Нойшванштайн. Часть 1: строительство

Oct 30, 2015 12:47


«Я намерен заново отстроить руины крепости у ущелья Пёллата в стиле настоящего старинного германского рыцарского замка. Это одно из красивейших мест, которое только можно найти, святое и недосягаемое. Это будет во всех отношениях более красивый и удобный замок, чем нижний Хоэншвангау»
Людвиг II в письме к Р. Вагнеру.
31 мая 1867 года Людвиг II посетил Вартбург. В этом году как раз закончилась реконструкция средневекового замка XI в., в котором, согласно легенде, проходили знаменитые средневековые состязания певцов-миннезингеров, в одном из которых принимал участие бард Тангейзер. Замок предстал перед королем во всей своей красе. В душе Людвига ожили воспоминания детства, проведенные в Хоэншвангау среди образов «преданий старины глубокой». Окунувшись в атмосферу подлинного Средневековья, король задумал построить свой замок, превосходящий по красоте и древний Вартбург, и «современный» Хоэншвангау.



Вернувшись из поездки, Людвиг буквально «заболел» идеей постройки замка. С местом строительства он определился очень быстро: недалеко от родительского Хоэншвангау, над ущельем Пёллат, на высоте 1000 метров сохранились романтические руины старинной крепости Vorder- und-Hinterhohenschwangau.



5 сентября 1869 году закладывается фундаментальный камень замка, и грандиозное строительство началось. Скала, на которой планировалось возведение замка, была взорвана для того, чтобы образовалось плато, пригодное для строительных работ. Таким образом, «орлиное гнездо» опустилось примерно на 8 м.



Затем к месту стройки проложили на 200-метровой высоте дорогу и трубопровод. И все же транспортировка на такую высоту строительных материалов требовала внедрения самых современных технологий. На плато был установлен подъемный механизм, поддерживаемый деревянными лесами, с вагонетками, приводимыми в движение паровым двигателем, - одна из первых подобных конструкций в Германии!






Король обратился к мюнхенским художникам и архитекторам с предложением предоставить ему на утверждение проекты будущего замка. Особенно пришлись ему по душе акварели художника-декоратора придворного театра Кристиана Янка, создававшего в свое время эскизы для постановок опер Рихарда Вагнера. В целом проект и эскизы разработали Эдуард Ридель, художник-декоратор Кристиан Янк и Гёорг Долльманн.



Эскизы.



Нойшванштайн (Новый Лебединый Камень) становится импозантной строительной площадкой, где применяется новейшая строительная техника, как, например, кран с паровой тягой. А для рабочих организуется первая социальная касса взаимопомощи. Статистика периода с 1879 и 1980 годов называет колоссальные цифры расходов на строительные материалы: 465 тонн мрамора из Зальцбурга, 1550 тонн нюртингского песчаника, 600 тонн цемента, 400000 тонн кирпича и более 2000 кубометров древесины на леса.



За счет этого строительства в Баварии начинается расцвет прикладного и строительного ремесла, неизвестного доселе. Строительство замка также означало для местных жителей предложение новых рабочих мест как для мужчин, так и для женщин. Жительницы нескольких окрестных деревень в течение многих лет выполняли по эскизам художников и самого короля великолепные вышивки для портьер и штор. Король был поистине кормильцем для своих «соседей-простолюдинов». Поэтому неудивительно, что местные жители просто обожали своего короля.



Чтобы находиться вблизи работ, король торопил строителей с завершением воротного строения (пропилеи). Он хотел сделать там себе небольшую квартиру на период стройки.



Нойшванштайн - это не просто памятник архитектуры, памятник истории и т.д. и т.п. Этот замок - пожалуй, самый «людвиговский» из всех замков баварского короля - сохранил в себе нечто сакральное, непостижимое, не от мира сего. Недаром баварцы говорят, что «тело короля Людвига покоится в Мюнхене, в Михаэлькирхе, но дух его остался в замке Нойшванштайн!» Так пусть нас ведет по замку не равнодушный экскурсовод, повторяющий безликий заученный текст или не аудиогид, а сам дух короля Альп…






Итак, мы входим в Главные ворота, отделанные красным кирпичом, что создает яркий контраст с белым известняком всего остального комплекса зданий.



Сначала мы попадаем в так называемый Нижний двор (Unterhof).















Из Нижнего двора небольшая лестница ведет в Верхний двор (Oberhof). По оригинальному плану здесь должна была быть построена 90-метровая башня - Донжон (Donjon), а в ее основании должна была расположиться Готическая часовня (Kapelle) - ее контуры обозначены мощением на площадке Верхнего двора.



Эскизы интерьера часовни.




Если бы эта импозантная башня высотой в 90 метров была бы построена, то она намного превышала бы существующую четырехугольную башню и тем самым абсолютно изменила бы внешний вид замка Нойшванштайн.



Вид на часовню в сторону Нижнего двора.



Теперь мы стоим на месте, где должна была находиться часовня, за нашей спиной - Нижний двор. Прямо перед нами высится главная часть замка - величественный Палас (Palas), который соединен с Квадратной башней и Главными воротами длинным узким зданием - Рыцарскими палатами (Ritterhaus).



На фронтоне с одной стороны - изображение Мадонны «Patrona Bavaria», а с другой - святого Георга на коне, принадлежащие кисти художника Вильгельма Хаушильда (Hauschild; 1827-1887). Венчает фронтон гигантская фигура льва, герба Баварии.



Прежде чем продолжить прогулку по замку следует оговориться, что в каждой комнате настенные росписи повествуют о том или ином мифе или легенде. При этом стены расписывались исключительно по мотивам древних германских мифов, а не по сюжетам опер Вагнера, как утверждают многие путеводители. Для того, чтобы передать атмосферу замка и отдельных комнат, желательно, конечно, озвучить и сам миф. Но, чтобы не утомлять читателя, я ограничусь лишь краткими зарисовками.






Кухня на первом этаже сохранена в том же виде, в каком была при жизни Людвига II, когда функционировала с 1834 по 1886 год. Она была связана со столовой короля с помощью специального лифта, проходившего целых три этажа. Огромный свод опирается на колонны из отполированного лепного гранита. В середине кухни находится большая отдельно стоящая румфордская плита, за ней - кухонный гарнитур, на котором готовилась пища. Рядом - два больших разделочных топчана из кленового дерева.



Возле стен расположены кухонные полки и шкафы, в одном из которых находился холодильник. Над ними, вдоль стены,- проходили железные полки, на которых ставилась медная кухонная посуда.



У настенного гриля вертело вращалось за счет самонагрева.



Обороты вращения настраивались в зависимости от нагрева. Подогрев горячей воды в те времена был новшеством. В замке на всех этажах была проточная вода, проходившая из источника, проходившего чуть выше замка. Рядом с кухней находилось пять больших печей. С помощью горячего воздуха, исходящего от них, отапливался весь замок.









Интересна была электрическая система звонков для вызова слуг, работавшая на батареях. С помощью визуальной индикации можно было видеть, из какой комнаты идет вызов.
В замке применялся также телефон, связь по которому была возможна в самом замке и вплоть до нижнего замка Хоэншвангау. Эта система работала тоже на батареях. Вернер фон Сименс сделал ее для короля.



В момент пребывания монарха в Нойшванштайне его обслуживали 30 слуг. Они жили в пяти комнатах, на следующем этаже, обставленных мебелью из дуба, по два человека в каждой. Все комнаты до сих пор обставлены так, как это было раньше.



Теперь я предлагаю пропустить следующий этаж - к нему мы обязательно вернемся - и подняться по башенной винтовой лестнице, ведущей на верхний этаж в святая святых замка Нойшванштайн - Залу Певцов.

См. Нойшванштайн. Часть 2: Зал Певцов и Тронный Зал

Бавария, Людвиг II Баварский, Куда приводят чужие мечты, Германия

Previous post Next post
Up