Абу Усман ас-Сабуни о "нузуль" (нисхождение)

Oct 17, 2016 00:07

Имам, шейх уль-Ислам Абу Усман ас-Сабуни аш-Шафии (373-449 гг.х) сказал в своем послании:

سمعت الأستاذ أبا منصور على إثر هذا الحديث الذي أملاه علينا يقول سئل أبو حنيفة عنه فقال: "ينزل بلا كيف " وقال بعضهم: "ينزل نزولا يليق بالربوبية بلا كيف، من غير أن يكون نزوله مثل نزول الخلق، بالتخلي والتملي، لأنه جل جلاله منزه أن تكون صفاته مثل صفات الخلق، كما كان منزها أن تكون ذاته مثل ذوات المخلوقين، فمجيئه وإتيانه ونزوله على حسب ما يليق بصفاته، من غير تشبيه وكيف.

«И я слышал, как устаз Абу Мансур, сразу после того, как рассказал нам этот хадис, сказал: «Абу Ханифу спрашивали об этом, и он сказал: «Нисходит без вопросов «как?»» А некоторые сказали: «Он нисходит так, как это подобает Его Господству, без вопросов «как?» И нисхождение Его не подобно нисхождению Его творений, занимая одно место и освобождая другое. Это потому, что Он далек и пречист от того, чтобы Его сущность или какие-либо качества были подобны сущностям и качествам созданных. Поэтому Его нисхождение, Его пришествие находятся в полном соответствии с остальными Его совершенными качествами, далекими от какого-либо уподобления (ташбих) или вопроса «как»».

Также он сказал:

فلما صح خبر النزول عن الرسول صلى الله عليه وسلم أقر به أهل السنة، وقبلوا الخبر، وأثبتوا النزول على ما قاله رسول الله صلى الله عليه وسلم، ولم يعتقدوا تشبيها له بنزول خلقه، ولم يبحثوا عن كيفيته ، إذ لاسبيل إليها بحال ، وعلموا وتحققوا واعتقدوا أن صفات الله سبحانه لا تشبه صفات الخلق، كما أن ذاته لا تشبه ذوات الخلق تعالى الله عما يقول المشبهة والمعطلة علوا كبيرا، ولعنهم لعنا كثيرا.
«Поскольку хадисы о нисхождении Аллаха установлены достоверно, приверженцы Сунны признают это, принимая их и утверждая, что нисхождение присуще Аллаху именно так, как об этом сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. К их убеждениям не относится придание схожести (ташбих) нисхождению Аллаха с тем, как это делают Его творения. Они не допытываются в стремлении понять, как Аллах нисходит к ближайшему небу, поскольку это невозможно в принципе. Они знают, понимают и убеждены в том, что атрибуты и сущность Аллаха, пречист Он и Возвышен, не схожи с атрибутами и сущностью Его творений. Далек Аллах от того, что говорят «мушаббиха» и «му’аттыля». Да проклянет их Аллах премного!

وقرأت لأبى عبد الله ابن أبي حفص البخاري، وكان شيخ بخارى في عصره بلا مدافعة، وأبو حفص هذا كان من كبار أصحاب محمد بن الحسن الشيباني، قال أبو عبد الله:- أعني ابن أبى حفص هذا- سمعت عبد الله بن عثمان وهو عبدان شيخ مرو يقول: سمعت محمد بن الحسن الشيباني يقول: قال حماد بن أبي حنيفة: قلنا لهؤلاء: أرأيتم قول الله عز وجل (وجاء ربك والملك صفا صفا) وقوله عز وجل : ( هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام والملائكة ) فهل يجيء ربنا كما قال ؟؟ وهل يجيء الملك صفا صفا ؟ قالوا : أما الملائكة فيجيئون صفا صفا ، وأما الرب تعالى فإنا لا ندري ما عنى بذلك ولا ندري كيف جيئته . فقلنا لهم إنا لم نكلفكم أن تعلموا كيف جيئته ، ولكن نكلفكم أن تؤمنوا بمجيئه . قالوا: أما الملائكة فيجيئون صفا صفا، وأما الرب تعالى فإنا لا ندري ما عنى بذاك، ولا ندري كيفية مجيئه، فقلنا لهم: إنا لم نكلفكم أن تعلموا كيف جيئته، ولكنا نكلفكم أن تؤمنوا بمجيئه، أرأيتم من أنكر أن الملك يجيء صفا صفا ما هو عندكم؟ قالوا: كافر مكذب. قلنا: فكذلك من أنكر أن الله سبحانه لا يجيء فهو كافر مكذب.
Я учился у Абу ‘Абдуллаха Ибн Аби   Джафара    аль-Бухари, которого единогласно признавали шейхом Бухары в свое время . А его дед   Ибн Абу Хафс был одним из главных соратников Мухаммада Ибн аль-Хасана аш-Шайбани (ученика Абу Ханифы). И он рассказывал: «Я слышал Абдуллаха Ибн Усмана - а это Абдан, шейх Марва, что он рассказал, как Мухаммад Ибналь-Хасан аш-Шайбани сказал: «Хаммад Ибн Аби Ханифа рассказывал: «Мы сказали этим (отрицающим): «Вы что не встречали слов Аллаха: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами»? Или Его слов: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним, осененный облаками, вместе с ангелами»?! Разве не придет наш Господь, как Сам сказал об этом?! Разве ангелы Его не придут, выстроившись рядами?! Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут, выстроившись рядами, а что касается Всевышнего Господа, то мы не знаем, что имеется в виду под Его пришествием, и не знаем, как Он приходит». Тогда мы сказали им: «А мы и не обязываем вас знать, как Он это делает, однако обязываем вас верить в то что Он придёт. Что вы скажете о том, кто станет отрицать, что ангелы придут, выстроившись рядами?» Они ответили: «Мы считаем такого неверным, объявляющим истину ложью». Мы сказали: «Вот также и тот, кто отрицает пришествие Аллаха, является неверным, объявляющим истину ложью».

[Абу Усман ас-Сабуни, «Акыда ас-саляф ва асхаб аль-хадис», стр. 60-62; Дар аль-Минхадж]

нузуль, акыда, Абу Усман ас-Сабуни, сифаты

Previous post Next post
Up