The Medium - потерянный cюжет

Mar 15, 2021 13:34

По-поводу игрушки The Medium. Я про неё черкнул общие впечатления здесь -> https://argir.livejournal.com/180519.html , а в этой записи пара мыслей про сюжет игры. И не потому даже, что он какой-то особенно выдающийся, а потому, что есть у меня впечатление, что с сюжетом здесь случилась та же история как в некоторых фильмах. Когда изначально автор закладывает одну идею (хорошую-плохую, интересную-неинтересную - это отдельный вопрос, важно что у автора было на уме некое конкретное высказывание) и выстраивает произведение чтобы ее раскрыть, но потом его заставляют эту идею перелопатить, смикшировать, половину выкинуть, оставшееся упростить до идиотии и в итоге получается гораздо более слабое и невнятное, хотя и возможно более "политкорректное" произведение.

Понятно, что всерьёз говорить о сюжете, каких-то сюжетных поворотах и важных моментах без спойлеров невозможно, поэтому если кто не играл, но планирует погонять и не хочет заспойлерить сюжет - обэрэжно, под катом спойлеры. Кто поиграл или к спойлерам равнодушен - гоу под кат, попробуем поискать утерянный сюжет игры.


Прежде чем говорить про конкретные сюжетные моменты, определимся с главным - а в чём вообще основная идея вокруг которой крутится и центральное повествование и второстепенные истории в произведении? Если упростить для краткости, то я бы это сформулировал так: главная мысль и главный движок сюжета чтоли - это идея о борьбе и противостоянии, которое неизбежно происходит внутри каждого человека. Я здесь специально не говорю "в душе", хотя оно и напрашивается, но в самом произведении авторы чётко и по-моему намеренно дистанцируются от религиозно-местических идей и символов, уходя от них куда-то в сторону психологии и психоанализа, что для произведений от Bloober Team вообще очень характерная фишка.

Вместо традиционного противостояния "ангелы против дьяволов" или "Свет против Тьмы", авторы выделяют в человеке два начала, которые можно обозначить как "внутренний ребёнок" и "внутренний демон". Причём ни одно из них не является однозначно хорошим или однозначно плохим. "Внутренний ребёнок" - это немного наивный и жадный до впечатлений фантазёр и мечтатель, немного эгоист, немного нарцисс (как любой ребёнок), но при этом ещё и сильное творческое начало, способное создавать какие-то незамыленные, нестандартные образы и побуждает человека творить и создавать. Внутренний демон - это средоточие всего дурного, что накопилось в человеке. Это его страхи, нереализованные амбиции, неутолённые желания, не забытые обиды, полученные травмы - всё то, что ногами утрамбовано в мутные воды подсознания, и можно делать вид, что у тебя-то этого нет, но на самом деле оно там есть и косвенно влияет на твои поступки - сильнее ли, слабее ли, но влияет всё равно.
Совсем просто можно сказать так, что "внутренний ребёнок" - это то детское, чистое, наивное, местами глупое, что мы сохранили в себе, а "внутренние демоны" - то, без чего хотелось бы прожить, но не выйдет.

Ещё раз, этот момент важный, поэтому фиксируем: согласно концепции авторов в каждом взрослом человеке есть "внутренний ребёнок" и "внутренний демон", которые абсолютно по разному реагируют на внешние раздражители и дёргают человека в разные стороны в плане поступков. Внутренний ребёнок подталкивает человека делать какие-то возможно глуповатые (сцена где Тарковский, пока ещё не дался ёбу окончательно, дарит влюбленной в него женщине подсолнух. подсолнух, Карл! потому, что он похож на Солнце...), но чаще добрые дела, фантазировать и творить, а внутренний демон толкает его "возьми опасную бритву и чикни вон того пидараса по горлу, ты же сам видишь, что он того заслуживает!".

Второй вопрос: кто такая Марианна (главная героиня)? По сюжету она "медиум", то есть человек, неким неизвестным и непонятным образом связанный с двумя мирами. Условно "реальным миром" и неким "потусторонним миром", который не похож ни на традиционный ад/рай или чистилище, а больше похож на искажённое отражение реального мира в котором действуют "правила сна" - то есть там нет чётких физических законов, а бал правят "смутные образы" и "отголоски эмоции". Героиня сама проговаривает это несколько раз прямым текстом - например, когда находит в потустороннем мире опасную бритву и говорит что-то вроде "хмм... а вообще-то это не бритва, это чьё-то горькое сожаление и острое чувство вины". В этом мире "эмоции" и "чувства" транфсормируются в "образы" и "объекты" - это реальность сна. И, когда героиня путешествует по потустороннему миру, она путешествует не по какому-то чистилищу или "нижнему уровню" (отсылка к одноимённому произведению), она путешествует по чужим снам или по отголоскам чужих снов и пережитых в этом конкретном месте реального мира эмоций.

В потустороннем мире она порой встречает души (?) людей, если те по какой-то причине запутались и не могут окончательно "уйти". Чтобы помочь такой потерянной душе уйти или "успокоиться" (тут можно понимать двояко, мы не знаем куда эти души уходят и Марианна, судя по всему, тоже не знает), главная героиня должна - как она думает - знать имя человека и, называя это имя, она заблудившуюся душу отпускает, работая в этот момент проводником из условного "чистилища" в некий совсем уже потусторонний мир.
Способности медиума у главной героини работают независимо от её желания, включаясь, судя по всему, в строго определённых местах и ситуациях. Там, где, в силу каких-то событий, грань между реальным миром и потусторонним слабеет.

Кроме того, как позже выясняется, она может попасть напрямую во внутренний мир конкретного человека, который "оформлен" у каждого человека по разному и живёт по разным правилам. Путешествуя по внутреннему миру человека, героиня (или второй персонаж) выясняет, что породило его внутренних демонов, причём демоны, в отличие от "души" могут быть просто уничтожены или "стёрты", ни в какой потусторонний мир она их не отправляет и ни из какого "ада" они не приходят. Ещё раз, важный момент: демоны - это не какие-то самостоятельные потусторонние существа, не личности "пришедшие из бездн ада", демон - это комок психозов, боли и душевной грязи отдельно взятого человека. Который да может разрастись до такой степени, что заменит собой человека целиком (и получим типового серийного убийцу, полового психопата и тому подобное), но отдельно от человека он не существует иначе, чем в "реальности сна".

Момент третий: мотивация главной героини. Почему она так легко сорвалась и, теряя каблуки на асфальте, полетела в заброшенный дом отдыха в жопе мира после пары слов анонимного "голоса из телефона"? Ну, не потому же, что просто заскучала и жопа восхотела приключений. Её основная мотивация, её движок (по крайней мере изначально) - это желание разобраться в своём прошлом. Потому, что она себя отчётливо помнит уже начиная с детского дома, а до этого провал и яркие ночные кошмары о том как она мелкой в панике убегает от кого-то по тропинке через ночной лес. Главная героиня хочет знать кто она такая, кто её родители и как вышло, что она стала сиротой.
В итоге едет она туда не для того, чтобы помочь условному Васе, не для того чтобы заработать денег или пощекотать себе нервы, а чтобы разобраться в своей жизни, разобраться со своими кошмарами. И заброшки, где происходят основные события - это уже не просто рандомное "плохое место", это "её" плохое место, прочно связанное с самой Марианной.

К чему я всё это писал - всё это как сетка координат произведения на которой теперь можно проставить точки из сюжетных событий и посмотреть в какую картину они складываются, куда ведут.

Моменты, которые мне видятся достаточно важными, чтобы их отметить, списком:

1. Кто изначально звонил по телефону и разговаривал с Марианной?
Ответ сразу напрашивается - Томас, который всё это время сидел как сыч в бункере под домом отдыха. Ок, откуда у него её номер? И почему он, звоня даже не домой, а в похоронное бюро, разговаривает так, будто заранее уверен, что трубку возьмёт она? Хорошо, допустим он всё это как-то знал или смог узнать (но нам об этом нигде даже не намекают), какая у него мотивация зазывать Марианну в "Ниву"? Он наоборот должен был стараться держать её максимально далеко от этого места. И, если всё же этот звонок - это его отчаянный крик о помощи, почему он вообще не просит помощи? А вместо этого говорит "я знаю что ты такое", "я могу дать тебе ответы, которые ты искала всю жизнь" и намекает что знает кошмар, который её преследует. Это не человек, который оказался в беде и ему отчаянно нужна помощь - это тот, кто показывает ей конфетку и подманивает к себе.
Заметим, что Утроба (The Maw), как потом выясняется, копирует голоса и даже может принимать облик или создавать фантомы других людей. И что прямо перед звонком в похоронном бюро творилась какая-то тревожная мистическая хрень с возникающими на лестнице тенями и прочим. И однозначного ответа, что звонил ей живой, мясной Томас мы нигде в игре не получаем.

2. Кто такая или что такое Печаль?
Изначально мы, вслед за главной героиней, думаем, что это душа одной из девочек, над которой издевались другие дети в доме отдыха и которая, после трагической гибели, осталась там заблудившейся. Хорошо, почему тогда Марианна не может выпроводить Печаль даже когда она (якобы) узнала её имя? Вся логика мира, которую нам показали перед этим, говорит о том, что блудная душа не может сопротивляться воле медиума, который знает её имя. Главная героиня сама мал-мал ахуевает, когда называет имя Печали, а та реагирует в стиле "Хорошая попытка, но... Нет."
И более того, Печаль говорит Марианне, когда та пытается её "освободить" что-то вроде "О, нет, как же я уйду пока ты ещё не... Кхм... Ну, в общем...", не дословно, но по смыслу. И почему в самом финале Печаль говорит синхронно с Утробой на два голоса, как две части одного существа. Ну и достаточно очевидный момент - Печаль даже внешне похожа на Марианну:
https://unboxholics.com/media/source/Articles/81843/images/bigImage/the-medium-14-min-gameplay-03.jpg

3. Какая мотивация у поступков Утробы?
На первый взгляд опять всё прозрачно: найти достаточно сильного медиума, чтобы вселиться в него и творить всякий треш, радостно ухая и демонически хохоча. Хорошо, это внятная мотивация, чтобы гоняться за главной героиней раз уж та (предположим) зашла не в то место и не в то время. Но только Утроба всю дорогу ведёт себя как одержимое конкретно Марианной. Хотя, если вопрос только в перспективном кандидате на одержимость, то тут же буквально под рукой у Утробы есть сестра Марианны и (вероятно был) Томас. И кроме них есть медиумы, их не так много по миру, но их можно найти - главная героиня не единственный и даже не самый сильный из них. А даже если нет под рукой медиума, то Утроба может свободно вселятся в простых людей, просто в таком случае она их слишком быстро "изнашивает", высасывая всю жизнь и потом вынуждена искать другого кандидата на одержимость.
То есть занять тело главной героини для Утробы - это безусловно удобно, но не критично. Тогда почему Утроба ведёт себя в стиле "Марианна або смерть!"? И почему дико обсирается от перспективы физической гибели главной героини? И почему сама Марианна обращается к такому варианту с приставленным к голове пистолетом как к способу даже не самой избежать одержимости, а как к способу окончательно Утробу победить? Она то должна понимать, что даже убив себя она Утробу по логике мира не остановит, та продолжит захватывать тела обычных людей и искать медиума, которого, скорее всего однажды найдёт.

4. Откуда Утроба настолько хорошо знает Марианну?
Особенно это заметно ближе к концу истории. Утроба по отношению к Марианне ведёт себя не как просто рандомный кровожадный монстр, действующий согласно своим рефлексам и установкам как только почуял добычу. Утроба не столько гоняется за главной героиней как хищный зверь, сколько устраивает вокруг неё целый карнавал - принимает облик её отчима, разговаривает с ней голосами других людей. И не просто давит на нервы заурядными угрозами в стиле "прячься не прячься, а я тебя найду и съем!" и прочее "сопротивление бесполезно", а бьёт по болевым точкам, адресно тыча в страхи, комплексы и нервные болячки Марианны, которые на ней не написаны. Из очевидного Утроба могла бы проехаться насчёт внешности главной героини - шрамы на лице у неё видно и вроде бы логичный ход если хочешь вывести девушку из равновесия скажи что у неё рожа кривая, тем более когда она объективно кривая. Но Утроба этого не делает, а в самом начале игры прямым текстом проговаривается, что своя внешность главную героиню никогда не парила, у неё в душе болит другое - на что Утроба как раз и наводится. Кульминационный момент этого противостояния, когда Марианна пробирается через катакомбы, Утроба буквально дышит ей в затылок и вдруг Марианна видит брошенный на какую-то опору любимый галстук её отчима - тот самый, который она ему повязывала одевая в последний путь и с той самой булавкой. Если про всё остальное ещё как-то закрыв один глаз можно предположить, что Утроба каким-то образом "чует" слабые места и страхи главной героини, или что она их чует благодаря некой мистической "связи между сёстрами", то этот конкретный эпизод Утроба знать не могла. Слишком он конкретный, слишком личный, чтобы об этом моменте и о его эмоциональном значении для героини знал кто-то, кто не стоял рядом с ней в тот момент. Утроба же ведёт себя как та, кто была физически рядом с Марианной на протяжении всей её жизни, очень точно знает детали и нюансы событий, которые с ней происходили и отношение к ним героини.

5. Почему Марианна не может изгнать/развеять Утробу так, как делала это с другими "демонами"?
Тема, которая идёт через всю игру - героиня, применяя все силы и средства, которые есть в её распоряжении, не может развеять/уничтожить Утробу, максимум у неё получается эту тварь отогнать, замедлить, напугать, но и только. Это притом, что в процессе она дважды разбирается с другими демонами, без особых проблем и действуя по известному алгоритму, который с теми демонами срабатывает, а с Утробой нет.
Тут можно предполагать, что Утроба, как положено "финальному боссу игры", это убердемон, которого так просто не возьмёшь, а бьётся он только хитрым манёвром и предварительным поиском заколдованной иглы. В игре для Марианны примерно так и становится откровением, что Утроба - это демон её родной сестры и поэтому-то она не могла его сразу изгнать, не зная и неверно предполагая "чей" это демон. Я сейчас даже не буду касаться вопроса, что для главного твиста истории это выглядит глуповато и мелко - ты предполагал, что демон происходит от Васи, а он на самом деле от Пети. Это фиг бы с ним. Но, если оставаться в этой логике, то 1. Утроба тогда должна была гоняться за сестрой героини, а не за ней самой и 2. Марианна, чтобы победить демона, должна была по обычному алгоритму забраться в глубокий внутренний мир сестры, найти там "сердце зла" и вырвать его с корнем, а не тыкать себе ПМом в висок с криком "ща застрелюсь!".

И отсюда - какой сюжет я бы положил на эту историю, заявленную главную героиню, "монстра" и происходящие события? Для начала я бы вообще выкусил из истории сестру главной героини, тем более как "невольный источник всего зла". Она там ни к чему, если не брать финальный эпизодик и натянутое объяснение некоторых сюжетных моментов с её помощью. Причём объяснение, мягко скажем, странноватое, мол "те сны что тебя мучали - это не сны, а это я тебе открытки посылала".

Сюжет я бы вёл к тому, что Марианна, всю жизнь помогавшая другим людям избавиться от внутренних демонов и спокойно уйти после смерти, в этой истории сталкивается со своими собственными "демонами". Да, это довольно избитая тема, "детектив расследует дело и приходит к тому, что преступник - это он сам" или подвариант сюжета "Сердце Ангела", но никто не говорит, что сюжет должен быть обязательно новаторским, в идеале он должен быть интересно раскрыт.

По сюжету, главную героиню изначально больше всего занимает вопрос "кто я такая, что я такое, откуда я взялась и что там было, откуда эти кошмары?". У неё ситуация - "тёмная тайна в прошлом" и потребность эту тайну разгадать. Пока она была занята повседневными делами это её донимало не так сильно, но, после смерти отчима, нахлобучило по полной программе.

Телефонный звонок, который то ли был, то ли существовал только в воображении главной героини, это призыв Утробы, которая умышленно заманивает Марианну в место, с которым у той связаны наиболее сильные эмоциональные переживания. Утроба её тянет туда потому, что считает, что таким образом, максимально выведя героиню из равновесия, сможет получить над ней контроль / вырваться на свободу.

Заброшка дома отдыха - это не столько "таинственное мистическое место" (как и игровой "Сайлент Хилл" сам по себе не больше, чем мрачноватый городок в котором ничего мистического нет, "монстры" там появляются не из "портала в Ад", а из сломанного сознания травмированных, запутавшихся и отчаявшихся людей), это обычная заброшка, но для Марианны это место с которым у неё связаны смутные детские воспоминания, страхи и где она начинает перемещаться между реальным миром и неким "миром сна", что можно назвать "отражение этого места в её памяти/подсознании". Короче, для неё это в чём-то как "отель "Оверлук"" для Д. Торранса из "Сияния".

Печаль, которую она встречает в заброшке - это её "внутренний ребёнок" или часть её души, запуганная, жестоко травмированная, заблудившаяся в этом месте. Печаль как может пытается главной героине помочь, но это не Светлый Ангел, который продуманно и хитро "ведёт человека к свету", а это испуганный больной ребёнок, который пытается помочь как может и обладая теми ресурсами, какими обладает. Почему главная героиня и не может поставить Печаль на дорогу из этого мира, и почему Печаль сбивчиво и невнятно намекает на некую связь между ними.

Утроба - это "внутренний демон" Марианны, появившийся в привязке к неким событиям и первый раз вырвавшийся на свободу в пансионате. Это, кстати, перекликается с историей Алессы во вселенной Silent Hill (затравленная девочка с тяжёлым детством, которая в итоге и спровоцировала "прорыв инферно" в отдельно взятом месте). Утроба не собирается "убить и съесть" Марианну, она целенаправленно гоняет её по территории, вынуждая вспоминать те или иные события, которые в конце должны окончательно свернуть героине голову, что даст демону возможность захватить её и подчинить себе.

И финальный момент, кульминация истории, когда Марианна собрала весь паззл, пришла к озеру и перед ней в полный рост встают её страхи, обиды, злоба, одиночество - то, из чего состоит её внутренний демон, который к этому моменту должен её затравить уже до состояния "хочу просто лечь и умереть". И её финальный выбор - или покончить с собой, якобы навсегда решить все свои проблемы и со всем разобраться, бахнуть себе в голову и ни о чём больше не думать, не бояться и не плакать. Или продолжить жить такой, какая она есть. Калека физически и морально, со своими обидами и кошмарами, но жить и продолжить с ними бороться. Потому, что окончательно Утробу победить она не может - пока живёт Марианна, живут её внутренние демоны и никуда их не денешь, но с ними можно бороться, держать их запертыми в клетке и жить дальше. Выбор с которым большинство людей так или иначе сталкивались и переживали его, разве что не в такой заострённой форме.
Написал и понял, что это как раз тот выбор, который сделал Торранс-младший у Кинга. Кто читал продолжение "Сияния" те в курсе, что демоны с ним остались в итоге на всю жизнь (аллюзия полученной травмы, я так понимаю), но он научился их подавлять и жить, помогая другим людям как медик.

В игре же, к слову, можно было сделать две концовки - в зависимости от действий героини. Если пробежать историю предельно линейно и тупо, от одного чекпоинта до другого, то в финале героиня не справляется с демонами и стреляется, в финальных кадрах её тело плавает в озере. Если пройти игру "на платину", собрав все кусочки лора, восстановив и посмотрев все воспоминания, разобравшись со всеми побочками, то героиня в финале понимает, что пусть демона окончательно победить невозможно, но его можно, как говорят американцы, "запереть в клетке и выбросить ключ", что она и делает и уходит от заброшенного пансионата на своих ногах.

Это разумеется не попытка разгадать некий паззл - игра такая, какая она есть в реальности, с тем сюжетом и теми поворотами какие туда заложили авторы. Это мысли о том какой сюжет и к какой концовке в этой истории прописал и провёл бы я. Если у кого есть другие мысли, было бы интересно услышать.

игровое, ролеплей, мыслишки

Previous post Next post
Up