Оригинал взят у
bukvoed в
Эштемоа.
(Вообще-то я недолюбливаю организованные поездки - жёсткий график/маршрут и посторонние лица в кадре - но в данном случае
других вариантов не было; в качестве организаторов выступили "
Амитим ле-тиюлим" и
мидрешет Хеврон.)
В середине 19 века неутомимый янки
Эдвард Робинсон исходил чуть не всю Палестину с Библией в руке, пытаясь установить соответствие между топонимами из Писания и реальностью, данной ему в ощущениях. Деревню (ныне город)
Саму (15 км к югу от Хеврона, 720 м над уровнем моря) Робинсон назначил исполнять обязанности Эштемоа из
книги Иегошуа 15:50 и 21:14:
И были города по краю (надела) колена Йеуды... А на горе: Шамир, Яттир и Сохо; Данна, Киръят-Оанна, она же Девир; Анав, Эштемо и Аним; Гошэн, Холон и Гило - одиннадцать городов с селами их.
...
Сынам же Аарона, священника, дали город-убежище для убийцы - Хэврон, и предместья его, и Ливну и предместья ее, Яттир и предместья его, и-Эштемоа и предместья его.
То же название встречаем в
Шмуэль I 30:26-31:
И пришел Давид в Циклаг, и послал он из добычи старейшинам Йеудеи, друзьям своим, сказав: "Вот вам дар из добычи врагов Г-сподних" - Тем, что в Бэйт-Эйле, и тем, что в Рамот-Нэгэве, и тем, что в Яттире, И тем, что в Ароэйре, и что в Сифмоте, и что в Эштемоа, И что в Рахале, и что в городах Йерахмеэйльских, и что в городах Кэйнийцев, И тем, что в Хорме, и что в Кор-Ашане, и что в Атахе, И что в Хэвроне, и во всех местах: там, где ходил Давид сам и люди его.
В конце римского периода Ономастикон
упоминает сабж как "большую еврейскую деревню в районе
Элевтерополя", а Иерусалимский Талмуд - как место жительства мудреца по имени рабби Хаса.
Мы достигли Самуа... - пишет Робинсон, - Это значительная деревня, расположенная на низком холме, окружённом долинами, где мало обработанной земли, но везде стада в хорошем состоянии. Мы остановились под оливковыми деревьями в пологой южной долине; и были рады снова раздобыть молоко и свежие фрукты на обед. После обеда мы прошли через и вокруг деревни. В нескольких местах есть остатки стен, построенных из огромных камней, отёсанных, но оставленных необработанными в середине. Мы измерили несколько камней, и они оказались более десяти футов в длину. Эти старые фундаменты должны обозначать место большого древнего города; вероятно, как я уже показал, вехтозаветного Эштемоа.
Наиболее заметный ныне объект это руины замка; от которого, однако, только одна квадратная башня осталась в хорошем состоянии. Эта и другие части стен построены из хорошо обработанных камней, с амбразурами; но не осталось сводов, кроме небольших современных. Работа не выглядит античной и могла бы быть приписана крестоносцам, если бы были доказательства, что у них были крепости к югу от Хеврона. Эта крепость, вероятно, сарацинского или турецкого происхождения. Мы не могли забраться на башню, так как ведущие к ней двери были закрыты, а снаружи мы не нашли места, где можно было бы вскарабкаться. Люди, к которым мы обращались, производили впечатление слишком ленивых, чтобы нам указать нам способ. Наконец, один вызвался доставить нас наверх; и показал пример, карабкаясь по наружной стороне стены и по плоским крышам домов. Он был знаком с окружающей местностью и оказался хорошим проводником.
Исследователи, посещавшие Саму в конце 19 - начале двадцатого века, находили в деревне всякую всячину, в том числе изображения меноры, следы установки мезуз на дверных косяках итп. Наконец, в 1934 году Л. Майер и А. Рейфенберг из Еврейского Университета наткнулись на античную синагогу, первую на юге хевронского нагорья; позже за ней последует Сусия, а ещё позже
Тель Маон и
Хурват Аним. В 1935-36 начали копать, но тут вклинились арабское восстание 1936-39, мировая война и раздел Палестины. В 1966, после инцидента с минированием израильской территории, деревня стала целью
рейда АОИ ("Операция Магреса"). Потом была ШДВ, и наконец в 1969-70 Зеев Йейвин смог дораскопать объект. Под полом примыкающего к синагоге помещения обнаружились артефакты железного века, включая клад из серебряных украшений и слитков. Одни полагают, что здесь была ювелирная мастерская; другие вспоминают про Давидов "дар из добычи врагов Г-сподних".
Восход:
Мечеть:
Нам туда:
Другая сторона того же входа:
Двор с севера; слева мечеть, справа за пределами кадра синагога:
Капители колонн:
И ещё какая-то штуковина:
Снова мечеть:
Юго-восточный угол двора:
По другую сторону левой арки:
Здание с северной стороны двора - очевидно та самая башня, на которую лазил любопытный Робинсон. Как правило она заявляется как крепость крестоносцев, однако согласно Принглу кто-то уже успел показать, что на самом деле строение современно синагоге. В детали Прингл, к сожалению, не вдаётся.
Синагога была построена в 4-м или 5-м веке. Здание имеет внутренние размеры 20 на 10 метров. Причём, как и прочие южноиудейские синагоги, внутри нет колонн. Одни считают, что крыша держалась на деревянных балках; другие предлагают очень широкий туннельный свод. Фасад с тремя входами (из них два ныне замурованы) обращён на восток. В левой части бимы Майер и Рейфенберг обнаружили полустёртую надпись, опознанную как часть
молитвы; с тех пор камни с надписью куда-то подевались.
Вид с юго-востока:
Т.е. примерно с этой точки:
С юга:
Фасад синагоги:
Та же стена сверху:
И с изнанки:
Южная стена со скамейками и михрабом; последний намекает нам, что при арабах синагога превратилась в мечеть:
Говорят, что зелёные буквы означают "Хамас":
Ниши в северной стене:
Там же:
Среди нас проводят разъяснительную работу:
Пол синагоги и нартекса был украшен мозаикой, уцелевший фрагмент которой с арамейской надписью "пусть помнят священника Лазаря и его сыновей, давших термиссис из своего имущества" находится сейчас в
Музее Доброго Самаритянина:
Какие-то руины к югу от синагоги:
Фотографии:
1) в
picasa web albums2) в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Archaeological Encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon GibsonSecular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Biblical researches in Palestine: mount Sinaï and Arabia Petraea By Edward RobinsonThe Comparative Geography of Palestine and the Sinaitic Peninsula, Volume 3 By Carl RitterArchitectural Plans of Synagogues in the Southern Judean Hills and the 'Halakah' By David Amit (from Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery)
The Design of the Ancient Synagogues in Judea: Eshtemoa and Horvat Susiya By D. ChenJews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century By Gunter StembergerTorah Centers and Rabbinic Activity in Palestine, 70-400 CE By Ben Tsiyon Rozenfeldk-etzion.co.il