Доступные нам источники о жизни Заратуштры можно разделить на две группы. К первой относятся Гаты, написанные самим пророком. В силу этого содержащиеся в них сведения наиболее надёжны, однако они очень скудны.
Ко второй группе относится предание, донесённое до нас Младшей Авестой и пехлевийскими текстами. Младшая Авеста ближе ко времени жизни пророка и тем самым вызывает больше доверия, но подробностей жизни Заратуштры она также сообщает очень мало.
Наиболее подробно о жизни основателя зороастризма рассказывают пехлевийские тексты, однако их поздняя датировка заставляет относиться к их сообщениям с осторожностью. В составе Авесты имелись два сочинения, излагавшие биографию Заратуштры, - «Спенд-наск» и «Чихрдад-наск». Время их составления неизвестно, и они до нас не дошли, однако обширные извлечения из них сохранились в книгах «Денкард» («Дело веры») и «Визидагиха-и Задспрам» («Избранное Задспрама»), а более краткие - в других пехлевийских текстах.
Заратуштра происходил из рода Спитамы (Белого) (Ясна 46.13; 51.12; 53.1) и был потомком (вероятно, правнуком) Хаэчатаспы (Владелец изливающихся (семенем) коней) (Ясна 46.15). Его родителями были Поурушаспа (Владелец серых коней) (Яшт 5.18) и Дугхдхова (Выдоившая, Доярка) (авест. фрагм.). Собственное имя Заратуштры (Zarat̰.uštra) означает, по всей видимости, «Погонщик верблюдов». Уже по именам членов семьи зороастрийского пророка видно, что он происходил из пастушеского народа.
В Гатах сам Заратуштра называет себя заотаром (Ясна 33.6), т.е. жрецом, совершающим возлияния. Младшая Авеста применяет к нему более общий термин для жреца атраван (Яшт 13.94). Учёба на жреца в древнем индо-иранском мире начиналась с семи лет. Судя по изощрённости стиля Гат, основатель зороастризма получил хорошее традиционное образование. К нему добавился личный пророческий дар Заратуштры, который именует себя «провидцем» (vaēdəmna) (Ясна 28.5; 48.3).
У древних иранцев зрелость наступала в 15 лет. Вероятно, в этом возрасте Заратуштра был посвящён в жрецы. Согласно преданию, в 20 лет он покинул дом родителей и начал странствовать в поисках истины. Опять же предание утверждает, что в 30-летнем возрасте он получил откровение, о котором вскользь говорится в Гатах, а подробно - в «Визидагиха-и Задспрам».
Согласно последнему источнику, Заратуштра, присутствуя на весеннем празднике (Maidhyōi.zarəma), отправился на рассвете к реке (которую предание отождествило с Вангхви Датья), чтобы принести воды для приготовления хаомы. Там ему явился Воху Мана (Благая Мысль) и отвёл его к Ахуре Мазде и остальным Бессмертным Святым. Ахура Мазда призвал Заратуштру на служение себе, чему тот без колебаний подчинился. Гаты несколько раз упоминают о встречах Заратуштры с Ахурой Маздой и Бессмертными Святыми (Ясна 28.2; 31.8; 33.6-7; 43.5-15).
В родной стране Заратуштры проповедь новой веры потерпела неудачу, её «неслыханные (aguštā) слова» (Ясна 31.1) не нашли у его соплеменников ответа. Согласно преданию, за первые 10 лет проповеди Заратуштре удалось обратить лишь своего двоюродного брата Мадиоманху. Гаты говорят о нём, что он предался «вере и познанию бытия» (Ясна 51.19), а Фравардин-яшт упоминает его как того, что «первый обратил слух к слову и учению Заратуштры» (Яшт 13.95).
В Гатах Заратуштра жалуется на свою бедность и немногочисленность сторонников (Ясна 46.2), злобу кавиев и карапанов (Ясна 32.15; 44.20; 46.11), «муки от смертных» (Я 43.11), упоминает своих врагов - Гэрэхму (Ясна 32.13-14), Бэндву (Ясна 49.1-2), анонимного «подлеца кавийского» (Ясна 51.12), в конечном счёте задаётся вопросом - «куда бежать?» (Ясна 46.1).
Найти приют Заратуштре удалось при дворе царя Виштаспы (Ясна 46.14; 51.16; 53.2). По преданию, новую веру первой приняла жена последнего Хутаоса (Яшт 9.26), а за ней последовал и сам царь (Яшт 13.99-100), что случилось на 42-м году жизни пророка.
Традиция утверждает, что Заратуштра был женат трижды. Его первая неизвестная по имени жена родила ему сына Исатвастара (Ищущий пастбищ) (Яшт 13.98) и троих дочерей (Яшт 13.139), младшей из которых была Поуручиста (Очень разумная). Её браку (предположительно с советником Виштаспы Джамаспой) посвящена одна из Гат (Ясна 53). От второй жена, имя которой также неизвестно, у Заратуштры было два сына - Урвататнара (Повелевающий мужами) и Хварэчитра (Солнцеликий) (Яшт 13.98).
Третьей женой Заратуштры стала Хвови из рода Хвогва (Добробыкие), о детях которой ничего не сообщается. Её родственниками были придворные Виштаспы Фрашаоштра и Джамаспа, которые несколько раз упоминаются в Гатах (Ясна 28.8; 46.16-17; 49.8-9; 51.17-18; 53.2). Согласно преданию, Фрашаоштра был отцом Хвови, а Джамаспа женился на Поуручисте.
Принятие Виштаспой и его окружением новой веры привело к войне с соседними царями (Ясна 44.15; Яшт 5.109). Среди её главных героев упоминаются сын Виштаспы Спентодата (Исфендиар) (Яшт 13.103), брат Виштаспы Зайривайри (Зарер) (Яшт 5.113), сын Зайривайри Баставайри (Яшт 13.103) и Джамаспа Хвогва (Яшт 5.68-69). Во главе враждебных царей стоял вождь племени хьяонов Ареджатаспа. После долгого кровопролития победа досталась Виштаспе, который, согласно Фравардин-яшту, «стал дланью и опорой веры Господней, Заратуштровой, спас её от рук хьяонов, поставил её средоточием» (Яшт 13.99-100).
Жертвой этой религиозной войны стал и сам Заратуштра, который, согласно пехлевийским источникам, на 78-м году своей жизни был коварно убит в спину во время молитвы карапаном (жрецом старой веры) из племени Турьев.