Как я заметила по реакции на
этот пост, споры вокруг мавзолея Ирода многих очень живо интересуют. Там, напомню, излагались основные доводы Иосифа Патриха и Бени Арубаса, утверждающих, что найденная Эхудом Нецером могила Ирода таковой не является, а также возражения нынешнего руководителя экспедиции Рои Пората.
А вот пересказ ещё одного доклада с той же конференции - Гай Штибель пункт за пунктом разбивает построения Патриха, со своим фирменным чувством юмора :)
За пересказ спасибо Яне Чехановец.
Кратчайшее содержание выступления Гая на 39-ом Археологическом конгрессе в Иерусалиме, 6 ноября.
Отвечает на высказанные возражения по идентификации.
Архитектурные параллели - впрочем, они у всех выступавших в этой сессии (Рои Порат, Орит Пелег, Бени Арубас, Гидон Фёрстер) были одни и те же, и каждый ими пользовался по своему усмотрению.
Об отсутствии надписи, позволившей бы надежно связать памятник с Иродом: надписей нет и в мавзолее Августа, и в мавзолее Адриана.
О "не такого качества мы ждали": а какого? Золотого саркофага? (показывает слайд с золотой маской Тутанхамона). В иерихонском дворце и вовсе из кирпича строили. А тут все-таки отличный белый известняк, в округе его нет (ссылается на выступавшего ранее геолога Ш.Илани).
О том, что перед гробницей нет площадки, на которой могла бы поместиться такая масса людей: вряд ли в процессии могла идти вся иродова армия, все 18 тысяч человек. Кого-то надо было и для присмотра за государством оставить. А для участников процессии вполне хватает места у подножия горы. К самой могиле подходили только непосредственные участники похорон.
О том, что памятник "мелковат": его надо рассматривать как одно целое с горой, а не как одинокую постройку. Кроме того, сравнивать его с гробницами в Иерусалиме бессмысленно - те находятся среди городской застройки, а Иродион возвышается над пустыней, лишенной архитектурных доминант.
О том, что он не попадает на основные оси симметрии Иродиона, верхнего и нижнего. Ну, подумаешь, оси. Вот профессор Патрих недавно предложил новую реконструкцию Иерусалимского храма (показывает картинку, на которой Храм развернут под углом в 45 градусов и стоит на храмовой платформе наискосок), вот какие бывают оси.
О том, что мавзолей плохо видно: да, действительно, отсюда видно не очень хорошо, но расчет был на то, чтобы его было видно из города. С Храмовой горы, например, видно было отлично (показывает картинку с силуэтом мавзолея на склоне Иродиона). А откуда вы смотрите? Со Скопуса?