Если вам вдруг нечем заняться на выходных или же вы совершенно не представляете, куда бы еще сводить своих иностранных друзей/родственников/и т.д., то почему бы вам не съездить в Чернигов?
В Чернигове уютно, приветливо и благостно.
Много писать не буду. Это ж не Иран, про Чернигов на русском немало и содержательно.
Вал (или Дитинец):
Монастыри издалека:
Спасо-Преображенский собор (действующий).
Внутри:
И снаружи:
Борисоглебский собор (уже музей):
Здесь хранится черниговский Семаргл:
И некоторое количество (не скажу, что много) всяких разных штучек:
Черниговский коллегиум (первое высшее учебное заведение на территории Левобережной Украины):
Три последних строения находятся приблизительно в двадцати метрах друг от друга:
И все спрашивают, зачем надо было строить рядом три церкви.
В Коллегиуме есть, в частности, выставка старинных икон. Почти все они кажутся мне очень странными.
Вот, например, Троеручица:
Я знаю, что это распространенный сюжет. Но удивляться не перестаю.
Богородица с лестницей в окружении разных святых:
В том числе святой коровы:
И святой курицы:
Стереоикона:
С одной стороны она выглядит так:
А с другой - вот так:
А еще в коллегиуме можно получить наглядное представление об особенностях учебного процесса в 17-м веке:
Пятницкая церковь (новая, недавно отстроенная):
Центр (после Киева аж не верится, что в городе может быть так пустынно):
Троицкий собор:
Его колокольня:
И при нем мужской монастырь (действующий):
Ильинская церковь:
Возле Ильинской церкви вход в Антониевы пещеры. Заложил их тот самый Антоний Печерский, который изначально окопался в Киево-Печерской лавре. И киевские пещеры сейчас нервно курят в сторонке по сравнению с пещерами черниговскими. По первым можно пройти за пять минут, а по вторым экскурсию водят где-то полчаса, если не дольше.
Самым интересным в пещерах на этот раз был рассказ о том, как там раньше хоронили умерших отшельников.
Не знаю, может быть, вы и без меня в курсе, но я все же вкратце перескажу. Лично я от православной церкви таких сюрпризов не ожидала.
Итак. Когда монах в пещерах умирал, его несли в особенную комнату, клали в яму, вырытую в полу, и закрывали деревянным щитом. Через пару лет останки из ямы доставали, отделяли череп от остальных костей, подписывали обе части и аккуратно раскладывали на полочках.
Это фотография костницы (так называется комната с полочками) с Афона. В Чернигове еще во времена татаро-монгольского нашествия потолок костницы обвалился, откопали это помещение не так давно, и полочек с подписанными черепами там уже нет. Но они были. Примерно такие же, как на фотографии.
Второй самой интересной вещью в пещерах оказался мой перевод экскурсии на английский язык.
Тут надо уточнить, что мне раньше как-то не случалось переводить рассказы о древних способах захоронения на английский язык.
Более того, раньше мне как-то не случалось переводить на английский язык устно (и почти синхронно) что-либо в принципе.
Но когда я это сообразила, экскурсовод уже был оплачен и позван, канадцы воодушевлены, и боржоми пить оказалось однозначно поздно.
В целом, дебютировала я успешно. Не считая некоторых моментов.
Так, во время рассказа о подземном кладбище я быстро вспомнила оба слова, но второе только примерно. На самом деле оно, конечно же, «cemetery». И я твердо помнила, с какой буквы оно начинается. Но поскольку букву эту, случается, произносят по-разному, а что там за ней следует дальше, я уже припомнить не успела, то, не моргнув глазом, я объяснила слушателям про «андеграунд кеместри». А «chemistry» - это, как вы понимаете, совсем даже не кладбище.
С (бабушка дама из
этого поста) с пониманием кивала всю дорогу (Ага, underground chemistry. Да, все понятно. Это же underground chemistry. Вот именно в этом помещении оно и было. Ну, разумеется). А в конце экскурсии деликатно спросила: Аня, мне показалось, что монахи делали здесь какие-то снадобья из костей. Но они же не делали этого, да?
Все еще не понимая, откуда в ее голове появились такие странные идеи, я адресовала вопрос экскурсоводу. Она посмотрела на нас как на тихо помешанных.
Не, ну а че? После такого захоронения, я считаю, снадобья из костей в исполнении православных монахов-отшельников - это не такая уж безумная мысль.
В Киеве руководительница канадцев и профессиональный переводчик с большим стажем немного утешила меня рассказом о том, как она сама в разговоре со страдающими от хронического похмелья подопечными, перечисляя в очередной раз прелести их исторической родины, невзначай перепутала ботулизм с метаболизмом.
Я утешилась и через пару дней «заполировала» черниговский дебют переводом лекции о философии Григория Сковороды. Пошла переводить я, не беря в голову дурного: без словаря, и даже без бумажки с ручкой. (Но зато с гитарой. Потому что на тот момент меня гораздо больше волновало, как мои студенты будут
исполнять «Изгиб гитары желтой» с учетом того, что слова «звездно-снежный» выговорить могу только я). И теперь горжусь тем, что сходу не осилила, пожалуй, только «шмеля», «басню» и «эпоху Просвещения».
А в Чернигове есть еще Елецкий женский монастырь:
Действующий
Ну, вот, пожалуй, и все.