Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали со слов Ибн аль-Джаузи (508-597 гг.х) привел в биографии Ибн Хубайрата аль-Ханбали (499-560 гг.х) его высказывания о сифатах:
ومن كلامه في السنة: قال أَبُو الفرج بن الجوزي: سمعت الوزير يقول: تأويل الصفات أقرب إلى الحظ من إثباتها على وجه التشبيه فإن ذلك كفر. وهذا غايته البدعة. قال وسمعته ينشد لنفسه: لا قول عند آية المتشابه ... للراسخين غير " آمنا به "
قال: وسمعته يقول: تفكرت في أخبار الصفات، فرأيت الصحابة والتابعين سكتوا عن تفسيرها، مع قوة علمهم، فنظرت السبب في سكوتهم، فإذا هو قوة الهيبة للموصوف، ولأن تفسيرها لا يتأتى إلا بضرب الأمثال لله، وقد قال عز وجل: " تَضْرِبُوا لِلَّهِ الأَمْثَالَ " النحل: 74، قَالَ: وَكان يقول: لا يفسر على الحقيقة ولا على المجاز لأن حملها على الحقيقة تشبيه، وعلى المجاز بدعة.
«Из его слов о «Сунне» [имеется ввиду о вероубеждении]:
Сказал Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи: Я слышал, как Вазир (Ибн Хубайрат) говорил: «Толкование (таъвиль) сыфатов более близок к истине чем утверждение их в виде уподобления, поскольку это есть неверие, а то в крайнем случае является новшеством».
Он - Ибн аль-Джаузи - сказал: Я слышал, как он воспевал: «Нет речи о неясных (муташабих) аятах... у утвердившихся в религии, кроме слов “мы уверовали”» …
Он - Ибн аль-Джаузи - сказал: Я слышал, как он говорил: «Я размышлял над преданиями о сифатах, и заметил, что сподвижники и табиины умолчали об их толковании, вместе с величием их знания. Затем я размышлял над причиной их молчания, и это было ничто иное как Величие описываемого, и невозможность толковать их кроме как придавая подобие Аллаху. Поистине, Всевышний сказал: «Никого не сравнивайте с Аллахом» (ан-Нахль: 74).
Он - Ибн аль-Джаузи - сказал: Он также говорил: «Не толкуют их ни буквально (хакика), ни в переносном смысле (маджаз), поскольку понимать их буквально есть уподобление, а в переносном есть новшество»».
[Ибн Раджаб аль-Ханбали, «Зайль Табакат аль-Ханабиля», 2/154]
Пользы:
1. Этот ученый относит те сифаты буквальный смысл которых указывает на ташбих к аятам муташабих (с неясным смыслом). И эта классификация соответствует тому, что
сказали такие ханбалиты как Ибн Кудама аль-Макдиси, Шамсуддин ибн Муфлих, Аляуддин аль-Мардави и другие.
2. Буквальное понимание таких сифатов как истава, яд, айн, ваджх и других, - является уподоблением Аллаха творению (ташбих).
3. Толкование текстов где пришли сифаты не является их опустошением.