Линдерхоф. Дворец

Oct 16, 2015 22:41


«Король Франции Людовик XIV от желания избежать назойливого докучающего придворного церемониала построил себе загородный дворец в парке под Версалем. Я же буду строить под Линдерхофом. Также и я хочу построить себе небольшой павильон и разбить парк в стиле Ренессанса».
Людвиг II Баварский

С молодости Людвиг II, любитель природы, был хорошо знаком с высокими вершинами гор долины Грасвангталь, недалеко от местечка Обераммергау. Его отец, Максимилиан II, построил там королевский загородный домик в основном для проведения охоты. Людвиг же, как мы уже говорили, охоту считал "мерзким убийством невинных животных". Известно, что, приезжая зимой в Линдерхоф, король ходил в лес и собственноручно кормил хлебом встречавшихся ему на прогулке диких коз, доверчиво подходивших к нему. Или же, не встретив никого, оставлял им корм на дорожке. Любовь к природе позволяла королю видеть и глубоко чувствовать ее красоту. Поэтому для своих будущих замков-владений он выбирал самые живописные уголки родной Баварии.



Посетив в 1867 году Версаль, король «загорелся» идеей построить свой новый баварский Версаль. На фоне грандиозных величественных проектов (в то время уже началось строительство Нойшванштайна) ему очень захотелось милого уютного места для отдохновения, для уединенных раздумий и мечтаний. Горный заповедник подходил как нельзя лучше. Недаром говорят о так называемых намоленных святых местах: Линдерхоф расположен вблизи старинного монастыря Этталь (Ettal), основанного в 1330 году Людвигом IV и являющегося местом паломничества, и всего в 8 км от деревни Обераммергау (Oberammergau), знаменитой на весь мир представлениями «Страстей Христовых» (Passionsspiele).
Монастырь Этталь.



Людвигом II было построено 3 замка - Линдерхоф, Нойшванштайн и Херренкемзее. Линдерхоф является самым небольшим, но единственным завершенным дворцом короля.
Своим названием замок обязан до сих пор сохранившейся вековой липе, которую можно увидеть напротив южного входа в замок: нем. «Linde» - «липа», «Hof» - «двор»; другими словами, «Липовый двор».
Липа (на фото справа).



Сам Людвиг II предпочитал называть Линдерхоф Малым Трианоном по ассоциации со временами Людовика XIV. Он даже дал своему замку еще одно название - Meicost-Ettal, которое говорит, с одной стороны, о принадлежности территории монастырю Этталь, а с другой - является прямой анаграммой знаменитого выражения Людовика XIV «L'état c'est moi» (Государство - это я).



Во дворце и дворцовом парке размером в 50 га король объединил его сокровенные увлечения: это Франция времен короля-Солнца, мир востока и романтический рыцарский мир из сказаний средневековья. Скверы, строго выдержанные во французском стиле, переходят через спускающиеся террасные сады в итальянском стиле в просторные парковые ландшафты в английском стиле. Импозантный парк был спроектирован придворным садовником Карлом фон Эффнером. Король настолько был доволен его работой, что пожаловал ему дворянский титул.






Всего для обзора в Линдерхофе открыты 10 комнат, вернее, залов, расположенных строго симметрично на втором этаже здания; 6 относительно больших помещений (Западная Гобеленовая комната, Комната для аудиенций, Спальня, Столовая, Восточная Гобеленовая комната и Зеркальный Зал) соединены между собой 4 маленькими кабинетами (Желтым, Лиловым, Розовым и Голубым).



Если фигуры и рельефы дворцового фасада воспевают баварское королевство, то при входе во дворец посетителя встречает мир французского короля Людовика XIV. Потолок вестибюля украшает девиз династии Бурбонов «Nec Pluribus Impar», что в свободном переводе означает «Не многим равный».



Под надписью расположена конная статуя французского короля Людовика XIV, глубоко почитаемого баварским королем.



В помещении перед лестницей находится большая ваза с изображением Эстер - подарок Наполеона III.



Из Вестибюля широкая мраморная лестница с золочеными перилами, напоминающая лестницу послов в Версале, ведет в жилые помещения.



Как это было принято в эпоху барокко, в королевские покои можно было попасть только через так называемые приемные комнаты. Из-за стен, расписанных в виде гобеленов, комнаты называются гобеленовыми. Гармоничные романтические сценки, изображенные здесь подчеркивают характер замка, задуманного в качестве места отдыха и уединения.
Западная гобеленовая комната.



«Есть одно животное, которое приводит меня в восторг. Прекрасным творением является эта птица - павлин!» - пишет король в своем дневнике.
Величественный павлин Западной Гобеленовой комнаты выполнен из севрского фарфора в натуральную величину. Его «брат-близнец» будет ждать нас и в Восточной Гобеленовой комнате. В тот момент, когда король находится в замке, оба фарфоровых павлина в натуральную величину выставлялись перед дворцом.
В то время как Вагнер постепенно уступает свои позиции в душе короля Людовику XIV, место лебедя занимает павлин. Лебедь - олицетворение величия духовного мира; павлин - абсолютной монаршей власти. Приоритеты сменились; отныне Людвиг - в первую очередь король! К тому же павлин - символ Солнца. Раз Линдерхоф посвящен Королю-Солнце, то и эта царственная птица должна непременно в нем присутствовать.



В комнате находится пианино аэлодикум. Так до сих пор и неизвестно, играл ли на нем сам король, который, по мнению Вагнера, был немузыкален. Считается, что инструмент предназначался для Вагнера, который так никогда и не побывал в Линдерхофе.



Восточная гобеленовая комната оформлена в стиле греческой мифологии. Над мраморным камином представлена композиция "Три грации".






Комната для аудиенций.
Людвиг II, намеренно погрузившийся в Линдерхофе в абсолютистский мир французского короля Людовика XIV, не мог, конечно, полностью отстраниться от своих обязанностей конституционного монарха. И хотя приемов в этом помещении не было, оно часто служило хорошо политически информированному королю рабочим кабинетом.
«Деградирован в должность машины для подписания бумаг», - так говорил о себе сам правитель Баварии.



Согласно первоначальному проекту Кристиана Янка, здесь должен был располагаться Тронный зал. Отсюда и величественное великолепие общего декора помещения. Первое, что бросается в глаза, - золотой рабочий стол короля и богато расшитый золотом зеленый балдахин с горностаевым подкладом от мантии, предназначенной ранее для коронования короля Греции Отто, дяди Людвига II, увенчанный золотой короной.



На столе - позолоченный письменный прибор. По двум сторонам от стола находятся камины из серого мрамора, на которых стоят конные статуи Людовика XIV и Людовика XV и изящные позолоченные канделябры. Два маленьких круглых малахитовых столика, гармонирующих с зеленым тоном балдахина, - подарок Людвигу II от российской императрицы Марии Александровны.



В соответствии с французским церемониалом, главные помещения дворца связаны друг с другом подковообразными кабинетами. Они оформлены по-разному и окрашены также в разные цвета. Декорациями на стенах являются здесь овальные портреты, написанные пастелью. На них изображены яркие личности французского двора: Людовик XV, маркиза де Помпадур, графиня Дюбарри. Эти известные версальцы были Людвигу II по книгам и театральным пьесам.



Столовая.



Столовая имеет овальную форму и декорирована бордово-бело-золотой цветовой гаммой. В медальонах стен аллегорические изображения «Охоты», «Рыбной ловли», «Садоводства» и «Земледелия», выполненные по эскизам Кристиана Янка. Посреди комнаты привлекает внимание стол, достойный того, чтобы остановиться на нем особо.



Это так называемый стол «накрой-себя-сам», являющийся французским изобретением XVIII века. Секрет его в том, что он стоит на специально устроенном люке в полу, который приводится в движение механизмом, расположенным этажом ниже.



Стол «уходил» в пол и появлялся снова в Столовой либо накрытым, либо убранным, в зависимости от необходимости в данный момент, что позволяло королю не тяготиться постоянным присутствием прислуги. Наличие данного столика впоследствии связывали с мизантропией короля, которая якобы проявилась у него в последние годы его жизни. На самом же деле, этот столик был далеко не новинкой, а широко использовался во многих замках Европы.

На столе стоит ваза из мейсенского фарфора. Но чудом этой композиции являются цветы, которые изготовлены вручную также из фарфора! Многие потом пытались повторить подобную работу, но не смогли.



В Столовой висит люстра также ручной работы из мейсенского фарфора. Людвиг уделял огромное внимания деталям и мелочам.



Так, например, не с первого взгляда обращаешь внимание на потолок Столовой, поскольку от самого ее великолепия захватывает дух.



Картины на потолке оживают, когда видишь, что фигуры, изображенные на фресках, выходят за их пределы.



В последние годы своей жизни король превратил ночь в день. Для персонала на кухне это означало, что завтрак подавался в 17.00 часов, обед был в полночь, а ужин рано утром. И если Людвиг преклонялся перед Людовиком XIV - Королем-Солнце, сам Людвиг стал Королем-Луной.

По традиции Версаля спальные покои занимали центральное место во дворцах и символизировали неограниченную власть французских королей, которая демонстрировалась во время утренних леве и вечерних куше приемов.



Король приказал расширить спальные покои до 100 кв.м. Потолок в этом помещении расписан картинами, изображающими вознесение на небеса Людовика XIV, что в свою очередь подчеркивает преклонение баварского короля перед королем Солнца.






«Да освети меня Бог и да сохрани память о великом короле, Людовике XIV», - писал король в своих дневниках.



Королевская кровать и молитвенная скамейка напоминают алтарь. Они отделены от остального помещения с помощью специальной балюстрады.



Середину помещения украшает люстра со 108 свечами. Изящная вышивка по золоту с орнаментами и ангелочками, а также консоли и зеркала в оконных проемах из мейсенского фарфора делают это помещение самым дорогостоящим.
Известен один эпизод, произошедший во время строительства Линдерхофа и рассказанный женой личного секретаря Людвига Луизой фон Кёбелль. Однажды Людвиг II вошел в еще незаконченную Спальню и увидел работающего под самым потолком Перрона. «Что же вы не прикажете, чтобы вам подержали лестницу? - живо спросил король скульптора. - Позовите кого-нибудь из прислуги. Ведь вы рискуете упасть!» Перрон, торопясь окончить работу, слушал упреки короля, не прерывая лепки. Тогда король сам стал держать лестницу до тех пор, пока скульптор не спустился вниз. «Этот случай еще более усилил его рвение к работе и привязанность к королю», - сообщает г-жа Кёбелль



Окна спальной комнаты, обрамленные зеленой живой изгородью, выходят на водные каскады позади дворца. Каскадные ступеньки были построены по оси спальной комнаты. Они завершаются фонтаном Нептуна.



Людвиг II, не заставший завершения спальных покоев, спал во время ремонтных работ в Зеркальном Зале.
В начале нашей экскурсии нас встречал в Вестибюле Людовик XIV. Теперь он нас провожает - посередине зала стоит скульптура Короля-Солнца, выполненная из белого мрамора. Зеркальный зал, второе по размерам после Спальни помещение Линдерхофа, визуально кажется намного больше благодаря огромным зеркалам в белых с позолотой панелях, создающим череду бесконечных комнат.



По указаниям короля, все в этом зале все должно было быть роскошным и искусным: обитый бронзой и украшенный фарфоровыми изображениями письменный стол из розового дерева, камин центрального отопления из лазурита, на котором стоят скульптуры из каррарского мрамора, салонный столик с ценной облицовкой из лазурита, аметистового кварца и халцедона с изображением баварского герба. Король, будучи «совой», часто сидел в нише с безумно дорогой люстрой - уникатом из слоновой кости, - углубившись в чтение исторических романов.






«Находиться в моих роскошных покоях в стиле рококо в Линдерхофе приносит мне чувство высокого наслаждения, которое никогда не исчерпывается. Возможность углубиться в чтение интересных книг дает мне уединение от всего того жестокого и болезненного, что приносит с собой грустная действительность XIX века, который мне так противен», - писал Людвиг в 1874 году.






Стряхнув оцепенение, поспешим на свежий воздух, в интереснейший парк посреди мрачного елового леса и величественных горных вершин.

Бавария, Людвиг II Баварский, Куда приводят чужие мечты, Германия

Previous post Next post
Up