Парк в Линдерхофе занимает площадь около 80 га. Он включает в себя террасы в стиле Ренессанса, барочные партеры и пейзажный английский парк, незаметно переходящий в лес.
Вблизи замка парк имеет строгие геометрические формы. Со стороны главного входа расположен Южный партер, основной элемент которого - фонтан, бьющий вверх на высоту 30 метров.
Эта симметрия как бы прерывается трехсотлетней липой, давшей месту свое название (Линдерхоф - липовый двор). Рассказывают, что в свое время Людвиг II устроил в ее ветвях воздушную беседку с витой лестницей для подъема и подолгу просиживал в ней, наблюдая за строительством Линдерхофа, рассматривая чертежи и составляя собственные эскизы.
Террасы Южного партера
Бюст Марии Антуанетты
Венчает Южный партер классическая античная ротонда с мраморной статуей Венеры внутри.
Это так называемый первый Храм Венеры, расположенный на месте, где планировалось построить театр. Этим планам не суждено было осуществиться - средств на постройку театра не хватило. В своей жизни король просмотрел 400 театральных спектаклей. 200 из них были представлениями только для короля, во время которых он мог мечтать либо углубиться в исторические действия на сцене.
Король писал: «Я не могу наслаждаться театральной иллюзией, если на меня глазеют люди из публики и преследуют каждое движение моей мимики. Я сам хочу смотреть, а не быть объектом наблюдения».
Параллельно Южному партеру, с противоположной главному входу стороны замка, раскинулся Северный партер.
Он начинается с большой фигурной клумбы в форме лилии Бурбонов. То, что замок построен у подножия крутых склонов, было удачно использовано фон Эффнером при создании парка. Природные неровности почвы позволили органично вписать в ландшафт живописный каскад, ниспадающий от второго Храма Венеры, стоящего выше на склоне, и заканчивающийся фонтаном и бассейном со скульптурной группой «Нептун», прямо перед «клумбой Бурбонов».
Второй храм Венеры.
Вид на дворец, липу и Южный партер.
По левую и по правую сторону от замка располагаются Западный и Восточный партеры. Кстати, именно Западный партер был самой первой готовой частью парка Линдерхофа, законченной в 1872 году.
Он представляет собой трехъярусный французский регулярный сад с фигурными клумбами, олицетворяющими 4 времени года, посреди которых стоит фонтан с крылатой богиней славы Фамой. Чуть поодаль, у деревянной беседки, в которой установлен бюст Марии Антуанетты, поставлена еще одна скульптурная группа - «Амур с дельфинами» работы скульптора Михаэля Вагмюллера (Michael Wagmüller; 1839-1881) и Хаутмана.
Восточный партер спланирован аналогичным образом, что подчеркивает четкие геометрические пропорции парка. Французский сад украшен аллегорическими фигурами, изображающими 4 стихии - огонь, воздух, землю и воду.
По центру Восточного партера расположены скульптурная группа «Венера и Адонис»,
рядом с которой находится фонтан «Амур».
От фонтана лестница ведет к небольшой беседке, в которой установлен бюст Людовика XVI.
Самая большая сценическая декорация, не бросающаяся снаружи в глаза, была создана в парке Линдерхофа.
Через проход в скале король проникал в искусственную сталактитовую пещеру из гипса стали и бетона.
Примером ей послужили Грот Венеры в Розенберге из Вагнеровской оперы о Тангейзере, а также Голубой Грот на Капри.
Причем это не первый опыт Людвига в создании пруда с голубой водой. На крыше замка Берг, что на Штанбегском озере, Людвиг приказал соорудить пруд, по которому можно было бы плавать в сопровождении лебедя (из легенды о Лоэнгрине). Первоначально все его устраивало, но вода была стоячая, без волн, а цвет ее не был небесно-голубым. Тогда было принято решение добавить в воду медный купорос, который на время обеспечил желаемый эффект. Однако из-за его присутствия в воде крышу замка разъело, и вся вода бурным потоком хлынула и залила рабочий кабинет короля.
Голубой Грот на Капри. Рабочим короля пришлось приехать на Капри, чтобы запомнить естественный цвет воды.
Грот Венеры был построен в 1876- 1877 годах известным ландшафтным архитектором, «творцом ландшафтов», как его называли, Августом Дириглем. Он же параллельно создает мини-Грот в Нойшванштайне. В Линдерхофе идея создания искусственного грота доведена до совершенства. Рукотворная сталактитовая пещера с озером и водопадом была первоначально предназначена для постановки первого акта оперы Вагнера «Тангейзер». Художник и декоратор Франц фон Зайтц (von Seitz; 1817-1883) специально сконструировал челн в виде золотой раковины; для подсветки воды и различных световых эффектов было проведено электричество.
Грот Венеры
В Гроте создается совершенно непередаваемое ощущение присутствия в очарованном нездешнем мире. Вот что гласит старинная легенда, на основе которой Вагнер создал свою музыкальную драму, присоединив к сюжету предание о состязании певцов в Вартбурге. «В зеленой Тюрингии, недалеко от Вартбургского замка, который при гостеприимных ландграфах XIII века являлся местом сбора всех знаменитых поэтов-певцов - мейстерзингеров, - возвышается обнаженная гора, называемая Гротом Венеры. В этой горе, по народному преданию, жила опасная богиня. В прежние времена ее звали Хольдой, то было благодетельное божество, которое каждую весну обходило всю страну, сея на своем пути цветы и счастье.
Проклятая христианством, загнанная в недра земли, она продолжала там свое существование. Со временем, приобретя некоторые черты греческой богини, она превратилась в госпожу Венеру, богиню чувственных наслаждений. Окруженная нимфами и сиренами, она жила в волшебном дворце среди своей многочисленной свиты. Те, кто приближался к горе с недобрыми намерениями, слышали чарующие голоса, которые неведомыми путями увлекали их в обитель вечной погибели. Никто их больше не видел. Только иногда из расщелины грота слышались как бы стоны погибших душ. Рыцарь-поэт Тангейзер, “желая посмотреть великие чудеса”, вошел в грот и в течение семи лет был там супругом Венеры.
По истечении этого срока он почувствовал глубокое раскаяние и, призвав имя Девы Марии, сумел вырваться из объятий Венеры. Он отправился исповедоваться папе, чтобы получить отпущение грехов, но первосвятитель отвечал ему, что, вкусив наслаждений ада, Тангейзер был проклят навсегда, и прибавил, поднимая свой жезл: “Как невозможно вновь зацвести этому посоху, так нет прощения для тебя”. Легенда прибавляет, что через три дня посох зацвел - в знак того, что небеса милосерднее священнослужителя. Но Тангейзер уже возвратился в Грот Венеры, где он ждет Страшного суда».
Правда в опере Вагнера, постоянно изменяющего мифы под свою внутреннюю философию, Тангейзер умирает.
Кстати, несмотря на свое изначальное предназначение, в Гроте Венеры никогда не была осуществлена ни одна музыкальная постановка. Испарения подогреваемой воды в замкнутом пространстве и отсутствие должной акустики не позволили поставить здесь даже один первый акт «Тангейзера», не говоря уже о целой опере. Что ж, Людвиг утешался тем, что иногда сам садился в золотой челн и плавал среди мистических переливов света и еле слышных всплесков искусственных волн.
Электрический ток для грота производился 24 динамо-машинами, находившимся в специальном машинном домике на расстоянии 200 метров. Это была одна из первых электростанций Баварии. Таким образом, с помощью современной техники король погружался в мир сказок.
Покинув зачарованный Грот Венеры, мы вновь ненадолго покинем мир вагнеровских опер и перенесемся сразу на изнеженный Восток: мы подходим к не менее интересному, чем Грот Венеры, павильону Линдерхофа - так называемому Мавританскому павильону.
Во время посещения Всемирной выставки в 1867 году в Париже королю бросился в глаза Мавританский киоск. в 1876 году баварский король купил павильон, и уже через год, отреставрированный и расширенный, он нашел свое место в парке Линдерхофа на небольшой возвышенности, что позволяет уже издалека заметить три золотых купола, венчающих его крышу.
Само здание украшено снаружи тонким золотистым восточным орнаментом.
Общий колорит интерьера красно-золотисто-синий, но, несмотря на яркость красок, он в целом успокаивает, а не раздражает глаз.
Попадая внутрь Мавританского павильона, сразу понимаешь, что это приют неги и восточных изысканных удовольствий. Прямо посередине помещения находится стилизованный мавританский фонтан из белого камня, окруженный четырьмя напольными вазами. Над ним - «сказочная люстра восточного падишаха» из золотого «кружева» ажурных пластинок со вставками из разноцветного богемского стекла. Обстановку дополняют опахала из страусиных перьев, столики для курения кальяна и резные табуреты в восточном стиле.
Но главным украшением Мавританского павильона является так называемый Павлиний трон, который точнее было бы назвать диваном. Поистине павлин царствует здесь во всем своем великолепии, ведь на Востоке павлин был символом королевской чести! Красный шелк обивки гармонирует с общим колоритом помещения. А за самим троном - три роскошных павлина, изготовленных из литого металла и украшенных цветной эмалью, с распущенными хвостами со вставками из богемского стекла.
Линдерхоф служил королю местом уединения и исходным пунктом его сказочных поездок за пределами замка, во время которых король был режиссером, строительным мастером и главным исполнителем одном лице.
Однако не охота, а наслаждение природой и поиск одиночества притягивали короля и звали его в горы.
«Чтобы быть счастливым, надо быть благородным в одиночестве гор, вдалеке от дня - ненавистного врага, вдали от дневного солнца и жгучего сияния, подальше от профанов, без духовной политики, которая хочет схватить меня своими щупальцами и имеет желания подавить любую поэзию».