Вспомнилось из семейной истории.
Гостил виконт Алексей Артёмович у Женькиных (это Гражданка Мама) предков, года четыре назад.
Сейчас ему восемнадцать недавно стукнуло, а тогда, значит, меньше было.
И вот зашёл за столом, с чего-то, разговор о том, что молодёжь нынче совсем уж не знает древних искусств, вроде советского кинематографа.
И пытают предки Лёшку: «Вот, скажем, помнишь хоть какой-нибудь фильм Эльдара Рязанова?»
Лёшка хмурится, морщит лоб. Пожимает плечами:
«Ну, смутно припоминаю. Что-то такое… Как это?»
Думает, думает, хмурится, морщится, думает, утирает пот со лба, охлаждая думатель - наконец выстреливает вверх палец:
«А! «Жестокий служебный романс». Про телеграфиста, который влюбился в свою начальницу, а она устроила гонки по Волге на баржах, и тогда телеграфист её застрелил… Хотя, может, он гаишник был, а не телеграфист, потому и застрелил? Честно, я действительно немножко плаваю, смутно помню».
Что характерно, Женькины родаки (не идиоты, мягко говоря) на полном серьёзе бросились объяснять Лёшке, что он спутал два фильма, но оба рязановских, и в обоих Мягков.
Хотя, казалось бы, давно должны были привыкнуть к его манере гнать лютую пургу с самым невинным и серьёзным фейсом. Но - всякий раз покупались и покупаются.
Поэтому, собственно, и Лёшкин блог имеет некоторый успех. Он пусть не гений (и хвала богам!), но - юморист прирождённый.
Когда от него ожидают невежества - оправдает ожидания в лучшем и самом креативном виде.
Вообще же, эти сентениалы («зумеры», “поколение Z”) - они по-прежнему загадка даже для меня, хотя я и Лёшку, и его дружков, наблюдаю чуть ли не с рождения (а Лёшку - и чуть раньше: он уже через стенку брюшка яркой индивидуальностью ультращупался).
Они реально умеют контролировать эмоции, они реально умеют изображать видимости, они реально умеют быть очень прагматичны - и хрен ты поймёшь, на самом деле он чего-то не знает, или прикалывается (или прикидывается, усыпляя бдительность).
Говорят, они, зумеры, умственно ленивые хотя бы по тому, что не могут определить время по стрелкам часов, и всякие эти наши старорежимные «без десяти пять» для них звучат как тарабарщина («Как будто нельзя сказать «Шестнадцать пятьдесят?»).
Ну а вы, умудрённые опытом, потёртые жизнью и побитые молью Авогадро - можете сказать, что больше: шесть двугривенных или четыре пятиалтынных?
Ладно, это-то люди советского детства - ещё могут сказать.
Но вот сколько семишников в гривеннике - могут сказать лишь те, кто в своём советском детстве читал уже на тот момент «античную» литературу. Горького хотя бы (он там с пацанами играл во всякие дворовые игры с бабками (это фигуры-костяшки такие), ставя семишники, сиречь двухкопеечные монеты).
А что больше - двадцать русских вершков или один английский ярд?
На самом деле, удивительно, что английский ярд - практически равняется двадцати русским вершкам.
А в английском фунте - не только шестнадцать унций (как и русских вершков в русском аршине), но и двадцать шиллингов (как русских вершков в английском ярде).
Позволяет ли это знание ответить на вопрос, кто чьей является «криптоколонией» - Россия Англии или же vice versa?
Вряд ли.
Но мозг - может всё-таки взорваться, если слишком интенсивно утруждать его пропорциями мезолита: сколько шиллингов в фунте, сколько вершков в сажени, и всё такое.
Ей-богу, иногда и хорошо, что человек ленив, и мозг его ленив.
Коли часы научились показывать время в точных циферках, а не махать «руками» туда-сюда, как пьяный регулировщик, и.о. светофора, - то вот оно и удобно считывать данные с циферок.
А навыки, оказавшиеся неудобными и потому бесполезными - имеют склонность редуцироваться и атрофироваться.
Это нормально.
Впрочем, Лёшка - он реально немножко извращенец.
Возможно, он не совсем нормальный.
Не гений (тьфу-тьфу!) - но и не совсем нормальный.
Он не только что стрелки часов знает (хотя в жизни их никогда не носил, всегда по смартфону время узнавал), не только что римские цифры знает (причём, не только I-V-X) - он в шесть лет морзянку выучил (и кириллицу, и латиницу).
Просто - из интереса.
Ну и с пацанами там фонариками пересвечивались кодом, «чтоб никто не догадался».
Он просто всегда любил познавать чего-то новенькое - но при этом сразу же думал о том, какую бы практическую пользу извлечь из этого нового знания.
Но если польза неочевидна - тогда кто вообще в здравом уме будет грузить мозг лишней инфой?
Впрочем, с Лёшкой в детстве действовал и такой трюк, практически безотказно.
Качаешь головой, причмокиваешь: «Нет, пожалуй, это - тебе ещё рановато. Слишком сложно будет».
Вот так скажешь - через день притащит в зубах решение квантового уравнения Шрёдингера.
Ну или - Дирака.
Я-то - не спец в этих делах, поэтому не мог заценить даже, чего именно там Исчадие решило, но пряник - приходится дать.
И вот он, Лёшка - не гений, он просто нормальный, гармонично развитый пацанчик.
Но - способен учить то, что нужно для жизни, и даже чуть больше.
Сейчас-то его профессия мотивирует - он видеоблогер, высокоуспешный пиздабол-задушевник, а потому должен уметь трепаться о всяком-разном, хоть чего-то хоть где-то смысля хоть как-то.
А в детстве - ну, мы с Женькой мотивировали.
«Нет, это слишком сложно для тебя, ты сейчас не осилишь, надо подрасти».
И вот просто видно, как шерсть дыбом на хребте у Исчадия становится, как капает с клыков слюна вожделения знаний.
Любо-дорого.
А то всё жалуются современные родаки: «Плохая школа, тупые дети - совсем никудышный аист, вовсе гнилая капуста!»
Глупости это.
Возможно, несколько преувеличенна сентенция из Второго Терминатора, мол, нет иной судьбы, кроме той, что мы делаем сами (ну, тут возможны внешние факторы, вроде какого-нибудь долбанного астероида), но вот дети - они действительно таковы, какими мы их делаем сами.
По крайней мере - имеем весь набор рычагов воздействия (и даже если ребёнок прочтёт Уголовный Кодекс и узнает, что до восемнадцати ему не могут дать больше червонца, а потому можно награбить сейчас и выйти богачом в двадцать семь - мы, как родители, можем объяснить, что он реально просто не выйдет, а возможно, не доживёт и до суда, а потому, даже если хочешь кинуть этот мир через хуй - лучше всё-таки учиться и обретать знания, чтобы бросок вышел реально эффектным).