От некоторых интернет-новостей я аж подпрыгиваю, и потом немедленно и надолго расчувствовываюсь... В милом моему сердцу, гигантском двадцати и сколько-то-там еще миллионном Сан-Пауло вчера инаугурировали новую линию метро (фото у
brasileiro_ru здесь). Автоматическую, где можно сидеть в переднем вагоне и смотреть вглубь туннеля через стекло. С кондиционером и антишумовой защитой.
Почему, казалось бы, нужно отдельно восхищаться тем, что в вагонах метро есть кондиционер? Жители Парижа меня поймут.
Старые вагончики парижского метро, где нужно дергать за ручку, чтобы выйти из вагона, поначалу мне нравились. Несмотря на полное отсутствие места для ног между сидениями (ноги приходится поджимать под сиденье - просто поставить их на пол или положить ногу на ногу не получается), грязные запятнанные матерчатые покрытия кресел, исписанные стекла окон и (ну почему?) отсутствие поручней вдоль потолка. Но с течением времени романтика музейных вагончиков для меня выдохлась. Теперь, с наступлением двадцатиградусной жары, ко всем прочим неудобствам вагончиков добавилась спертая духота. Хотя кондиционирование воздуха не предусмотрено здесь практически нигде. И в университете, и в моих любимых вегетарианских ресторанчиках - та же удушающе жаркая атмосфера.
Надо мной даже посмеиваются - мол, в Бразилии ты-то привыкла к жаре... Но в бразильском климате кондиционеры работают везде. В метро гулко и прохладно. На работе - простужающе ветрено. Выходя из дома в тридатиградусный жар, важно не забыть взять с собой кофточку. Иначе обязательно простудишься в первом же закрытом помещении. Впрочем, точно также в Сан-Пауло подшучивали надо мной, что сибирякам бразильская зима не страшна. Но никогда в жизни я так не мерзла, как в Бразилии... Там для короткой трехмесячной десятиградусной зимы отопление не предусмотрено. На улице десять градусов - дома тринадцать. В сочетании с одностекольными, легкопродуваемыми окнами - эффект потрясающей силы. Но все же - холод лучше жары.
Впрочем, возвращаясь к метро... В Сан Пауло за все девять лет я ни разу не видела ни одного исписанного окна. Если кто-то портит вагон - стекла сразу заменяются, чтобы не провоцировать последующих деятелей. Сиденья пластиковые, и из депо вагоны приезжают пахнущими чистотой и парфюмом. Как минимум на конечной в вагон зайдет пожилая мулатка в сетчатой шапочке на черных волосах, и аккуратно сметет немногий накопившийся мусор на совок. В Париже на пол вагонов смотреть довольно неприятно. Бумажки, бутылки, забытая одежда, какие-то лужи... С наступлением жары воздух внизу обретает устойчивый запах мочи. Правда, в чистом и современном метро в Сан Пауло меня грабили в вагоне в божий белый день с револьвером. Но это было всего один раз за девять лет.
Зато в метро Сан Пауло есть дорожки для слепых - один тип резиновых пупырышек на полу ведет к кассам, другой - к платформам (это я уже фотографировала
тут). Служащие метро в светло-зеленых рубашках провожают и встречают людей с проблемами со здоровьем по первому требованию. Катят коляски с инвалидами (на выходе из вагона на станции назначения человека встретит другой служащий, которого заранее вызывают по рации), ведут под руки слепых. Все станции оборудованы лифтами для пожилых. Метро Парижа строилось как будто бы сумасшедшими дождевыми червями, и бесконечные узенькие переходы распадаются на многочисленные лестиницы вниз и вверх. Каждый день я вижу молодые пары, таскающие коляски с детьми по этим лестницам на руках. Эскалаторы при этом есть далеко не везде, да и с коляской подниматься на них запрещено. Инвалидов в колясках в парижском метро я практически не встречаю. Может быть, это сила европейской медицины, или, кто знает, каждому инвалиду - по машине (и четыре часа в пробках, чтобы проехать через город?)... будем надеяться, что дело не в том, что колясочников, в отличие от пухлых младенцев, таскать по лестницам некому.
Только что убедилась, что метро Сан Пауло 23 марта 2010 года на общей конференции метро мира в Британии было признано лучшим метро Америк, превзойдя все метро Штатов и Канады. Одним из критериев была как раз общедоступность для людей с проблемами здоровья. Если бы речь шла о другой стране, я бы не вела об этом такие долгие разговоры... но ведь многие до сих пор представляют Бразилию как отсталую страну третьего мира.
Единственный недостаток метро Сан Пауло - для нашего гигантского города оно довольно маленькое. Всего четыре линии (35 километров, 56 станций). Существует обширная система электричек в пригородах (253 км путей), но ими живущие в центре практически не пользуются. В Бразилии была очень устойчива автобусная мафия - настолько, что даже междугородние железные дороги не просто дезактивировали, а разобрали пути еще несколько десятков лет назад. В городах разбирали трамвайные рельсы, а автобусная система обретала умопомрачающую сложность. В Сан Пауло автобусные номера - четырехзначные (про автобусы я уже писала
раньше).
Но в следующие 10 лет сан-паульцы планируют нарастить двести километров железнодорожных путей, и со вчерашнего дня у нас есть пятая линия! В течение следующего года обещают открыть даже станцию возле моего последнего универcитета, УСП. Я туда последние три года ездила на красненьком автобусе 7725, отходящем от терминала возле моего дома на Вила Мадалена. А вот вернусь туда через полтора года - и... и... и... сяду на автоматическую линию, и поеду, глядя через переднее стекло вглубь тоннеля.
И короткий взгляд на сайт новостей метро Сан Пауло:
- кампания на станции Се по обучению аутоанализу (как это по-русски? когда сам ощупываешь?) тиреоидной железы;
- на станции Санта Сесилия - поэтической конкурс, организованный Домом Роз;
- выставка об истории бразильского футбола на станции Вила Мадалена (моя родная!!!);
- на станциях Татуапе, Се, Параизо, Сантана, Санто Амаро - кампания по обучению оказанию первой помощи людям с сердечными проблемами для всех желающих, установлены 30 манекенов, видеоаппаратура и дефибрилляторы (заметка в новостях - все 56 станций метро Сан Пауло оборудованы дефибриляторами, и все 2500 служащих прошли через тренировки по их использованию. Смысл обучения пассажиров в том, чтобы уметь распознать признаки и оказать первую помощь, пока к тебе бегут... в среднем случается одна остановка сердца в метро в месяц. Выживаемость, правда, пока - 36%);
- библиотеке на станции метро Санта Сесилия исполнилось два года. Всего в метро шесть бесплатных библиотек (при поддержке министерства культуры), 40 тысяч зарегестрированных, 450 тысяч книг прочитано... Библиотека Санта Сесилии выделяется своей детской коллекцией и подборкой книг со шрифтом Брайля для слепых;
- на 25 станциях метро организована неделя дежурств для выслушивания критики и предложений пассажиров.
P.S. Сан-паульское метро вообще богато на выставки и культурную жизнь. Правда, иногда довольно эстравагантные. Вспомнилось - выставка безумных мужских трусов на той же родной Вила Мадалена... зафотографирована
тут.