахид ат-Тамими аль-Ханбали (341 - 410 гг. х) передает в своей книге «И’тикаду аль-Имам аль-мунаббаль Аби Абдиллях Ахмад ибн Ханбаль» (Изд. Дар аль-Кутуб аль-Ильмия, с. 38) мнение имама Ахмада относительно «истава»:
وكان يقول في معنى الاستواء هو العلو والارتفاع ولم يزل الله تعالى عاليا رفيعا قبل أن يخلق عرشه فهو فوق كل شيء والعالي على كل شيء وإنما خص الله العرش لمعنى فيه مخالف لسائر الأشياء والعرش أفضل الأشياء وأرفعها فامتدح الله نفسه بأنه على العرش أستوى أي عليه علا ولا يجوز أن يقال أستوى بمماسة ولا بملاقاة تعالى الله عن ذلك علوا كبيرا والله تعالى لم يلحقه تغير ولا تبدل ولا تلحقه الحدود قبل خلق العرش ولا بعد خلق العرش
«И он - имам Ахмад - говорил о смысле слова «истива», что это означает возвышение (улюв) и возвышенность (иртифа’), и Аллах не переставал быть Возвышенным до того, как создал свой Трон, потому что Он над всем сущим и выше всего. Он выделил Трон из-за значения, которое противоречит значениям остальных вещей: Трон превосходнее всех творений и самое высокое из них, и Аллах похвалил Себя тем, что Он над Троном «истава», то есть возвысился (‘аля) над Ним, а говорить, что Он «истава» прикосновением к нему не дозволено, Пречист Аллах от всего этого. Не постигают Всевышнего Аллаха изменения и перемены, а границы не охватывали Его ни до сотворения Трона, ни после этого».
Также имам Абдул-Вахид ат-Тамими передал, что имам Ахмад осудил тех, кто сказал, что Аллах является «телом» («джисм»), говоря (с. 45):
وأنكر على من يقول بالجسم وقال إن الأسماء مأخوذة بالشريعة واللغة وأهل اللغة وضعوا هذا الاسم على كل ذي طول وعرض وسمك وتركيب وصورة وتأليف والله تعالى خارج عن ذلك كله فلم يجز أن يسمى جسما لخروجه عن معنى الجسمية ولم يجىء في الشريعة ذلك فبطل
«Названия вещей берутся из Шариата и арабского языка. Носители языка использовали это слово („тело“) для обозначения того, что имеет высоту, широту, состоит из частей, имеет форму и состав, в то время как Всевышний Аллах превыше всего этого, поэтому Он не может называться „телом“, потому что Его описание выше любого смысла, который имеет слово „тело“. Такое мнение о Всевышнем (что Он является телом) не было передано Шариатом, и потому опровергнуто».
Также имам Абдул-Вахид ат-Тамими передал в книге (с. 87):
وسئل (أي الإمام أحمد) قبل موته بيوم عن أحاديث الصفات, فقال: تمر كما جاءت, ويؤمن بها إذا كانت بأسانيد صحاح, ولا يوصف الله بأكثر مما وصف به نفسه بلا حد ولا غاية, ليس كمثله شىء وهو السميع البصير, ومن تكلم في معناها ابتدع
«Спросили имама Ахмада за день до его смерти относительно хадисов повествующих о сифатах.
Он (Ахмад) ответил: Оставляем их как пришли, и верим в них когда приходят с достоверной цепочкой, и не описываем Аллаха более, чем Он Сам Себя описал, без границ и пределов, «Нет ничего подобного Ему, Он Слышащий, Видящий». И тот, кто ведет речь об их смыслах, совершает нововведение».
Абдул-Вахид ат-Тамими,
акыда,
тафвид,
сифаты,
Имам Ахмад,
ханбалиты