Комментарий к хадису: "Где Аллах?"

Mar 14, 2011 23:48


بسم الله الرحمن الرحيم

Автор:  Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави
Книга:  Шарх Cахих Муслим

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил её: «Где Аллах?» - и она ответила: «Фи ас-сама (буквально: "В небесах")»; после чего он спросил её: «Кто я?» - и она ответила: «Ты Посланник Аллаха», - и тогда он приказал освободить её, «потому что она верующая».

Это один из хадисов, в которых идёт речь об атрибутах Аллаха. Есть два пути (мазхаба) в толковании таких хадисов, оба из которых я уже несколько раз разъяснял в главе Китаб аль-Иман.

Первый мазхаб заключается в том, чтобы верить в эти слова, не пытаясь вникнуть в смысл, будучи при этом убеждённым, что Аллах, Субханаху ва Тааля, не похож ни на что, а также в том, что Его атрибуты не подобны атрибутам творений (этот мазхаб называется «тафвиз»).

Второй мазхаб - толкование этого (та'виль) хадиса так, как подобает величию Аллаха.


Приверженцы второго пути сказали, что в этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел проверить, относилась эта женщина к тем, кто поклоняется земным идолам, или к тем, кто признаёт единственность Аллаха (муваххидун) и верит, что создавать, контролировать и влиять [на что-либо] может только Аллах и никто другой.

Ведь, когда [те, кто признаёт единственность Аллаха (муваххидун)] взывают с мольбой [к Совершенному Господу], они устремляют [свой разум и ладони] к небу, подобно тому как они поворачиваются в сторону Каабы, когда совершают намаз [1]. Они обращают [свой разум и ладони] к небу, потому что небо - это предписанное направление (аль-кибла) [для дуа] так же, как Кааба - предписанное направление (аль-кибла) для намаза (ас-солят).

Поэтому, когда женщина ответила: "Фи ас-сама", - стало понятно, что она из тех, кто признаёт единственность Аллаха (муваххид), а не идолопоклонница.

Аль-Кади Ияд сказал:

Нет абсолютно никаких разногласий среди мусульман: факихов (знатоков Шариата), мухаддисов (знатоков передатчиков и критики хадисов), мутакаллимов (учёных в области калама), специалистов по богословским спорам (назар) и простых мусульман (мукаллидов) - в том, что внешний смысл текстов [Корана и Сунны], в которых упоминается, что Аллах в небесах, нельзя принимать [буквально].

Например, в словах Всевышнего: «Неужели вы думаете, что Он, Который в небесах, не сможет заставить землю поглотить вас?»

Подобные слова [где говорится или подразумевается, что Аллах в небесах] нельзя воспринимать буквально (аля захирихи) - их, согласно единодушному мнению [всех мусульман и знатоков всех областей шариатского знания, как было сказано выше], следует понимать аллегорически (муаввалян).

Таким образом, если кто-то из мухаддисов, факихов или мутакаллимов говорил о направлении вверх (джиха аль-фаук), без указания границ или того, как это происходит, - он выражал словом «небеса» значение «над небесами» [2].

Поскольку большинство специалистов по религиозной полемике (назар), мутакаллимов и приверженцев неподобия [Аллаха творениям] (асхаб ат-танзих) отрицали, что у Аллаха есть какие-то границы, и отстаивали, что Ему, Субханаху ва Тааля, невозможно придать направление, они толковали подобные слова различными способами в соответствии с контекстом. Они предлагали такие же толкования, какие мы упоминали ранее [имеется в виду упоминание в данном комментарии, что, однако, не процитировал ан-Навави].

Далее он [аль-Кади Ияд] сказал:

Хотелось бы мне знать точно, что объединило людей Сунны и Истины на том, что необходимо воздерживаться от размышлений о сущности (аз-зат) [Аллаха], как им приказал [Аллах], а также на том, что необходимо оставить рассуждения о том, что не подвластно разуму (аль-акль), и запретить говорить: «какая» (ат-такиф) [в отношении божественной сущности], - и в какой форме (ат-ташкиль) [она существует].

Они молчали и воздерживались [от рассуждений или размышлений о божественной сущности (аз-зат)] не потому, что у них были сомнения в отношении Существующего или Его существования [а потому, что они осознавали, что Его сущность непостижима].

Их молчание не умаляет их веры в Его единственность (ат-таухид) - напротив, это и есть сущность таухида [потому что признание того, что Он отличен от всего, что мы можем себе представить, - необходимая часть совершенства таухида]

Некоторые учёные пренебрегли [некоторыми жёсткими требованиями в утверждении отличия Бога от творений] и допускают использование термина «направление» (аль-джиха) [в отношении Аллаха] из страха проявить чрезмерную вольность [при толковании шариатских текстов].

Но тут возникает вопрос, существует ли разница между попыткой объяснить, «какая» (ат-такиф) [в отношении божественной сущности], и приписыванием Ему направления.

Без сомнения, позиция, позволяющая избежать отклонения от пути тех, кому Аллахом уготовлен успех, лежит в использовании тех терминов, которые используются в самом Законе.

Hапример: «…и Он налагает Свою волю на (фаука) Своих рабов», - или же слова: «…затем Он овладел [или взял власть; истава] Троном», - понимая такие термины со ссылкой на аят в соответствии с универсальным положением о божественном неподобии творениям (танзих), а именно словами Аллаха: «Нет ничего подобного Ему».

Ведь разум не принимает ничего, что противоречит этому универсальному положению Шариата».

И таково суждение Кади, да будет милостив к нему Аллах [3].

Сноски:

[1]. Поднятие рук к небу во время мольбы (дуа) не означает, что Аллах находится в небе так же, как направление для намаза не означает, что Он находится в направлении Каабы.
[2]. То есть Могущество Аллаха и Его Сила превыше небес - "превыше" в значении ранга и степени, а не места и направления.
[3]. Шарх Сахих Муслим, Дар Ихья ат-Турат аль-Араби, изд. 5, сс. 24-25

Источник: http://www.darulfikr.ru/slave_woman_hadith_commentary

шарх, ашариты, Имам Навави, ашарит, акыда, Даруль-Фикр, таъвиль, хадис о рабыне

Previous post Next post
Up