Официальная история всегда лжива и используется пропагандой для достижения политических целей.
Весь аппарат культурных идей заточен под внушения нужных смыслов. Художественная литература, кино, smm, книги политологов - всё это пляшет под общую дудку. Никакой историк не сможет оступиться и поставить под сомнение общепринятые факты - в любой стране это угроза существующей пропаганде, ведь все пазлы давно и плотно уложены в общую картину.
Но этическо-идеологические понятия народа настолько глубоко сидят в нас,
что никак их не закрасить, не подкрасить, не перекрасить.
Глубинные понятия о жизни, метафорически изложенные в религиях; эмоциональное восприятие различных символов, цветов, звуков, геометрических линий; наши ритуалы; понятия о добре и зле - это открытая каждому книга. Которая позволяет сделать вывод о прошлом объективнее, и точнее понимать свое, индивидуальное, будущее.
Общество |
Экономика и Финансы |
Недвижимость |
Банки |
ФотоПервобытный человек
Появление фундамента нашего мировоззрения
В советских и других историях первобытного мира человек изображается голым, сирым и убогим, прячущимся от саблезубого тигра. Мол, малочисленный и загнанный зверями, он питался лишь падалью (и потому придумал камнями дробить кости черепа, где четвероногие хищники не могли достать мозг) и собранными растениями. Но наблюдение за обезьянами современности показывает, что социальная организация приматов позволяет им стать наиболее крупной популяцией в любой среде и особо не бояться любых хищников. Воистину человек или примат - царь зверей.
Судя по археологическим находкам Олдувайской культуры (Африка) предполагают, что человек начал использовать самостоятельно сделанные орудия труда около 2,7 млн. лет назад! Если условно предположить, что миграция стада «людей умелых» лишь 100 метров в год, а прирост населения 1 человек в год на 100 человек - то за 100 тыс. лет новые приматы заселили бы из Африки всю Сибирь (10 тыс. км), и их численность стала бы миллионов десять. Не так уж и мало было людей на планете миллионы лет тому назад! Люди вероятно еще со времен приматов заселяли всю планету насколько могли, но некие невзгоды заставили людей в отдельных регионах взять и обколоть камень. Распространение умелых людей также произошло вероятно настолько быстро - насколько их способ общения позволял передать передовую идеологию выживания. Ашельская культура 1,7 млн. лет - 0,1 млн. лет назад уже найдена во Франции, Испании, Кавказе, Ближнем Востоке, Казахстане, Корее и Индии.
В то время человек уже использовал огонь. Все наши идиомы, представления, страхи и восторги, всё то глубинно-психическое об огне - возрастом миллион лет. Почему у костра уютнее говорить? Почему зарево огня тревожит даже человека, которому он не угрожает? Почему борьба с огнем почетна, а с водой менее почетна? Ответы выработали наши предки так давно, и так прочно вписали в психические структуры мозга, что никто из нас сознательно наверно не сможет их переосмыслить, что бы автоматически испытывать иные эмоции.
Но и такая глубина нашей этики лишь второй шаг. При наблюдении за различными современными культурами, историей древних понятий, я сделал вывод, что базовая этика добра и зла соотносится прежде всего со светом и темнотой. Какая глубина этого понимания? Возможно это еще доприматные психические рефлексии, когда хищник выбирал ночь для скрытной атаки и сеял угрозу. История нашей этики, нашего кодекса понятий, или назовем это религией - уходит корнями во времена до-человечности. А огонь это первый мистический опыт управления природой путем неких действий. Когда зло (темнота) волей человека становилась (добром). Не понимая полной сути процесса - человек уже управлял им, поясняя то, что наблюдал фактически - в абстрагированных образах. Предположу, что с такого опыта мистики началось наделение людьми всех явлений природы духами, и родился подход «не эмпирического» понимания мира.
В любом случае точно ясно, что чем древнее наши культурные коды, тем они значимее формируют нашу современную идеологию, современное представление о мире. Тем сложнее переучиться, если еще это в принципе возможно. Чем новее этическое понятие тем легче его заменить, чем старее тем выгоднее его не менять, но трактовать по новому, приспособить. Инфовброс можно сделать сегодня один, а завтра другой. Но если люди праздновали начало весны, то лучше и Пасху назначить к этому времени, наделив для своих целей уже свежим смыслом. Причины и предпосылки
Эволюционных рывков
Локальные верования, анимизм, демонология, понятие рода, как начало абстрактного понимания мира.
Если история «человека умелого» началась так давно, а людей было вполне много для создания сообществ, то почему за столь долгое время не появилось сверх цивилизаций (нет никаких их следов, но есть следы первобытных стоянок)? Значит, к тому не было потребности, и использование простейших палеолитических навыков позволяло жить и выживать. Учитывая, что каждый человек тех времен должен был быть максимально трудозанят в поисках пищи и выполнении социальных функций по размножению, то взаимные военные действия (как фактор сплочения людей, ведь звери и так уже подчинены) просто невозможны. Гибель нападавших делает нерациональной добычу короткого запаса еды, а регулярные большие запасы из охоты и собирательства были невозможны только потому, что стадо-жертва не стала бы так много убивать и таскать фруктов - это лишняя трата энергии, и долго запасы не сохранятся. Люди не объединялись, потому что особо вражды не было, ведь не было что брать. Ситуация как с прайдом львов, и ограничение по количеству популяции примерно такое же, судя по стоянкам первобытных людей. Видимо отсюда и идет понятие рода.
Войны каннибалов наблюдались европейцами в Латинской Америке. Судя по описаниям впечатлений (в т.ч. из художественной литературы современной тем временам) агрессивные воины, с развитой системой боя это был не только удел достаточно крупных и развитых племен (можно кем-то пожертвовать: десятью из тысячи, но не двумя из пяти), но и их битвы не были направлены на захват территории и заселения своими людьми, ибо например у лесных племен не было навыков выживания на реке. Завоеватели не могли получить культурные знания о выживании на новой территории, не могли внушить свои культурные знания для подчинения завоеванных племен. Общей идеологии не было, у каждого был свой набор духов исходя из условий проживания.
Можно утверждать, что без резкого изменения условий жизни палеолитический человек заселял пригодную территорию, и не более чем конкурировал за право сбора пищи на территории, скорее саморегулировал свою численность, чем стремился вырастить побольше населения. Но уже были зачатки, базисы современных понятий о жизни, причем явно оформленных в религиозно-мистическую форму (абстрагированное, метафорическое описание непонятных явлений).
Чем далее человек подмечал закономерности бытия, тем дальше усложнялся понятийный аппарат в той форме в которой его мог представить человек. Понятие дня и ночи, усложнилось в понятие времен года, сухие высокогорные зоны с отсутствием бактерий и кислородноголодными галлюцинациями определяли зону насыщенного обитания духов, низменности с гниющими останками и зараженной водой выражали места скопления злых духов. Причем такие наивные понятия приносили конкретные практические плоды, иначе их не было бы вовсе. Непонятные беды и блага кодировались в мифы и легенды для передачи знания потомкам.
Базовые геометрические узоры тех эпох (например, черниговская керамика всемирно известной Мезенской стоянки, 20 тыс. летней давности) есть кодировка, сокращение идеологических понятий. Наскальные рисунки изображали важные явления буквально и это не художества, это сложная техническая задача для племен охотников постоянно занятых сбором пищи. А орнаменты и узоры передавали некий ритм явлений. Наверно, каждый из нас может сказать, что волнистая линия это спокойное движение в динамике, а ломанная линия уже более энергична. Интересный анализ первобытных значений цвета есть у Б. А. Базыма в «
Цвет и психика». Известный вам М. Люшер (цветовой тест Люшера, показывал много раз) своей работой доказал, что человек воспринимает цвета одинаково, с лишь небольшими отличиями в зависимости от налета цивилизации. Насколько я понимаю (тему звуков для себя не раскрыл еще), и звуки также схоже воспринимаются у разных народов (резкий звук тревожнее мягкого). Как возникла современная Цивилизация Людей
Резкий скачок археологических находок относится к после ледниковому периоду голоцену, который начался около 12 тыс. лет тому и продолжается до сих пор. Относительно резкое изменение условий существования ускорило природный отбор. И вынудило человека искать не только подножный корм, но и учиться производить его самостоятельно. На эту тему есть отличнейшая по манере изложения и охвату материала книга Д. Деймонда «
Ружья, микробы и сталь» (получила Пулитцеровскую премию) где, в том числе, анализируются климатические предпосылки возникновения земледелия в районе Плодородного Полумесяца (междуречье Тигра и Евфрата, проще говоря - Ирак или Месопотамия).
Учитывая, что при ледниковом периоде климатические зоны сдвигались - то в районе современного Ирака во время ледникового периода был благоприятный климат для самопроизрастания злаков. Социальные общины, населявшие такую богатую землю, безусловно обладали большей популяцией и могли защищать свои земли от атак голодных соседей. Голодным соседям был мотив нападать - ведь успех и потеря половина войска могла означать добычу запаса еды на годы (сколько можно унести зерна). А вот собирателям дикого зерна проводить экспансию за границу было нецелесообразно - там просто не было столько еды как у них. Такое общество собирателей зерна также не имело серьезного мотива к усложнению, как и общество охотников или рыбаков - известные им навыки позволяли выживать и так. Но навыки наблюдения за всходами, ролью воды, годовыми циклами и прочим уже были явно сложнее, чем у племен охотников или рыбаков. И сейчас в современной культуре можно проследить следы различных понятий у охотников, рыбаков, и систематических собирателей растительной пищи. У одних на этническом уровне ценится скорость, хватка, физическая сила, а у других труд, семейные ценности, вдумчивый подход к решению задач. В зависимости от того какие навыки позволяли выживать при конкретном образе жизни, который задавался природными условиями ареала обитания.
В Китае во время ледникового периода в бассейне Хуанхэ такое системное собирательство растений вероятно возникнуть не могло - ведь и сегодня циркуляция течений (Камчатское) охлаждает Китай сильнее чем Ирак (находятся в примерно одинаковых широтах). Моделирование течений (гипотезы об этом) показывает, что при запечатывании Берингового пролива при сильном оледенении Северного полушария возможна циркуляция холодных течений до Японии сверху-вниз, а ниже (юг Китая) уже была зона пассатов которая при влажности и тепле формировала джунгли, но не степи в районе Тайваня, Гонконга, современной границы Китая и Вьетнама. Возможно в районе Сахель (или современной Сахары) во время оледенения была степная зона, в которую влагу приносил Гольфстрим (над теплыми течениями всегда влажный воздух), отклонявшийся ледовой шапкой от современного пути - к Пиренейскому полуострову, и далее вдоль западного берега Африки к Гвинейскому заливу, внутрь Средиземного моря.
Не зря в регионе Сахель (северо-западная Африка) также возникли древние цивилизации.
А древняя культура австроазиатов пошла вслед за своей климатической зоной на юг, колонизируя Полинезию (исток колонизации относят к Тайваню и началу ледникового периода). В северном Китае, междуречье Хуанхэ и Янцзы - не находят ни археологических, ни лингвистических, ни древне-этических свидетельств о развитых обществах времен 12 тыс. лет до н. э.
После отхода ледника на север климат приобрел современные характеристики. И регион междуречья в Ираке стал засушливее. Имея опыт сбора подножного зерна люди были вынуждены приобрести опыт точечного увлажнения почвы и сознательного посева культур. Для этого потребовалось осознание более высших идеологических понятий нежели раньше. Понадобилось вести систематическое наблюдение и учет за севооборотом, рассчитывать движение воды по каналам, договариваться между собой о совместном труде на принципиально новом уровне. Древнейшая из известных письменностей - клинопись начиналась как знаки для записи урожая, складирования и потребления зерна. Никакие иные идеологические идеи через письмо не передавались (пропаганда или запись фольклорных этических понятий). Многобожие как свод понятий о мире еще было наследником мистических метафор реальных частных явлений жизни, где у каждого явления была своя метафора в форме духа, а у каждых обособленных общин - свои предпочтения по духам.
Земледелие, как регулярный системный источник пищи, дало еще один избыток производства ключевой в истории человечества. Избыток позволил выделить (кормить; занять не ручным, а умственным трудом) знатоков сельского хозяйства, знатоков идеологии, которые меняли выгоду знания на выгоду товара от крестьянина. Наличие производства еды (и их регулярных запасов) привлекло агрессоров снаружи и сделало необходимым кормить еще и армию для обороны. Экспансия наружу была пока еще не целесообразна. Ведь орошение и сельское хозяйство велось пока что лишь в очень благоприятном для этого регионе, людьми с тысячелетним опытом знания и сбора полезных растений, в частности злаков. Избыток растительной пищи и необходимость тяжелого труда на поле или оросительном канале привела к одомашниванию сельскохозяйственных животных. Производственная революция набирала обороты. Идеологически сформулировалось понятие о задачах общины, планируемых путях решения проблем, характеру облегчающих труд инструментов. Я склонен определить человека мыслящего не с времен палеолита и изобретения ним каменных орудий - а с времен растениеводства. Человек уже не просто совершенствовал один тип орудий из подсобных материалов (камень, кость), но поставил на процесс регулярное изобретение ранее немыслимого, плановое создание полностью искусственных форм.
Все новые явления естественно закрепились в понятийном аппарате населения в виде всё тех же метафор о богах и духах. Но необходимая централизация общества внесла принципиально новый уклад и в мир демонов. Если и раньше между духами была вражда и дружба как между людьми (эдакое описание примеров жизненных ситуаций и правильного их разрешения), все были примерно равны, или сильнее по ситуации. То теперь важным моментом стала безусловная иерархизация богов и выделение априори главенствующих, пока что как первых среди равных, как наиболее успешных членов одной общины! В мифологии Вавилона есть четкие моменты, когда в драке богов побеждает бог-скотовод (Мардук), а не бог-воин или рыбак.
Вероятно к этому периоду истории (а не раньше) можно отнести также возникновение культа предков. Важнейшему понятию современной жизни. Безусловно необходимое для выживания почитание стариков-носителей сложных знаний. В племенах охотников такое почитание к альфа-самцам, наиболее сильным и ловким. Если в джунглях Амазонки вождь это преимущественно - лучший воин, то у всех наследников иранских племен вождь это старейшина. У викингов-пиратов вождь это сильный и опытный богатырь, то в Китае есть культ «ди», поклонение предкам на уровне основы любой китайской религии. В статье «
Історія українського прапору» мы анализировали норманнский след в украинском этносе и заметим, что у украинцев наряду с Вече (советом старейшин) главным является все же князь воин, а в былинах воспеваются «Три богатыря», но не мудрый столетний учитель. Сельскохозяйственный след в этике украинцев есть, но предположу, что ввиду доступности территории, он был подавлен кочевниками или народами-пиратами.
Часть 3 многонациональные империи и мировая борьба Общество |
Экономика и Финансы |
Недвижимость |
Банки |
Фото