Нойшванштайн. Часть 3: жилые комнаты

Nov 01, 2015 15:17

На одном этаже с Тронным Залом находятся жилые помещения короля. Мы вступаем в Нижний холл, который можно назвать залом Сигурда. Живопись Айгнера потрясает живостью красок, мощной красотой и грозным величием героев. Особенно обращает на себя внимание роспись в арочном проеме: Регин кует для Сигурда меч Грам. В опере  Вагнера "Кольцо Нибелунгов" скандинавский герой Сигурд становится Зигфридом.



Из Нижнего холла мы проходим в покои короля. И первым из них является Рабочий Кабинет, оформленный в романском стиле.



Здесь нас также встречают образы Йозефа Айгнера. На этот раз художник воплотил в своей росписи героев легенды о барде Тангейзере, с которой мы познакомились во дворце Линдерхоф.



Бард Тангейзер решил спуститься в Грот Венеры, где в течение долгих лет предавался телесной любви. Затосковав по внешнему миру, он сказал Венере, что покидает ее.



Он отправляется в Вартбург на состязания певцов, но неожиданно для всех начинает петь о богине Венере и о прелестях неплатонической любви вместо того, чтобы воспевать красоту дочери лорда Елизаветы, которая полюбила Тангейзера.



В качестве наказания Тангейзер отправляется в паломничество и обращается к Папе с просьбой отпустить ему грехи, но тот его не прощает, а изгоняет, сказав, что снимет проклятие с трубадура не раньше, чем его посох зацветет.



Проходит несколько лет, Тангейзер возвращается из Рима. Возле Вартбургского замка его встречает трубадур Вольфрам фон Эшенбах, с которым он был дружен в былые времена. Тангейзер признается ему, что Папа не простил его грех. В это время мимо них проходит траурная процессия. С ужасом Тангейзер видит, что хоронят Елизавету. Убитый горем он падает тут же мертвым. В это время мимо идут пилигримы, которые несут небывалую весть - папский посох зацвел.
Рядом с дверью изображен Тангейзер, кающийся перед папой Урбаном IV, а над стенным шкафом - Тангейзер в объятиях Венеры.



В этой комнате находится вездесущий символический образ, сопровождающий короля на протяжении всей его жизни: лебедь, рыцарь Лоэнгрин (являющийся сыном Парсифаля, с которым мы познакомились в Зале Певцов). На столе со вставками малахита письменный прибор, вышедший из мюнхенской мастерской Гарраха, в романском стиле, представляет замечательное произведение искусства! Во всех принадлежностях, в рисунках и резьбе царит изображение лебедя. Особенно изящен он в эмали на золоченом поле бювара, в рамке из разноцветных камней. Так же изящна и работа фигуры Лоэнгрина, украшающей чернильницу.



Покинув Рабочий Кабинет, мы попадаем, пожалуй, в самое необычное помещение Нойшванштайна - Грот. Это снова мир Тангейзера и «младший брат» Грота Венеры в Линдерхофе. Находясь здесь, начинаешь думать, что Нойшванштайн не просто построен высоко в горах - он выдолблен непосредственно в горном массиве и является неотъемлемой частью горы.



Однако совсем внезапно из горнего мира вы попадаете в мир небесный. В этой скале стеклянная от пола до потолка дверь с изображением лебедя ведет на балкон, откуда с головокружительной высоты вы обозреваете ярко-зеленую долину, озеро, крошечные деревушки.






Насладившись видом, проходим дальше в прелестную Гостиную - самое большое помещение в личных покоях короля. Здесь от Тангейзера мы вновь вернулись к Лоэнгрину: два больших панно работы художников Хаушильда и фон Геккеля посвящены эпизодам из средневековой легенды о Лоэнгрине - «Чудо Грааля» (слева на фото)



и «Прибытие Лоэнгрина в Брабант».



Гостиная может быть названа Голубой гостиной или Лебединой гостиной: ткани обивки мебели и портьер небесно-голубого цвета различных оттенков, а золотое и серебряное шитье, украшающее их, изображает лилии и лебедей. Кроме того, лебединый мотив присутствует в резных украшениях деревянной обшивки комнаты. А на печи, облицованной майоликой, стоит фарфоровая скульптура лебедя, выполненная в натуральную величину.






В алькове Гостиной, так называемом Лебедином уголке, еще одна картина из «лоэнгриновской серии» - «Апофеоз Лебедя».



После смерти правителя в Брабане осталось 2 наследника - Готфрид и его сестра Эльза. Однако Готфрид бесследно исчезает. Эльза обвиняется регентом в убийстве брата с целью захвата трона. Чтобы установить вину Эльзы объявляется поединок. Со стороны обвинения король Германии Фридрих Птицелов, на стороне Эльзы никого. И вот неожиданно на озере появляется лебедь, запряженный в лодку, на которой стоит рыцарь.



Таинственный рыцарь побеждает сторону обвинения, освобождает и женится на Эльзе в обмен на обещание, что она никогда не спросит о его имени и откуда он родом.



Однако «доброжелатели» запугали Эльзу, и она не в силах совладать с любопытством задает роковой вопрос мужу. Тогда рыцарь объявляет, что он рыцарь Святого Грааля Лоэнгрин из крепости Монсальват. Отец его Парсифаль. С этой минуты он вынужден оставить Эльзу. А ее брата, который был превращен в прекрасного лебедя, мог спасти от колдовства только он. Теперь их обоих она лишилась навсегда. На картине над дверью в Гостиной изображен лебедь, увозящий Лоэнгрина.



Из Гостиной мы попадаем в Комнату для одевания (Гардеробную).



Первое, на что следует обратить внимание - на необычную роспись потолка (это единственное помещение, в котором нет деревянного потолка). Это новая иллюзия: словно вы смотрите через открытую решетчатую крышу садовой беседки, оплетенную виноградными лозами; вы видите синее небо и парящих в нем птиц.



Мебель здесь обшита толстой материей фиолетового цвета и расшита золотыми павлинами.



Это вторая любимая птица Людвига после лебедя. Почетное место павлину уделяется в другом его замке - Линдерхофе.



В этой комнате, между дубовыми панелями стен - картины художника Эдуарда Илле, изображающие сцены из жизни миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде и мейстерзингера Ганса Сакса.









Отделанное дубовыми панелями помещение Столовой украшено картинами Фердинанда фон Пилоти и Йозефа Айгнера. На них запечатлены изображения миннезингеров («певцов любви»), а также сцены легендарного состязания певцов в г. Вартбурге в 1207 г. Свод арки над правой дверью украшен портретом Вольфрама фон Эшенбаха, автора «Парсифаля» и «Лоэнгрина». Слева, над служебной дверью - Готтфрид фон Штрассбург, автор любовной драмы «Тристан и Изольда».



Эскизы для оформления помещения разработаны Юлиусом Гофманном. Настольная статуя из позолоченной бронзы, высотой более метра, изображает «Зигфрида в бою с драконом», символизирующая борьбу добра со злом. Это - дар мюнхенских скульпторов Людвигу II.









Через маленькую дверь входим в Спальню короля, отделанную в готическом стиле темным дубом.



Стены, потолок, огромная колонна, поддерживающая его своды, а также вся мебель поражают тончайшей работой по дереву. Особенно обращает внимание кровать, представляющая собой поистине «кружевное чудо». 14 лучших резчиков работали над этим произведением искусства более 4-х лет. Кровать была по тем временам очень большой. Своим ростом в 1 метр 92 см король превосходил многих своих современников.
Мягкий цвет дерева прекрасно гармонирует с синей обивкой мебели и портьер (королевский синий), по которым золотом и серебром вышиты лебеди, ромбовый баварский герб и львы династии Виттельсбахов.



В изголовье кровати - образ Богоматери с Младенцем, копия художника Франка с византийской иконы Софийского собора в Константинополе (Стамбуле). Необыкновенно изящен серебряный умывальный прибор. Сам умывальник выполнен в виде большого лебедя, из клюва которого льется вода, подаваемая прямо в замок из чистейшего горного источника. Фигуры лебедей мы видим и над умывальником.



Росписи на стенах изображают сцены из саги о Тристане и Изольде. Роспись стен принадлежит кисти Эдуарда Илле, ученика Морица фон Швинда. Прекрасная дочь короля должна выйти замуж за короля Марка, но по неосторожности, выпив волшебный напиток любви, у Тристана и Изольды воспламеняется чувство любви друг к другу.






Изольда выходит замуж за короля Марка, но ее сердце принадлежит Тристану. Влюбленные тайно встречаются, но становятся жертвой предательства. Отравленное копье короля Марка насмерть ранило Тристана. Изольда же умирает от страданий у его смертного ложа.



Рядом со спальней находится небольшая часовня. Алтарная роспись Вильгельма Хаушильда изображает небесного заступника Людвига II Людовика Святого - французского короля Людовика IX, канонизированного в 1297 году. Справа на фото - великолепный витраж боковой стены «Людовик Святой принимает последние утешения», созданный в придворной художественной мастерской. На алтаре чудесное распятие из слоновой кости, а перед ним “prie-Dieu” (низкая скамеечка для коленопреклонений во время молитвы), обитое фиолетовым бархатом, потертым от коленопреклонений короля.



В этой спальне король переживает роковой день. Именно отсюда в ночь на 12 июня 1886 года его забирает специальная комиссия и объявляет короля Баварии душевнобольным и недееспособным. Словно какой-то мистический знак,  картина смерти Тристана и Изольды возвышается над креслом для чтения...



Профессор Бернхард фон Гудден, крупнейший немецкий психиатр того времени, и консилиум из трех врачей пришли к выводу, письменно зафиксированному 8 июня 1886 года, что «Его Величество болен паранойей в тяжелой форме».
«Штихерль, следи за помещениями, как за святыми, не дай здесь разгуляться профанам и любопытным, ведь я провел здесь самые горькие часы моей жизни, и я больше сюда никогда не вернусь». С этой просьбой Людвиг II обращается перед арестом к своему камердинеру Штиху. Напрасно. Не прошло и нескольких недель после смерти короля, как его замки были открыты для посетителей. Сейчас замок, это сакральное место, прибежище души короля, посещают шесть тысяч (!) туристов в день, что не могло бы присниться Людвигу в самом жутком сне!



Строительные работы замка Нойшванштайн продолжались на протяжении 17 лет. Замок остался, тем не менее, незавершенным. Людвиг II провел в замке в общей сложности 172 дня.

Тем, кому интересно окончание истории о Людвиге II Баварском

См.
Нойшванштайн. Часть 1: строительство
Нойшванштайн. Часть 2: Зал Певцов и Тронный Зал

Бавария, Людвиг II Баварский, Куда приводят чужие мечты, Германия

Previous post Next post
Up