Эштемоа.

Nov 12, 2013 00:43




(Вообще-то я недолюбливаю организованные поездки - жёсткий график/маршрут и посторонние лица в кадре - но в данном случае других вариантов не было; в качестве организаторов выступили "Амитим ле-тиюлим" и мидрешет Хеврон.)

В середине 19 века неутомимый янки Эдвард Робинсон исходил чуть не всю Палестину с Библией в руке, пытаясь установить соответствие между топонимами из Писания и реальностью, данной ему в ощущениях. Деревню (ныне город) Саму (15 км к югу от Хеврона, 720 м над уровнем моря) Робинсон назначил исполнять обязанности Эштемоа из книги Иегошуа 15:50 и 21:14:

И были города по краю (надела) колена Йеуды... А на горе: Шамир, Яттир и Сохо; Данна, Киръят-Оанна, она же Девир; Анав, Эштемо и Аним; Гошэн, Холон и Гило - одиннадцать городов с селами их.
...
Сынам же Аарона, священника, дали город-убежище для убийцы - Хэврон, и предместья его, и Ливну и предместья ее, Яттир и предместья его, и-Эштемоа и предместья его.

То же название встречаем в Шмуэль I 30:26-31:

И пришел Давид в Циклаг, и послал он из добычи старейшинам Йеудеи, друзьям своим, сказав: "Вот вам дар из добычи врагов Г-сподних" - Тем, что в Бэйт-Эйле, и тем, что в Рамот-Нэгэве, и тем, что в Яттире, И тем, что в Ароэйре, и что в Сифмоте, и что в Эштемоа, И что в Рахале, и что в городах Йерахмеэйльских, и что в городах Кэйнийцев, И тем, что в Хорме, и что в Кор-Ашане, и что в Атахе, И что в Хэвроне, и во всех местах: там, где ходил Давид сам и люди его.

В конце римского периода Ономастикон упоминает сабж как "большую еврейскую деревню в районе Элевтерополя", а Иерусалимский Талмуд - как место жительства мудреца по имени рабби Хаса.

Мы достигли Самуа... - пишет Робинсон, - Это значительная деревня, расположенная на низком холме, окружённом долинами, где мало обработанной земли, но везде стада в хорошем состоянии. Мы остановились под оливковыми деревьями в пологой южной долине; и были рады снова раздобыть молоко и свежие фрукты на обед. После обеда мы прошли через и вокруг деревни. В нескольких местах есть остатки стен, построенных из огромных камней, отёсанных, но оставленных необработанными в середине. Мы измерили несколько камней, и они оказались более десяти футов в длину. Эти старые фундаменты должны обозначать место большого древнего города; вероятно, как я уже показал, вехтозаветного Эштемоа.
Наиболее заметный ныне объект это руины замка; от которого, однако, только одна квадратная башня осталась в хорошем состоянии. Эта и другие части стен построены из хорошо обработанных камней, с амбразурами; но не осталось сводов, кроме небольших современных. Работа не выглядит античной и могла бы быть приписана крестоносцам, если бы были доказательства, что у них были крепости к югу от Хеврона. Эта крепость, вероятно, сарацинского или турецкого происхождения. Мы не могли забраться на башню, так как ведущие к ней двери были закрыты, а снаружи мы не нашли места, где можно было бы вскарабкаться. Люди, к которым мы обращались, производили впечатление слишком ленивых, чтобы нам указать нам способ. Наконец, один вызвался доставить нас наверх; и показал пример, карабкаясь по наружной стороне стены и по плоским крышам домов. Он был знаком с окружающей местностью и оказался хорошим проводником.

Исследователи, посещавшие Саму в конце 19 - начале двадцатого века, находили в деревне всякую всячину, в том числе изображения меноры, следы установки мезуз на дверных косяках итп. Наконец, в 1934 году Л. Майер и А. Рейфенберг из Еврейского Университета наткнулись на античную синагогу, первую на юге хевронского нагорья; позже за ней последует Сусия, а ещё позже Тель Маон и Хурват Аним. В 1935-36 начали копать, но тут вклинились арабское восстание 1936-39, мировая война и раздел Палестины. В 1966, после инцидента с минированием израильской территории, деревня стала целью рейда АОИ ("Операция Магреса"). Потом была ШДВ, и наконец в 1969-70 Зеев Йейвин смог дораскопать объект. Под полом примыкающего к синагоге помещения обнаружились артефакты железного века, включая клад из серебряных украшений и слитков. Одни полагают, что здесь была ювелирная мастерская; другие вспоминают про Давидов "дар из добычи врагов Г-сподних".

Восход:




Мечеть:







Нам туда:




Другая сторона того же входа:







Двор с севера; слева мечеть, справа за пределами кадра синагога:




Капители колонн:










И ещё какая-то штуковина:




Снова мечеть:




Юго-восточный угол двора:




По другую сторону левой арки:










Здание с северной стороны двора - очевидно та самая башня, на которую лазил любопытный Робинсон. Как правило она заявляется как крепость крестоносцев, однако согласно Принглу кто-то уже успел показать, что на самом деле строение современно синагоге. В детали Прингл, к сожалению, не вдаётся.

























Синагога была построена в 4-м или 5-м веке. Здание имеет внутренние размеры 20 на 10 метров. Причём, как и прочие южноиудейские синагоги, внутри нет колонн. Одни считают, что крыша держалась на деревянных балках; другие предлагают очень широкий туннельный свод. Фасад с тремя входами (из них два ныне замурованы) обращён на восток. В левой части бимы Майер и Рейфенберг обнаружили полустёртую надпись, опознанную как часть молитвы; с тех пор камни с надписью куда-то подевались.

Вид с юго-востока:




Т.е. примерно с этой точки:




С юга:




Фасад синагоги:










Та же стена сверху:




И с изнанки:







Южная стена со скамейками и михрабом; последний намекает нам, что при арабах синагога превратилась в мечеть:




Говорят, что зелёные буквы означают "Хамас":




Ниши в северной стене:







Там же:










Среди нас проводят разъяснительную работу:




Пол синагоги и нартекса был украшен мозаикой, уцелевший фрагмент которой с арамейской надписью "пусть помнят священника Лазаря и его сыновей, давших термиссис из своего имущества" находится сейчас в Музее Доброго Самаритянина:




Какие-то руины к югу от синагоги:




Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeological Encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Biblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea: A Journal of Travels in the Year 1838 (Volume 2) By Edward Robinson, Eli Smith
Quarterly statement - Palestine Exploration Fund
The Comparative Geography of Palestine and the Sinaitic Peninsula, Volume 3 By Carl Ritter
Architectural Plans of Synagogues in the Southern Judean Hills and the 'Halakah' By David Amit (from Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery)
The Design of the Ancient Synagogues in Judea: Eshtemoa and Horvat Susiya By D. Chen
Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century By Gunter Stemberger
Torah Centers and Rabbinic Activity in Palestine, 70-400 CE By Ben Tsiyon Rozenfeld
k-etzion.co.il

фотоотчёты, синагоги

Previous post Next post
Up