Кир II Великий (558-530)
Пасаргады при Кире Великом
В 558 г. до н.э. на престол Аншана вступил Кир II, бывший, по утверждениям греческих историков, внуком мидийского царя Астиага. В 553 г. до н.э. он поднял восстание против своего деда за независимость Персии. После нескольких неудачных для персов битв в 550 г. до н.э. состоялось сражение, в ходе которого мидийская знать со своим войском перешла на сторону Кира, а Астиаг попал в плен. Вслед за этим персы захватили мидийскую столицу Экбатаны, которая стала одной из резиденций Ахеменидов.
Вслед за этим Кир подчинил себе области на Иранском плато, признававшие до этого власть мидян (Парфию, Гирканию, Армению). В 547-546 гг. до н.э. были завоёваны Лидия и Иония. Лидию Кир разделил на персидские сатрапии Сарды и Даскилея.
Ко времени этих западных походов Страбон относит основание персидского храма Анахиты в Зеле (область Понта). Известно, что храмовый культ Анахиты у персов появился лишь при поздних Ахеменидах, поэтому первоначально святилище в Зеле, по всей видимости, было посвящено Ахурамазде и имело вид обнесённого оградой холма. Историк связывает его создание с победой персов над саками: «Персидские полководцы, находившиеся тогда в той стране, напали на них ночью во время всенародного праздника после дележа добычи и совершенно уничтожили это племя. Возведя на этой равнине на какой-то скале насыпь, полководцы придали скале форму холма, затем построили стену и воздвигли святилище Анаите и богам, имеющим с ней общий алтарь, - персидским божествам Оману и Анадату, установив ежегодное священное празднество Сакеи, которое жители Зел (так называется это место) справляют ещё и теперь. Зелы - городок, принадлежащий большей частью храмовым служителям»
[1] (Страбон. География, 11.8.4). С этого момента начинается зороастрийское религиозное присутствие в Малой Азии, продлившееся около тысячи лет.
Ко времени завоевания Ионии также, по всей видимости, относится благоприятный для персов оракул из храма Аполлона в Магнесии на Меандре, в благодарность за который Кир освободил его жрецов от налогов и принудительных работ. Об этих событиях известно из позднейшего письма Дария I сатрапу Гадату с предостережениями: «Царь царей Дарий сын Виштаспы своему рабу Гадату так говорит: Я знаю, что ты исполняешь мои повеления не во всём… Ты о богах моё распоряжение не исполняешь… Ты требовал от священных садовников Аполлона налога и приказывал им обрабатывать нехрамовую землю, пренебрегая расположением моих предков к богу, который предсказал персам всё в точности (φυτουργοὺς γὰρ ἵεροὺς Ἀπόλλωνος φόρον ἔπρασσες καὶ χώραν σκαπανεύειν βέβηλον ἐπέτασσες, ἀγνοῶν ἐμῶν προγόνων εἰς τον θεόν νοῦν, ὃς Πέρσαις εἶπε πᾶσαν ἀτρέκειαν)»
[2]. Этот вырезанный на камне текст был найден в 1886 г. в доме турецкого крестьянина в окрестностях Магнезии и сейчас хранится в Лувре. Он представляет собой копию древнего документа, сделанную в эпоху Адриана. Под «предками» Дария здесь может иметься в виду только Кир II. Данный документ свидетельствует о том, что основатель Персидской империи при подготовке своих завоеваний вёл успешную пропаганду не только среди вавилонян и иудеев, но и среди ионийских греков, и относился к религии последних с благосклонностью.
Стела с письмом Дария к Гадате
В 545-539 гг. до н.э. персы покорили восточноиранские земли и часть Индии (Дрангиану, Маргиану, Хорезм, Согдиану, Бактрию, Арейю, Гедросию, саков, Саттагидию, Арахосию и Гандхару). В 539 г. до н.э. после непродолжительной войны с Набонидом персидское войско без боя вошло в Вавилон, а затем к Персии был присоединён Западный Элам с его столицей Сузами, которые стали одной из резиденций Ахеменидов (по другому предположению, Западный Элам был завоёван ещё ок. 549 г. до н.э.).
Лёгкость завоевания Вавилона объясняется, в числе прочего, успехом персидской пропаганды против царя Набонида, который своей неумеренной преданностью лунному богу Сину настроил против себя вавилонских жрецов Мардука. Главным памятником этой пропаганды является известный Цилиндр Кира, однако она отражена и в достаточном количестве других текстов. Так, поэма о Набониде, написанная жрецом храма Эсагила, содержит рассказ о преступлениях и падении этого царя и включает проклятия в его адрес и молитву за Кира. Жрецы Ура утверждали, что великие боги этого города «передали все земли в его (т.е. Кира) руку», а жрецы Сина - что его победу обеспечил Син.
[3] Книга Второ-Исайи свидетельствует, что персидской пропагандой были затронуты и находившиеся в вавилонском плену иудеи.
По свидетельству Цилиндра Кира, этот персидский правитель после завоевания Вавилона принял традиционный вавилонский титул «царь вселенной, великий царь, могучий царь, царь Тинтира (Вавилона), царь страны Шумера и Аккада, царь четырёх сторон света». Царями Вавилона Ахемениды продолжали титуловаться до времени Ксеркса. В 538 г. до н.э. сын Кира Камбиз на новогоднем празднестве в Вавилоне «взял за руку Мардука», т.е. исполнил царские обязанности. Титул вавилонского царя Камбиз носил около 9 месяцев, после чего по неизвестным причинам был его лишён.
Главной столицей Персидской империи Кир сделал основанный им город Пасаргады, названный в честь персидского племени, из которого происходили Ахемениды. От дворцовых построек Кира сохранились остатки ворот, зала для приёмов и частных покоев. На этой территории были обнаружены по меньшей мере 24 надписи на персидском, аккадском и эламском языках, гласящих: «Я, царь Кир, Ахеменид» или «Великий царь Кир, Ахеменид». Поскольку большинство учёных полагают, что персидская клинопись была изобретена только в правление Дария I, эти надписи, вероятно, были сделаны уже после смерти Кира.
На северо-запад от дворца находятся две каменные платформы, одна из которых представляет собой трёхступенчатое сооружение высотой 2,16 м с лестницей, по всей видимости, служившее алтарём огня. Кроме того, на дворцовом участке были найдены осколки двух или трёх небольших алтарей из белого камня высотой ок. 112 см. Они имели трёхступенчатые основание и верх и были схожи с алтарём огня, изображённым на гробнице Дария I в Накш-и Рустаме.
Алтарь огня
К юго-западу от дворцового участка в Пасаргадах сохранилась гробница Кира, в которой он был погребён после своей гибели во время похода на массагетов в 530 г. до н.э. До нас дошло её описание Аррианом со слов Аристобула - спутника Александра Великого, посетившего место упокоения Кира после завоевания Персии: «Находилась эта могила в Пасаргадах, в царском парке; вокруг росли разные деревья, протекала река, на лугу росла густая трава. Подземная часть могилы была сложена в форме четырёхугольника из четырёхфутовых камней; над ней было выстроено каменное крытое помещение. Внутрь вела дверца, настолько узкая, что и худой человек мог в неё едва-едва протиснуться. В помещении стояли золотой гроб, в котором был похоронен Кир, а кроме гроба ложе. Ножки его были выкованы из золота, покрыто оно было вавилонским ковром, а застлано шкурами, выдубленными в пурпурный цвет. Лежали на нём царский плащ и прочие одежды вавилонской работы. Аристобул рассказывает, что были там и индийские шаровары, и плащи, тёмные, пурпурные и другие, браслеты, кинжалы, золотые серьги с камнями. Стоял также стол. Посередине ложа стоял гроб с телом Кира. Внутри ограды, у крыльца, ведшего к могиле, выстроено было маленькое помещение для магов, охранявших могилу Кира. Со времен Камбиза, сына Кира, эта должность стража переходила от отца к сыну. Они получали ежедневно от царя овцу и положенное количество муки и вина и каждый месяц лошадь для жертвоприношения Киру. На могиле была надпись персидскими буквами: “Я, Кир, сын Камбиза, основатель Персидского царства и владыка Азии. О человек! не завидуй мне, что у меня этот памятник”» (Арриан. Анабасис, 6.29.4-8) (перевод М.Е. Сергеенко).
Гробница Кира
Ещё одна постройка времён Кира, известная как Зендан-и Сулайман («Темница Соломона»), расположена на север от дворцового участка. Она представляла собой квадратную каменную башню высотой 14 м. Лестница вела к двери в её верхней части, где находилась единственная комната без окон. По всей видимости, это здание предназначалось для погребения членов семьи Кира. Его почти точная копия, известная как Кааба-йи Зардушт («Кааба Заратуштры»), была построена при Дарии I рядом со скальной гробницей последнего в Накш-и Рустаме.
Зендан-и Сулайман
Кир был женат на Кассандане, сестре Отаны также из рода Ахеменидов (дочь Отаны стала женой Камбиза). По свидетельству Геродота, у Кира и Кассанданы было четверо детей - Камбиз, Смердис (Бардия), Атосса (Хутаоса) и неизвестная по имени дочь. После победы над Астиагом Кир также взял в жёны его дочь, но о детях от этого брака не известно.
Зороастрийская традиция ничего не знает о Кире Великом. Этот странный факт можно объяснить тем, что в определённый момент он был отождествлён с отцом Дария Виштаспой, а тот, в свою очередь, с царственным покровителем Заратуштры. Отсюда может происходить и фантастическая сасанидская датировка Заратуштры «258-м годом до Александра».
[1] Ἐπιθέμενοι δ᾽ αὐτοῖς πανηγυρίζουσιν ἀπὸ τῶν λαφύρων οἱ ταύτηι τότε τῶν Περσῶν στρατηγοὶ νύκτωρ ἄρδην αὐτοὺς ἠφάνισαν. ἐν δὲ τῶι πεδίωι πέτραν τινὰ προσχώματι συμπληρώσαντες εἰς βουνοειδὲς σχῆμα ἐπέθηκαν τεῖχος καὶ τὸ τῆς Ἀναΐτιδος καὶ τῶν συμβώμων θεῶν ἱερὸν ἱδρύσαντο Ὠμανοῦ καὶ Ἀναδάτου Περσικῶν δαιμόνων ἀπέδειξάν τε πανήγυριν κατ᾽ ἔτος ἱεράν τὰ Σάκαια ἣν μέχρι νῦν ἐπιτελοῦσιν οἱ τὰ Ζῆλα ἔχοντες· οὕτω γὰρ καλοῦσι τὸν τόπον· ἔστι δὲ ἱεροδούλων πόλισμα τὸ πλέον.
[2] Wilhelm Brandenstein, Manfred Mayrhofer. Handbuch des Altpersischen. Wiesbaden, 1964. S. 91.
[3] Mary Boyce. A History of Zoroastrianism. Vol. 2: Under the Achaemenians. Leiden, 1982. P. 63-64.