بسم الله الرحمن الرحيم
Автор: Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф
ан-Навави
Книга: Шарх Cахих Муслим
Пророк (да благословит его Аллах и
приветствует) спросил её: «Где Аллах?» - и она ответила: «Фи ас-сама
(буквально: "В небесах")»; после чего он спросил её: «Кто я?» - и она
ответила: «Ты Посланник Аллаха», - и тогда он приказал освободить её, «потому
что она верующая».
Это
один из хадисов, в которых идёт речь об атрибутах Аллаха. Есть два пути
(мазхаба) в толковании таких хадисов, оба из которых я уже несколько раз
разъяснял в главе Китаб аль-Иман.
Первый мазхаб заключается в том, чтобы верить в эти слова,
не пытаясь вникнуть в смысл, будучи при этом убеждённым, что Аллах, Субханаху
ва Тааля, не похож ни на что, а также в том, что Его атрибуты не подобны
атрибутам творений (этот мазхаб называется «тафвиз»).
Второй мазхаб - толкование этого (та'виль) хадиса так, как
подобает величию Аллаха.
Приверженцы
второго пути сказали, что в этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и
приветствует) хотел проверить, относилась эта женщина к тем, кто поклоняется
земным идолам, или к тем, кто признаёт единственность Аллаха (муваххидун) и
верит, что создавать, контролировать и влиять [на что-либо] может только Аллах
и никто другой.
Ведь,
когда [те, кто признаёт единственность Аллаха (муваххидун)] взывают с мольбой
[к Совершенному Господу], они устремляют [свой разум и ладони] к небу, подобно
тому как они поворачиваются в сторону Каабы, когда совершают намаз [1]. Они обращают [свой разум и ладони]
к небу, потому что небо - это предписанное направление (аль-кибла) [для дуа]
так же, как Кааба - предписанное направление (аль-кибла) для намаза (ас-солят).
Поэтому,
когда женщина ответила: "Фи ас-сама",
- стало понятно, что она из тех, кто признаёт единственность Аллаха (муваххид),
а не идолопоклонница.
Аль-Кади Ияд сказал:
Нет абсолютно
никаких разногласий среди мусульман: факихов (знатоков Шариата), мухаддисов
(знатоков передатчиков и критики хадисов), мутакаллимов (учёных в области
калама), специалистов по богословским спорам (назар) и простых мусульман
(мукаллидов) - в том, что внешний смысл текстов [Корана и Сунны], в которых
упоминается, что Аллах в небесах, нельзя
принимать [буквально].
Например,
в словах Всевышнего: «Неужели вы думаете,
что Он, Который в небесах, не сможет заставить землю поглотить вас?»
Подобные
слова [где говорится или подразумевается, что Аллах в небесах] нельзя
воспринимать буквально (аля захирихи) - их, согласно единодушному мнению [всех
мусульман и знатоков всех областей шариатского знания, как было сказано выше],
следует понимать аллегорически (муаввалян).
Таким
образом, если кто-то из мухаддисов, факихов или мутакаллимов говорил о
направлении вверх (джиха аль-фаук), без указания границ или того, как это
происходит, - он выражал словом «небеса» значение «над небесами» [2].
Поскольку
большинство специалистов по религиозной полемике (назар), мутакаллимов и
приверженцев неподобия [Аллаха творениям] (асхаб ат-танзих) отрицали, что у
Аллаха есть какие-то границы, и отстаивали, что Ему, Субханаху ва Тааля,
невозможно придать направление, они толковали подобные слова различными
способами в соответствии с контекстом. Они предлагали такие же толкования,
какие мы упоминали ранее [имеется в виду упоминание в данном комментарии, что,
однако, не процитировал ан-Навави].
Далее
он [аль-Кади Ияд] сказал:
Хотелось
бы мне знать точно, что объединило людей Сунны и Истины на том, что необходимо
воздерживаться от размышлений о сущности (аз-зат) [Аллаха], как им приказал
[Аллах], а также на том, что необходимо оставить рассуждения о том, что не
подвластно разуму (аль-акль), и запретить говорить: «какая» (ат-такиф) [в
отношении божественной сущности], - и в какой форме (ат-ташкиль) [она
существует].
Они
молчали и воздерживались [от рассуждений или размышлений о божественной
сущности (аз-зат)] не потому, что у них были сомнения в отношении Существующего
или Его существования [а потому, что они осознавали, что Его сущность
непостижима].
Их
молчание не умаляет их веры в Его единственность (ат-таухид) - напротив, это и
есть сущность таухида [потому что признание того, что Он отличен от всего, что
мы можем себе представить, - необходимая часть совершенства таухида]
Некоторые
учёные пренебрегли [некоторыми жёсткими требованиями в утверждении отличия Бога
от творений] и допускают использование термина «направление» (аль-джиха) [в
отношении Аллаха] из страха проявить чрезмерную вольность [при толковании
шариатских текстов].
Но
тут возникает вопрос, существует ли разница между попыткой объяснить, «какая»
(ат-такиф) [в отношении божественной сущности], и приписыванием Ему
направления.
Без
сомнения, позиция, позволяющая избежать отклонения от пути тех, кому Аллахом
уготовлен успех, лежит в использовании тех терминов, которые используются в
самом Законе.
Hапример:
«…и Он налагает Свою волю на (фаука) Своих рабов»,
- или же слова: «…затем Он овладел [или взял власть; истава]
Троном», - понимая такие термины со ссылкой на аят в
соответствии с универсальным положением о божественном неподобии творениям
(танзих), а именно словами Аллаха: «Нет ничего подобного
Ему».
Ведь
разум не принимает ничего, что противоречит этому универсальному положению
Шариата».
И
таково суждение Кади, да будет милостив к нему Аллах [3].
Сноски:
[1]. Поднятие рук к небу
во время мольбы (дуа) не означает, что Аллах находится в небе так же, как
направление для намаза не означает, что Он находится в направлении Каабы.
[2]. То есть
Могущество Аллаха и Его Сила превыше небес - "превыше" в значении
ранга и степени, а не места и направления.
[3]. Шарх Сахих
Муслим, Дар Ихья ат-Турат аль-Араби, изд. 5, сс. 24-25
Источник:
http://www.darulfikr.ru/slave_woman_hadith_commentary