Пока выбираю пару свободных вечеров, чтобы бахнуть дуплетом по Киберпанк 2077 (который прошёл на 1.5 раза, причём второй раз побегал уже после патча 1.1, ломающем (сука) игру на мощных системах), прошёл другую игру, но тоже от поляков. The Medium, для тех кто не в курсе ->
ссылка на страницу игры в Steam. Пробежал её неторопливо за три вечера на выходных, наиграв по статистике Стима 9 часов и остался в итоге весьма доволен. Общий вердикт в заголовке, а кому интересно подробнее - гоу под кат.
Разработали игру поляки из Bloober Team, являющиеся в моём понимании отличным примером хороших независимых игроделов. Которые не пыжились с самого начала сделать "крутейший суперпроект, который порвёт индустрию!" и не пытались играть в какой-то нарочитый восьмибитный "олдскул", маскируя таким образом отсутствие умения работать с современным инструментарием. Они заявились в 2016 году с интересной хоррор-бродилкой Layers of Fear, которая не претендовала стать революцией в жанре, но была тепло встречена публикой и собрала очень положительные отзывы. В 2019 году они выпускают продолжение LoF2, которое пополняет и без того обширный список "неудачных вторых частей, вышедших на волне успеха первой части". Если вкратце, то игру перегрузили стильно-модными вытребеньками типа необходимости многократного прохождения "на истинную концовку" и глобально просрали главную, самую сильную составляющую - сюжет. Бывает.
В том же году они выпускают Blair Witch игрушку послабее первой Layers of Fear, но в ней они снова, что называется "поймали атмосферу" и игра получила отзывы на уровне 8 из 10. А в 2020 выпускают отличную Observer, где снова удачно комбинируют атмосферу, неплохой сюжет и картинку и получают отличные отзывы аудитории.
The Medium для студии - это первый и, как они сами его называют, "самый амбициозный проект", в который они максимально вложились, суммируя накопленные на создании предыдущих игр опыт, знания и навыки. Почему я считаю важным это обозначить - потому, что "Медиум" в некоторых обзорах рассматривают под таким углом, как если бы разработчиком выступил бы флагман индустрии у которого за плечами десятилетия отлаженного рабочего процесса, сбитые команды профессионалов и опыт десятков масштабных проектов. А это не так.
Несмотря на внешний образ такого "ААА-проекта", Медиум - это всё же игра от небольшой инди-студии, которая физически не может себе позволить выдрочить каждый аспект игры до состояния "сверкает как у кота яйца" - чтобы и сюжет непрерывно удивлял и радовал, и графика отвал башки, и физика охуенная, и дизайн как в лучших домах, и постановочные сцены на уровне лучших блокбастеров, и анимации, и озвучка, и дальше весь список, уходящий за горизонт. У The Medium есть несколько сильных сторон, которые игру буквально "тащат", а остальное сделано в диапазоне от "очень хорошо" до "слабовато, но игру не портит".
То есть доебаться до отдельных моментов можно запросто, но доебаться получится с позиции "а вот здесь можно было лучше!", а не с позиции "вот тут они просто обосрались, с шумом и забыв снять портки". Главный же недостаток "Медиума" по-моему вообще не там где его усиленно ищут, с лупой пересчитывая пиксели и зорко мониторя частоту кадров. Но до этого мы ещё дойдём, а пока по порядку.
1. графика и производительность
Уровень графики каждый может глянуть на скриншотах по ссылке выше и составить себе мнение как оно на его взгляд, хорошо или плохо. От себя могу сказать, что то, что показано на скриншотах я и видел в игре. То есть понятно, что там выбрали наиболее козырные и выигрышные моменты и ракурсы (ну, так цель показать товар лицом, это нормально), но это не как первые ролики третьего Ведьмака, которые обрабатывались специальными людьми за деньги, чтобы выглядеть сильно лучше, чем то, что у них реально на тот момент было и даже лучше, чем оно в итоге выглядело в игре.
Если меня спросить какая в игре графика в целом, я скажу - по нижней границе полноценного ААА-проекта. Это значит, что она не поражает ни какой-то безумной детализацией с выдрочкой каждой пылинки на полочке, ни какими-то суперэффектами, отражениями и игрой светотени - как в лучших "видовых" ААА-проектах. Но, тем не менее, там всё это есть - и детализация, и отражения, и свет с тенью. Портки от восторга не срывает, но картинка на протяжении всей игры приятно радует, создаёт нужную атмосферу, нигде нет такого, что "мыло глаз режет" или каких-то совсем убогих неумело сделанных эффектов. Не супер-супер, но достойно, всё, что нужно для картинки есть.
То же самое с анимацией. Видно, конечно, что у разработчиков не бездонный бюджет и на чём могли сэкономить они экономили. Всего в игре три персонажа у которых прописана полноценная лицевая анимация. Но, к чести разработчиков, они осмысленно обыграли по миру почему у остальных кого встречает героиня лицевой анимации нет и быть не может, а вместо лиц у них маски. Кто-то из обзорщиков начал с понтом оттопыривать пальчик и говорить, что де лицевая анимация убогая, "главная героиня - кукла!" и так далее. Ну, все же знают, что негативные отзывы всегда вызывают больше внимания и провоцируют срач в комментах, который накручивает просмотры и благотворно влияет на монетизацию.
От себя скажу, что, как и с графикой - самые угоревшие по этой теме ААА-проекты типа TLoU2 вполне вероятно могут себе позволить лицевую анимацию на уровень-два повыше с дрожанием каждой жилки на лице персонажа в напряжённой сюжетной сцене. Но у них бюджеты другие и они на это делают основную ставку и всячески выпячивают. В The Medium на протяжении всей игры у меня не было ощущения, что я смотрю бедный на анимацию 3D-фильм. Тут может быть и нет сложного подрагивания третьего-левого волоска в ноздре, но в сюжетных вставках лицевая анимация присутствует, лицо героини выглядит естественно, мимика не дубовая. Кому что могло так сильно резануть глаз - я честно хз. Хорошая там графика, просто не поражает так чтобы сидеть о непрерывно охуевать.
Что мне реально не понравилось - это как раз та самая распиаренная "фишка", которой разрабы гордились как своим изобретением и которую всячески продвигали. Эпизоды когда по игре героиня действует как бы одновременно в реальности и в каком-то "мире изнанки" или "мире духов". В такие моменты экран разделяется надвое и ты видишь на одной половине как бы реальный мир, а на второй половинке его отражение в "мире духов". Героиня существует одновременно в двух мирах и все действия которые она производит в одном мире она же повторяет в другом. Выглядит примерно так:
И нет, это не коллаж, именно так выглядит экран с игрой в момент "задвоения миров". Обе героини на картинках двигаются синхронно. Да, это необычно, да это (особенно поначалу) любопытно, но потом начинает заёбывать. Тем, что тебе нужно постоянно прыгать глазами между двумя картинками и в конечном итоге ты преимущественно смотришь только на одну, но при этом можешь запросто упустить важные точки на второй. Не скажу что это прямо "убивало" - нет, да и таких эпизодов в игре немного, но в целом лучше бы если от этой фишки можно было отказаться. Не оценил, честно.
Насчёт производительности. Все кричат что игра просаживает видеокарту, слышатся вопли "тридцать ФПС!", "фирменная польская оптимизация!". Не знаю, может быть на соснолях какие-то проблемы есть, но у меня на средне-мощной машине 3070RTX, i7-10700 и 32гб оперативки (какой-то парнишка с пафосом заявлял конфигурацию чуть слабее моей и говорил, что его комп "ОДИН ИЗ САМЫХ МОЩНЫХ" - ну, для бывшей братской республики возможно, а для России это средний комп без претензий на "киберспорт") ниже 60 кадров вроде не проседало, без танцев с бубном и ковыряния в настройках. Может они какой-то патч выпустили к тому моменту, может просто система "удачная" по конфигурации, но у меня вообще не вспомню когда бы какая-то игра так сильно что прям пиздец лагала или вылетала бы.
У меня вообще ощущение, что фпс-дрочеры - это даже не "киберспортсмены", а какие-то чудаки, которые сначала 10 лет экономили на школьных завтраках, потом единоразово купили комп за ~200 тыр и непрерывно на него дрочат, а как только ФПС у них не 200, а 199 - сразу начинают визжать как резаные "ААААА!! ОПТИМИЗАЦИЯ ВСРАТА! ИГРА ГОВНООО!". Мне-то это в довольно широких пределах пох, особенно когда игра не какой-то супердинамичный шутан. Так что нормально. На ПК по крайней мере всё ОК.
2. дизайн и атмосфера
Это из тех аспектов, которые игру "тащат". И то, что резко понравилось - это работа дизайнеров. Каждая (то есть - каждая) локация не просто красиво нарисована, а она выдрочена живыми художниками/дизайнерами до уровня "достоверность". Я говорил, говорю и буду говорить - ручная работа всегда в обозримой перспективе будет забивать любую "технологию". Естественно, если люди конкретно вкладывают усилия и более-менее подкованы в том, что делают, а не какие-то три с половиной корейских студента кое-как, второпях и за чашку риса. В "Медиуме" не скажу, что буквально каждый кадр прям шЫдевр, что взять, отскринить, распечатать и вставить в рамку, но все локации на уровне от "достойно" до "отлично!". При этом есть не только натыканные объекты, а подумали как они располагаются, под каким углом разместить камеру в какой сцене чтобы это выглядело максимально зрелищно и "пробирало", выдрочили освещение, тени, цвета. Повторюсь - не каждый кадр там прямо шедевр, который бери и ставь в картинную галерею, но сцены очень ОК. Типа такой:
Главное что ты смотришь и нет постоянно подсирающего чувства, которое тебе шепчет на ухо "это всё декорации, притом половина из них - плохие". Настраиваешься верить и по большей части веришь без проблем. То есть героиня шарится по заброшкам, которые выглядят, в общем, как заброшки, где грязно, лежат какие-то покрытые пылью выцветшие вещи, потрескавшиеся стены, полусгнившая мебель, запорошенные пылью оставленные или забытые кем-то вещи. Если показывают место где жил какой-то бомж - оно реально похоже на место где жил какой-то человек, есть какая-то самодельная печурка-щепочница, какой-то лежак, валяются окурки, импровизированная посуда, предметы обихода, всё как надо.
Да, при желании можно доебаться до правдоподобности. Так, например, по опыту посещения сходных мест могу сказать, что мне сразу чуть резануло глаз - плакаты на стенах на солнечных местах, которые только чуть-чуть "засижены мухами". Ну, ребят, "так не бывает!"(с). Хороший календарь на вощёной бумаге лет за 5-7 на солнце и в неотапливаемом зимой помещении выцветает почти до неузнаваемости, а уж бумажные плакаты в стиле "Да здравствует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!" на солнечной стороне за 11 (!) лет выгорят до состояния бледно-жёлтой бумажки с невнятными разводами.
Но здесь понятно почему они так сделали - соблюди они добуквенно техническую достоверность и заброшки по которым шарится главная героиня будут выглядеть как облезлые бетонные коробки, заросшие грязью и всяким неопознаваемым, сгнившим в труху говном. Оно просто будет неинтересно и не атмосферно, а так - очень ОК.
Несколько раз видел, что The Medium называют "Syberia в мире Silent Hill", но это очень неудачное сравнение и взялось оно, судя по всему, после поверхностного созерцания скриншотов. Я проходил все перечисленные игрухи и по атмосфере они даже не сказать чтобы близки. Сибирь - это чисто фантасмагорический, красивый и добрый мультик-фантазия про некий стимпанковский мир. Сайлент Хилл - это наоборот про нарочито страшный, мрачняковый мир где от каждой комнаты в заброшенных домах веет чем-то тревожным, стрёмным, всё какое-то нарочито ржавое, трухлявое, загаженное, увечное, максимально и предельно неуютное и пугающее.
В "Медиуме", притом что там некоторые кадры и сцены прямо 1в1 скопированы с SH2 (например, проход по лесу, эпизод когда героиня видит в коридоре лежащий на полу фонарик и луч света падает на ржавую железную решётку), там всё же нет ни вот этой вычурной художественной красоты как "Сибири", ни наоборот сцен, работающих на пугающе-давящую атмосферу, когда дёргаешься от каждого шороха и сейчас уже, вот-вот из тёмного коридора пойдут на персонажа изломанные монстры из "Лестницы Иакова". Да, героиня в игре шарится по заброшкам, где "в прошлом произошло нечто страшное, что оставило след на этом месте", но там нет этого давящего, депрессивного, давящего или пугающего хоррора. По жанру это ближе к триллеру. Да, напряжённо, местами конкретно напряжённо, но у тебя нет желания в панике бежать оттуда сломя голову и вытаращив глаза, наоборот - шаришься, открываешь (условно) новые этажи, новые комнаты, бегаешь по запущенным паркам вокруг заброшек, пробираешься глубже во всякие сныканные места и доминирующая эмоция если вживаться в атмосферу - это "интересно что дальше, пускай временами и бывает стремновато". Индиана Джонс не Индиана Джонс, но эмоции подростка который шарится по "таинственному заброшенному дому" в глубине души понимая, что здесь на 95% безопасно, а оставшиеся 5% приятно щекочут нервы.
3. музыка
Когда игре основной упор делается на сюжет и атмосферу, то обосраться с музыкальным сопровождением - это значит сразу мощно выстрелить себе в ногу. В The Medium с музыкой и не обосрались, осилив привлечь для работы над саундом Акиру Ямаоку, который 16 лет отпахал в Конами и в числе прочего писал музыку для серии Silent Hill начиная с первой части.
Я не аудиофил, поэтому скажу на уровне ощущений - музыка в игре воспринимается как органичная часть развивающейся в кадре истории, не режущая запилами ухо и не отвлекающая на себя внимание. Это по-моему и есть высокий профессионализм композитора, который пишет музыку для игры - она должна создавать настроение, совпадать с тем, что происходит в этот момент на экране и усиливать эмоциональный отклик, но не уводить внимание зрителя/игрока от происходящего на экране, а наоборот помогать ему сфокусироваться на нужной точке.
Интересно, кстати, что если воткнуться в саунд отдельно от игры и от картинки, то возникают (у меня возникли, во всяком случае) чёткие ассоциации с Silent Hill. На некоторых композициях можно закрыть глаза и сразу воображение рисует пустые улицы, заброшенные дома, депрессивного суицидника с отломанным от забора дрыном и крадущихся в тенях страхолюдов. Притом, что в самой The Medium такие ассоциации не возникают вообще.
4. игромех и геймплей
Здесь нужно обозначить сразу: при неком внешнем сходстве с экшн/адвенчурой а-ля SH2, The Medium - это и не экшн, и не адвенчура. Чем очень сильно разочаровала и тех, кто с первых сцен сучил ногами в нетерпеливом ожидании когда же героине дадут нож, пистолет, дробовик и несамозарядную винтовку и она начнёт ловко отстреливать толпы набигающих монстров, и тех, кто ждал от игры сложнозаковыристых загадок и навороченных паззлов. Потом первые и вторые, не получив желаемого, сделались буйными и начали верещать про то, что "Медиум" - это "ПОЛЬСКИЙ СИМУЛЯТОР ХОДЬБЫЫЫЫ!!!1", что тоже мимо.
Я скажу так: в The Medium достаточно разнообразный, но при этом простой и незамысловатый геймплей, построенный на простых (это ключевое) взаимодействиях героини с окружающим миром. При этом геймплей не тупой, он сделан простым именно для того, чтобы игрок не топтался три часа по пяти комнатам, пытаясь решить злоебучую задачку в стиле "примени гондон на статую, потом мячик на зеркало, скомбинируй в инвентаре плюшевого мишку, осколок стекла и нитку, потом примени книгу на унитаз, а огурец на сахарницу!", а шёл по игре практически как по фильму.
В "Медиуме" героиня решает простые мирные задачки уровня "открыть запертую дверь подручным инструментом", "откатить тележку закрывающую трещину в стене" или "найти отсутствующий предмет, чтобы некая композиция приобрела гармонию и сработал мистический триггер". У меня, кстати, сложилось впечатление, что среди разработчиков есть люди, учившиеся в худшколе и те, кто потом изучал психологию и психопатологии. Собственно, их первая и самая успешная игра - про профессионального художника у которого серьёзные проблемы с психикой. И в дальнейшем у авторов этот художественный взгляд на "композицию", "гармонию" и тому подобные фишки прослеживается.
За счёт чего геймплей "вытягивает" и не надоедает на протяжении всей игры - он грамотно встроен в сюжет (нет этого бесящего квестового долбоебизма, когда герой должен применять палец на глаз, а глаз на жопу, чтобы открылось окошко, которое он изначально мог открыть ленивым пинком) и он не заябывает однообразием. Активности в игре грамотно чередуются - героиня то куда-то идёт через лес по следу, который видит "ведмачьим чутьём", то ищет (и быстро находит) способ взломать простенький замок с помощью найденной неподалёку отвёртки, то перемещается в параллельный мир и ищет "источник силы" чтобы с его помощью активировать механизм в нашем мире, то прячется и убегает от монстра, по ходу сюжета проводит несколько простеньких расследований, вроде "по косвенным уликам и умело применяя ведьмачье чутьё выясни имя человека, который жил в этой комнате", фоном героиня собирает разные рисунки, записки и восстанавливает "память места", что в совокупности рассказывает историю неких произошедших событий итд.
То есть по отдельности оно всё очень простое - возьми подсвеченный ведьмачьим чутьём предмет здесь, положи его на подсвеченное место тут и (условно) откроется проход в следующую локацию, иди туда. Но за счёт постоянного чередования активностей, за счёт того, что ты не топчешься час в одной комнате пытаясь правильно разложить шарики за ролики, за счёт постоянного развития сюжета (который не "зависает", как в Death Stranding, на 15-20 часов после вступления) - тебе всё время интересно. Плюс грамотно и интересно сделанная механика, когда героиня может через определённые точки путешествовать в мир духов и обратно в реальный мир, притом оба мира как-то причудливым образом переплетаются и влияют друг на друга. По типу "перевёл стрелки часов в реальном мире - в мире духов в этой же локации время прокрутилось назад и открылась дверь, а на столе появился предмет, которого раньше не было".
Если подходить к геймплею не как к отдельному самостоятельному развлечению, а как к дополнительному элементу, работающему на погружение игрока в сюжет и атмосферу проживаемой истории - геймплей там отличный.
5. сюжет
Сюжет и разворачивающаяся в процессе игры история - это, пожалуй, главный и самый мощный "драйвер", который цепляет с самого начала и прёт до финала не останавливаясь. Я играл три вечера подряд и каждый раз садился с предвкушением и интересом - а что будет дальше? А как эта ситуация раскроется, а что стоит за этими событиями и куда дальше пойдёт история.
Если обойтись без спойлеров, то сюжет просто сделан хорошо, не на отъебись в стиле сюжетов плохого порно или плохих же супергеройских боевиков. Где "ну... есть злодей... он типа... творит зло... потому, что он... злодей, короче... а есть герой... ну он типа положительный... и вот этот положительный герой... ну, типа, претерпевает... а потом злодея побеждает... потому, что он же это... герой... вот...". Сюжет продуман, каждый персонаж прописан, у всех от главной героини и главного антагониста, до третьестепенных изредка появляющихся в истории персонажей есть история, есть осмысленные причины быть там где они есть и мотивация поступать так, как они поступают. Даже если эти причины поначалу от зрителя скрыты, ты всё равно чувствуешь, что они есть - по тому, как сыграна сцена и по тому, как поступают, как говорят персонажи, как они себя ведут и как меняются в каких ситуациях.
Точно так же, кстати, чувствуется, когда персонажи пустые как барабан, как это бывает в плохих играх или фильмах где всё в кадре происходит "нипочему". Не потому, что так должны поступать эти персонажи с их бэкграундом в таких обстоятельствах, а просто потому, что сценарист так написал, а написал он так потому, что вот ему так захотелось или показалось "круто". Захотелось чтобы в сюжете была голая женщина - заставляет героиню раздеваться там, где это вообще ни в склад, ни в лад. Захотелось чтобы была драка "для оживляжа" - заставляет персонажей драться не пойми с кем и не пойми почему. И это не зритель дурак, что не понимает. Это сценарист баран и не владеет ремеслом, получая закономерное "НЕ ВЕРЮ!" как реакцию на своё творчество.
В сюжете, за вычетом фантастических допущений и буквально пары чисто игровых условностей, вроде того, что в старой заброшке, простоявшей без внимания 10+ лет, когда надо местами включается электричество и работают лифты и другие механизмы, обосновано всё, что мы видим и что происходит в истории.
Очень простой пример. Главная героиня, если внимательно на неё посмотреть, кажется своеобразным памятником победившего радикального лесбофеминизма в массовой культуре.
Угловатая, без ярко выпирающих сисек-писек, по мужски одетая в наглухо закрывающий всё тело костюм, с несимметричным и не слишком привлекательным лицом без намёка на яркую косметику и эротичные ужимки. Короче, девочка из категории "мой личный Дудь - не хочет вдудь". Я её когда сначала увидел уже понимающе скривился, мол - ну, понятно, европеизированные поляки изо всех сил, аж подпрыгивая от усердия, отрабатывают актуальную повестку в масскульте, с лозунгами "Объективизации - НЕТ! Сексуализации - НЕТ! Продвинутые общечеловеки видят в женщине людиню, а не объект для удовлетворения низменных инстинктов!".
Да и хер я угадал.
Нет, главная героиня действительно "противозачаточная" и внешне, и по поведению (больше по поведению). Но у неё есть нихуя не смешные причины быть именно такой, одеваться именно так и так себя вести. Причём она отнюдь не нарочитая "мужебаба", которая всех самцов через бедро кидала и вообще круче каждого в 100 (сто) раз во всех и любых задачах. Отнюдь. По сюжету очень хорошо видно, что героиня - это обычная девушка, нихуя не "солдат Джейн". Видно это по тому, например, как она общается с детьми, с мужчинами, как шутит итд. А то, например, как она выглядит или почему она курит не как манерная первокурсница в ресторане, а как заёбанный жизнью мужик и угрюмо напивается в одиночестве - это вынужденное и следствие крайне херовых жизненных обстоятельств. В которых, ЧСХ, виновато не "токсично-маскулинно-патриархальное-общество" и не "мужчины-потенциальные-насильники", а некое пересечение событий. Могло не повезти какой-то другой девочке, а не повезло ей и вот ей теперь так жить. И неожиданно (это сарказм) такая героиня, хотя и соответствует популярным трендам, не выглядит в истории ни смешно, ни нелепо, ни чуждо. Я больше скажу, я таких девушек в жизни встречал. Ещё отметил себе, что она похожа на одну мою знакомую (манерой одеваться и проч.), а потом оказалось что у них отчасти и бэкграунд совпадает.
Сюжет (о, чудо!) внятно развивается от начала к концу, не провисает, не теряет в динамике, не бегает кругами пытаясь заблудить игрока в трёх соснах и не наводит тень на плетень - пламенный привет гениальному буряту с его Death Stranding. В сюжете не замечено заебавших голливудских штампов типа "одобренных партией и правительством семейных ценностей", "сильного женского персонажа", "прикольного гея" и прочего. Сюжет при этом нихуя не детский, но и не нарочито-чернушный - чернуха и депрессуха есть, но они подаются дозированно и со смыслом, а не ебашат говном и кровью из шланга.
Что особенно зацепило.... Без спойлеров, скажу так: сюжет, как сюжет по-моему любой хорошей фантастики или мистики - он в основе совсем не про "вторжение зелёных человечков с Марса" и не про "старинное индейское кладбище, где клацает зубами Зловесчий Дух Вендиго". Это всё фантастические допущения, инструмент, который позволяет создать интересную и захватывающую чисто внешне повесть, игру или фильм. История здесь про людей с их проблемами и бедами, про внутренних демонов, от которых не свободен ни один даже вроде бы самый положительный человек (своё говно есть в каждом, к сожалению) и про то какую тяжкую хуйню эти внутренние демоны могут заставить человека творить, если смогут когда-нибудь взять верх.
История же начинается как простое бытописание (это не спойлеры). В доме отдыха стареющий и растерявший талант художник знакомится с приятной женщиной за сорок и между ними завязывается тёплая дружба немолодых, измученных одиночеством людей. Добившийся успеха молодой отец семейства приглашает пожить со своей семьёй своего престарелого отчима, который только что потерпел серьёзный жизненный крах. Две милейшие девчонки-сеструхи живут и по детски слегка цапаются потому, что старшей кажется что младшую родители любят больше. Гиперответственному офицеру госбезопасности поручают без шума проверить некоего товарища, который не исключено, что совсем нам не товарищ, а возможно и вообще живёт под чужим именем. В компании маленьких детей более активные и агрессивные довольно жестоко подшучивают над тихой зашуганной девочкой, которую не понимают и побаиваются. Причём подшучивают они не так, как это видится одинокому-бездетному пятидесятилетнему американскому сценаристу, измученному застарелым алкоголизмом и гомосексуализмом, а так, как реально дети подшучивают над "буками" - я в такой ситуации был и видел её много раз. Взрослому, особенно бездетному, там вообще будет непонятно что в этот момент какая-то хуйня происходит (а она происходит).
И вот все эти мирные обывательские зарисовки, картины из жизни каких-то в общем-то заурядных людей, в какой-то момент превращаются в тотальный кромешный пиздец. Опасной бритвой по горлу - ннна! Молотком в висок - на нахуй, сука! Из ПМа в лицо загнанной девчонке - хлоп! А этому пластиковый пакет на голову - дыши, бродяга! Этих заперли в собственном доме, плеснули бензином и подпалили. И дальше со всеми остановками. Потому, что некие внешние события стронули лавину и дальше понеслось уже неуправляемое.
Да, кому покажется что это пересекается по идеям с Needful Things Степана нашего Королёва, то скорее всего не кажется. Другое дело, что у Кинга некий мелкий бес провоцировал обитателей "маленького американского городка"(tm) творить хуйню в обмен на сбычу (ненужных им) мечт, а в "Медиуме" зло в людях долго зрело и настаивалось, как нарыв, укрепляясь от каждого вроде бы мелкого поступка, а уже потом случился "прорыв инферно".
Короче, сюжет и сама история могут не нравиться, могут быть не близки (есть масса прекрасных вещей, которые мне вообще мимо) и не цеплять, но то, как это прописано и подано - ну, полякАм моё почтение и определённая зависть с расовым оттенком.:)
Можно ли по делу доебаться до сюжета? Да и я доебусь. Сначала два момента, которые по-моему играют в минус, хотя и не критично. Момент первый: для приключения на 6-8 часов сюжета многовато. В смысле многовато (как ни странно) персонажей, событий, историй - а ведь каждую историю нужно как-то провести, рассказать и закруглить, каждого персонажа раскрыть и провести от начала к его финалу. В эти восемь часов авторы ногами утрамбовали 5-6 историй про разные стороны человеческих взаимоотношений - предательство близкого человека, совершённое убеждённым нарциссом и месть за предательство, отношения повзрослевших и вставших на крыло успешных детей и постаревших вышедших в тираж родителей, отношения родных/приёмных детей и родных/приёмных родителей итд. И каждую постарались раскрыть, но местами просто из-за короткого хронометража получилось скомканно, а если бежать по игре совсем быстро, игнорируя открытки-рисунки-записки, то вообще в половине историй останется скорее всего вопрос "но что конкретно ты имела ввиду?!".
Фатально это? Нет, не фатально, но у меня к середине-концу было ощущение, что я посмотрел трёхсерийный фильм в который натолкали сюжета на два сезона сериала по 10 полнометражных серий в каждом и этот сюжет в тебя швыряют совковой лопатой в каждой сцене, каждой строчке диалогов и в каждом объекте в кадре.
Момент второй: в игру зачем-то ввели "кровавую коммунистическую гэбню", которая, ну конечно, занимается ПРОИСКАМИ. Гэбня представлена в лице офицера госбезопасности, присланного расследовать некие обстоятельства. И вот этот персонаж во-первых выглядит прилепленным сбоку, когда основная история уже была написана и тут кого-то вдруг осенило - ёпта! а ведь можно кровавого коммунистического палача воткнуть! на Западе такое любят! А во-вторых он, в отличие от остальных персонажей, просто хуже прописан. И это я ещё молчу, что в чертах кровавого гэбиста отчётливо проступает такой характерный персонаж из романа Юлиана Семёнова, в чёрной форме с "курицей" на кителе и со свастикой на рукаве. Братья-славяне же. Как ни старайся сделать злобного бездушного упыря из спецслужб со звездой на шапке-ушанке, но, если твоя фамилия не Смит, а Бжебжик или Купитман - всё равно, как в насмешку, получается убеждённый гестаповец, "беспощадный к врагам Рейха".
Здесь авторы, правда, подстелили себе соломки дав прозрачные намёки, что упырь не потому упырь, что гэбня, а потому упырь, что он член глубоко законспирированной группы заговорщиков и чуть ли не террористов. Глубоко индоктринированный агент "Цербера" повышенной злобности, короче. Но я себе сказал так - ребята в целом-то пели хорошо, но конкретно с этим персонажем дали петуха. Уж больно взыграло в какой-то момент желание кому-то понравиться.
И момент третий, главная моя претензия к сюжету, но подробно про неё я не могу говорить без того, чтобы не продать какие-то если не спойлеры, то центральные сюжетные моменты. Без спойлеров могу сказать так - есть чёткое ощущение, что всю историю вели к одному определённому финалу, но перед самым концом то ли у сценариста, то ли у руководства студии сильно сыграло очко и вместо мощной точки в финале они поставили вялое двоежопое многоточие.
То ли с мыслью "игроки нам не простят если мы так наотмашь закончим историю, надо как-то понежнее что ли...". То ли с мыслью "Не, а вдруг тема попрёт и мы какие-нито ДЛЦ ещё наклепаем и продадим, типа The Medium: Aftermath, а там может и на вторую часть раскрутимся, а? А? И как мы это, интересно, будем делать, если в первой части уже расставили все точки над Ё??". Но в итоге этот смикшированный и какой-то предельно размытый финал у меня оставил ощущение... Как бывает - читаешь реально мощную, хорошую художественную книшшку, а в последней четверти прям видишь как автор сам понял, что у него получилось что-то крайне годное, распустил слюни на серию продолжений из 20 книг с вбоквелами и филлерами и, вместо мощного завершающего аккорда, когда всё сойдётся в одну точку, ёбнет, бахнет и все сюжетные узлы развяжутся по полной - пару раз невнятно бзднул и оставил открытый финал с подмигиванием "а если эта книга попрёт, то это будет не финал, а трамплин к следующей части!".
В принципе, историю это не убивает, она и в таком виде имеет право на существование, а что я бы эту историю подвёл к другому финалу - это уже сугубо мои тараканы в конце концов.
А так - игрушка достойная. По сравнению с перехваленной Death Stranding и весьма спорной Cyberpunk 2077 это польское творение мне безусловно понравилось. Кто любит сюжетные игры в жанре мистического триллера и кому не жалко отдать 1600 рублей за приключение на 8 часов - взять её в коллекцию по-моему стоит.