год после переезда, мир Буа-Гийома и Португалия

May 05, 2014 01:32

1го мая - это ровно год, как я переехала в двухэтажную руанскую квартиру возле вокзала. Пару скромных сумок перетащила заранее из руанского общежития, матрас-столы-книжки-специи привезли из Парижа на машине. Город был вымерший - праздник!, все рестораны закрыты, на улицах никого. Мой помощник собрал столы и сразу уехал, а я стала в Руане жить. Первые Мои Шкафы после пяти месяцев житья в Бразилии по друзьям, занавесочки, разведка кратчайших путей до вокзала и в Париж... pequenas coisas, основа бытия.

Прошел год. На майские праздники ко мне приехали друзья. С сушеными грибами, рисом и уже порезанным салатом. Заваривать чай вместе, заботливо делать друг другу еду, все зеленые тарелки до сих пор целы. На десерт выдержанный том и une tradi (ох уж эта французская манера сокращать все подряд!). В холодильнике та же бутылка, что и год назад, потому что штопора так и нет. По вечерам сидим над афишей Праздника Музыки.

Мои гости самостоятельные, ездили в Гавр (оказывается, там не только спальные приокеанские районы, но и висячие сады, и церковь-игла какая-то) и Дьепп. Я один из этих дней провела в Париже на репетиции и ужине в музбаре - хорошо где-то мотаться, когда дома кто-то есть... Музбар тот же, где у нас неделю назад был концерт. Там дают салат с горячим козьим сыром и вкусный сидр. Поляки играют в цыган... я этих песен не знаю, но уже узнаю, на всех парижских "цыганских" концертах поют одно и то же.

Утром в пятницу ездила в мэрию Буа-Гийом, забирала ежемесячник с культурной программой. Наш концерт  - украшение месяца, на красном фоне и с фоткой. Остальное - занятия йогой, посиделки, даже конкурс верховой езды на пони... Еще (вот тут слева сверху) - выставка моей новой русской подруги Жени, художницы. Мы и в мэрию вместе ездили, вместе забирали журнальчик, обещали друг к другу на мероприятия ходить. Ехали обратно в центр на автобусе, рассказывали друг другу, как у мэрии зал добыть, как - церковь для выставки. Интересно. Вечером Женя пришла к нам на чай, штопор принесла! А то бы ждать следующей годовщины переезда уже двум бутылкам. Пили - за Руан... ну да, мне впервые хочется пить за Руан. Если мэрия дает нам концертный зал на 250 мест и помогает с рекламой, меня все устраивает!

Еще в эти прекрасные гостевые дни окончательно придумалось путешествие в Португалию. Билеты на конец июня мы с А. уже взяли; пока моталась в Париж на репетицию и обратно, прочитала гид и решила точный маршрут. Прилетим в Лиссабон, улетим из Порто, между ними шесть дней. Заедем в Каскайс, Синтру и Коимбру. Ориентироваться в поездах будем на месте. Вряд ли для кого-то путешествие в Португалию может иметь такое значение, как для меня... Бразилия во многом выросла из Португалии, я не только говорю на языке, я знаю бразильскую колониальную архитектуру, историю императорской семьи, историю борьбы за независимость - бразильскими глазами. Я десятки раз пела с нашим хором бразильский гимн, который начинается словами о берегах Ипиранги, над которыми раздался крик дона Педро. Жила рядом с парком Ипиранги, где есть Дом Крика. И никогда не задумывалась, что там в Португалии было после этого -  а ведь, оказывается, потом в Португалии были еще Марии I и II, а с 1910 года там республика. В Бразилии считаются о-о-о шикарными блюда из сушеной трески, и опять же никогда я не задумывалась, что это еда португальских мореплавателей. Сушеную треcку не люблю ужасно - конечно, ее вымачивают, но она жутко соленая и пахучая!, а ведь ее делают и на праздничный обед на Пасху, попробуй скажи нет! И если в пиццарии в буфете разносят шарики из трески, тоже все скажут о-о-о, это с блюдечек исчезает сразу. И теперь я узнаю секрет - что там такого волшебного в этой треске было, что этот вкус вошел в бразильскую культуру на поколения при всем чудесном разнообразии еды по ту сторону Атлантики.

Еще узнала из гида, что британская традиция пить чай появилась благодаря Катарине де Браганса, португальской жене Карла II. И вообще Браганса - это фамилия одной из ветвей португальской монархии, а не только название автобусной компании, которая возит пассажиров из Сан-Паулу в штат Минас-Жерайс. Такое ощущение, что поездка в Португалию мою бразильскую реальность может перевернуть. Узнаю ли я там - Бразилию?

Да-да, я читаю новости. Со своей стороны, делаю все возможное для того, чтобы в моем окружении никому друг друга бить битой не захотелось. Слушайте хорошую музыку, ходите на выставки, пейте чай. В мире есть много прекрасного для совместных взаимнообогащающих занятий, кроме политических раздоров. Культурная общность - именно то, что позволяет беседовать, вместо того, чтобы бить оппоненту между глаз. Путешествия приносят понимание того, что мир разный, а праведный гнев - форма безумия. Pequenas coisas это очень важно, они держат мир, когда большие не работают.